Анна Малышева
Конспект занимательной деятельности с детьми 3–5 лет по познавательному развитию «Здравствуй, зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занимательной деятельности с детьми 3-5 лет по познавательному развитию на тему: «Здравствуй зимушка-зима»
Цель: Расширение знаний детей о зиме, как времени года, через разные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить знания детей о характерных признаках зимы (выпал снег, холодно и др.)
- Формировать понятие о свойстве снега; учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает в теплой комнате). Поощрять любознательность и инициативу.
Публикация «Конспект занимательной деятельности с детьми 3–5 лет по познавательному развитию „Здравствуй, зимушка-зима“» размещена в разделах
- Расширять словарный запас детей словами: снегопад, метель, вьюга, морозный день, зимние узоры.
- Расширять представления детей о богатстве родного края, о растениях, растущих в данной местности.
- Формировать умения различать деревья по внешнему виду.
Развивающие:
- Развивать интерес детей к миру природы, к природным явлениям (мороз, вьюга, снегопад, метель)
- Развивать исследовательский и познавательный интерес к экспериментированию со снегом.
- Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
- Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.
- Развивать умение действовать по словесной инструкции взрослого.
- Развивать зрительное внимание, слуховую память, общую и мелкую моторику, дыхание.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе, способность замечать красоту зимней природы.
Ожидаемый результат:
1. Дети имеют представление о характерных признаках времени года зима.
2. Дети имеют представление о свойствах снега.
3. У детей пополнился словарный запас словами: снегопад, метель, вьюга, ледяной дождь, морозный день, зимние узоры, сугробы.
4. У детей возник интерес к природе родного края и желание защищать её.
Предварительная работа: цикл наблюдений за деревьями на прогулках; беседы о деревьях; наблюдение за снегом на прогулке, чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстрации о зиме, наблюдение за природными явлениями (снегопад, рассматривание снежинок во время прогулки, знакомство с загадками и пословицами о зиме, настольная игра – лото: «Времена года», дидактическая игра: «Когда это бывает?»; рассматривание зимних пейзажей, презентации «Посёлок Сиверский моя Родина».
Методы и приемы: игровой (сюрпризный) момент, игра «Серебряный колокольчик», пальчиковая игра «Вьюгу вью», дидактическая игра «Помоги кукле подобрать зимнюю одежду»; словесный (художественное слово, разгадывание загадок, беседа, словесная дидактическая игра «Зимние слова», игра «Угадай и назови», вопросы детям, индивидуальные повторения, поощрение, наглядный (демонстрация презентации, исследовательская деятельность «Какой снег?»
Материал и оборудование: кукла в летней одежде, одежда для куклы, снег в тазу, колокольчик, снежинки для зрительной гимнастики, «смайлики – снежинки»; презентация «Здравствуй Зимушка- зима», ноутбук.
Ход занимательной деятельности.
1. Вводная часть.
Введение в тему, создание мотивации.
Приветствие детей
Нам «Здравствуй» говорить не лень,
Начиная новый день.
Каждый каждому тут друг
Справа друг и слева друг,
Мы крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. Она надела красивое платье, туфельки, панамку, чтобы прийти к нам в гости, но очень замерзла пока шла к нам по улице. Как вы думаете почему? (дети: на улице холодно, снег)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года наступило? (ответ детей)
В это время года
Ложится спать природа,
Укрывшись белоснежным
Пушистым снегом нежным.
В снегу деревья и дома,
Мы говорим: «Пришла. (зима!»
Воспитатель: Наступила зима. А какая же она, зимушка-зима? Вы хотели бы узнать? (ответ детей) Садитесь на стульчики и куклу Катю посадим послушать, а я вам расскажу про время года зима.
Основная часть.
Воспитатель: (Слайд 2) Зима – очень красивое время года. Посмотрите, как красиво зимой у нас в Сиверской! Наш посёлок красив в любое время года, а особенно зимой.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
- Догадались, что это такое? Правильно это снег.
Воспитатель: Подойдите ко мне, пожалуйста, и посмотрите, что у меня в тазике? (снег)
Исследовательская деятельность «Какой снег?»
Дети подходят и внимательно рассматривают снег. Воспитатель предлагает потрогать его и сказать, что они чувствуют?
- Какой снег в тазике? (холодный, белый, мягкий, хрустящий, сверкающий, блестящий)
- А на что похож снег? (на мороженое, на вату)
- Понюхайте снег, чем он пахнет? (нет запах)
- А из чего состоит снег?
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …
(Снежинки)
- Правильно, снег состоит из снежинок.
- А вы хотите узнать, из чего состоят снежинки? Чтобы это узнать, нам необходимо немного времени. Этот тазик со снегом мы оставим, а сами продолжим смотреть презентацию. А в конце занятия вы увидите, из чего состоят снежинки.
Сообщение нового материала детям о зиме
Воспитатель обращает внимание детей на доску. (работа с презентацией)
Воспитатель: (Слайд 3)
Ледяные мотыльки
Белоснежны и легки,
За окном весь день кружат.
Что же это… (снегопад)
- Ребята, когда много-много снежинок падает с неба, это явление называется снегопад. Посмотрите, какой снегопад бывает в нашем лесу. Снега так много, что даже ветки ели не выдержали и прогнулись под его тяжестью.
Воспитатель: (Слайд 4)
Мы снежинки. Это мы
Парашютики зимы.
Это мы над вами кружим,
Это мы с ветрами дружим.
Мы танцуем дни и ночи,
Даже несколько недель.
Наши танцы, между прочим,
Называются — … (Метель)
- А когда снежинки кружатся, ветер их несет, это явление называется метель.
Воспитатель: (Слайд 5)
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок — мой младший брат —
Мне всегда бывает рад.
(Вьюга)
- А если ветер сильно дует и завывает, то это явление называется вьюга. Послушайте, как воет вьюга.
Прослушивание фонограммы «Вьюга»
Воспитатель: Разыгралась настоящая вьюга! В такую погоду мы не сможем выйти из детского сада погулять. Что же нам делать? (ответ детей) Давайте прогоним вьюгу.
Воспитатель: Будем вьюгу прогонять, на кулачки её наматывать!
Пальчиковая игра «Вьюгу вью»
Вьюгу, вьюгу, вьюгу вью, (крутят согнутыми руками со сжатыми кулачками)
Колотушкой колочу, (ритмично хлопают в ладоши)
Приколачиваю, (ритмично постукивают кулачком о кулачок)
Заколачиваю!
Вот настала тишина, (разжимают кулачки, показывают ладони)
Вьюга больше не слышна! (разводят руки в стороны)
Воспитатель: (Слайд 6) Ребята, мы с вами прогнали вьюгу. Посмотрите, как всё изменилось вокруг? Посмотрите, какие сугробы намело.
- Где лежит снег? (снег лежит на дорогах, на полях, на крыше домов, наша река Оредеж тоже отдыхает подо льдом и снегом).
Какой красивый у нас посёлок в зимнем наряде, пушистое снежное покрывало укрыло всё вокруг.
Воспитатель: (Слайд 7) Посмотрите, где еще лежит снег? (снег лежит на деревьях)
Воспитатель: Да, как много снега на деревьях. Как вы думаете для чего снег на деревьях и под деревьями? (чтобы деревья не замерзли)
Воспитатель: Все деревья и земля укрыты пушистым, белым снегом. Люди говорят: «Зима укрыла снежным одеялом». Под снегом деревьям и земле тепло.
Воспитатель: (Слайд 8) (для детей средней группы)
Давайте, вспомним какие деревья растут у нас в Сиверской и попробуем узнать, какое дерево спряталось под снегом.
Игра «Узнай и назови»
Воспитатель: (Слайд 9) А сейчас дадим отдохнуть вашим глазкам. Двигаются только ваши глаза, а не голова. Все внимание на снежинки! (организуется на ковре, раздать детям снежинки)
Гимнастика для глаз «Снежинки»
Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели
Глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели
Глазки влево посмотрели.
Вот снежинки вверх летят
Глазки вверх ребят глядят
Вниз снежинки опустились
Глазки деточек закрылись
Глазки детки закрывают,
Глазки деток отдыхают.
Воспитатель: Зимой бывают сильные морозы. Мороз – это когда очень, очень холодно. И в морозный день взрослые, и дети сидят дома в тепле, чтобы не обморозиться.
Воспитатель: Мороз звенит в серебряный колокольчик и весело говорит: «Зима пришла!» Позвоните в колокольчик и радостно скажите своему соседу: «Зима пришла!» и передавайте колокольчик друг другу.
Игра «Серебряный колокольчик»
Цель: Развитие позитивного взаимодействия в детском коллективе; освоение детьми передачи эмоций радости, удивления.
Воспитатель: В морозный день на окнах появляются красивые и причудливые зимние узоры. (Слайд 10)
Воспитатель: Давайте, ребята, чтобы нам не замерзнуть подвигаемся, да погреемся.
Физкультминутка «На прогулку»
Пришла Зимушка-Зима, (обзорный жест рукой)
Мороз и вьюгу принесла.
Мы сейчас гулять пойдем, (шагают на месте)
Вещи теплые возьмем.
Наденем на ножки (наклонились, указать на ноги)
Теплые сапожки, («надевают на ноги сапожки»)
На ручки - рукавички (на руки надевают рукавички)
Теплые сестрички.
Наденем шубки меховые, (надевают «шубку»)
Шапки шерстяные. (надеваем «шапку»).
Мы оделись потеплей, (шагаем на месте)
И пошли гулять скорей.
По сугробам мы шагаем,
Выше ножки поднимаем! (шагаем высоко поднимая колени)
Очень холодно зимой –
Побежали все за мной! (бег на месте)
С бегом будет веселей,
С бегом будет нам теплей.
Хорошо гулять зимой
В одежде теплой меховой! (шагаем на месте)
Воспитатель: Ребята, давайте поможем кукле Кате и оденем её теплее, чтобы она не замерзла, когда пойдет домой по улице.
Дети вместе с воспитателем подбирают кукле теплые вещи.
Д/и «Помоги кукле подобрать зимнюю одежду»
Воспитатель: Катя, ты теперь поняла, как тебе нужно было одеться, чтобы идти гулять на улицу?
Воспитатель: Зима бывает разная то злая, то добрая. Зима добрая, когда можно играть на улице в снежки, кататься на горке, на коньках, на лыжах, лепить снеговиков.
Про время года зима можно сказать, что она злая, когда очень холодно, сильные морозы, воет вьюга, и нельзя гулять.
Воспитатель: Зима – это веселое время года для ребят. Она приносит нам много игр и забав. Ребята кто любит зиму? За что Вы любите зиму?
Свои высказывания начнем со слов: Я люблю зиму, потому что… (можно кататься на санках, коньках, лыжах, можно играть в снежки, лепить снеговиков, потому, что кругом снег, потому что Новый год и Рождество, потому что у меня день рождения, потому, что после зимы придёт весна)
Воспитатель: Я люблю её за то, что она восхищает своей красотой, радует праздниками и развлекает снежными забавами. Зима, прекрасное время года.
Игра «Зимние слова» (для детей средней группы)
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, мороз, Новый год, жара, санки, стрекоза, лед, рукавички, одуванчик, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, дождь, вьюга, загорать, снегопад, лыжи, самокат, санки, метель, трава, снег, цветы, муравей).
Молодцы, все были очень внимательны.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, когда на улице идет снег, как это явление называется (снегопад)
- А когда ветер кружит снежинки в воздухе, как это явление называется? (метель
- А если дует сильный ветер и завывает, как это явление называется? (вьюга)
- А в какой день дети и взрослые сидят дома в тепле и не желают выходить на улицу? (в морозный день)
Воспитатель обращает внимание детей на тазик со снегом.
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу. Посмотрите, что стало со снегом? Куда исчез снег? (растаял) Во что превратился снег? (в воду) Почему снег растаял? (в комнате тепло)
Воспитатель: Да в комнате тепло, поэтому снег постепенно растаял и превратился в воду. Ребята, какой можно сделать вывод, из чего состоят снежинки? (снежинки – это замерзшая вода)
Воспитатель: Ребята, у меня в коробочке лежат снежинки грустные и веселые. Если вам понравилось наше занятие, то возьмите веселую снежинку, если нет, то грустную снежинку и положите смайлики на стол. (дети делают свой выбор)