Наталья Попова
Конспект занимательного занятия по знакомству с основоположниками русской письменности Кириллом и Мефодием
▼ Скачать + Заказать документы
для детей подготовительной группы 6 - 7 лет
• Цель: Раскрыть деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской азбуки (кириллицы).
• Оборудование: на доске азбука старинная и современная, изображения старинных книг, репродукции святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, иллюстрации писем – рисунков первобытных людей, альбомные листы, фламастеры.
. Персонажи: Знайка, воспитатель.
Ход:
Публикация «Конспект занимательного занятия по знакомству с основоположниками русской письменности Кириллом и Мефодием» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу, вас там многому научат, знаете о школе есть одна очень интересная песенка, она мне очень нравиться, давайте послушаем и узнаем, чему же вас будут учить в школе?
(включается запись песни : «Учат в школе», к концу песни входит Знайка, в руках держит букварь).
Знайка: Здравствуйте, это школа?
Воспитатель: Нет, это детский сад но, мы почти школьники так как это подготовительная группа и мы скоро будем провожать детей в первый класс.
Знайка: Я проходил мимо и услышав песню о школе, решил, что это школа и мне расскажут все что знают о том, кто придумал азбуку?
Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать, всегда ли были буквы такими как сейчас? (ответы детей) Знайка присаживайся к ребятам и слушай.
Я вам расскажу историю возникновения букв и кто создал азбуку такой, какой мы её с вами видим у Знайки.
Очень давно, когда люди ещё не придумали алфавита, но они хотели общаться друг с другом, они письма рисовали на стенах своего жилища, на шкурах животных, на коре деревьев, но это было, очень не удобно, ведь на письмо уходило много времени и нужно было много места. Вот посмотрите, это письма древних людей попробуйте узнать, что они хотели рассказать в этих письмах. (к вниманию детей предоставляются письма – рисунки древних людей, предлагают версии, того о чем повествуют рисунки).
Воспитатель: Ну вот, мы с вами попытались разгадать рисунки древних людей, я вам предлагаю попробовать нарисовать письма самим.
( вызываются двое детей к мольбертам и им предлагается нарисовать: одному – «Мы сегодня ходили играть в футбол», «У меня был день рождение и мне подарили подарки». (рассматриваем работы)
Воспитатель: Вот вы видите, что на письма с рисунками уходит много времени, люди со временем упрощали рисунки (иллюстрация упрощенных рисунков).
Потом перешли на значки, вот посмотрите был такой алфавит назывался «Глаголица». Посмотрите какие интересные, красивые знаки. (показывается алфавит - глаголица)
Алфавит гораздо старше азбуки. В 9 веке, одиннадцать веков назад, азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. Да, наших букв, к которым мы так привыкли, которые называют кириллицей - их не было. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своём языке ни книг, ни даже писем друг другу. Как же и откуда появилась наша азбука и почему её называют кириллицей?
В 9 веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции, жили два брата – Константин и Мефодий. (иллюстрации Кирилла и Мифодия)
Были они люди мудрые и очень хорошо образованные и отлично знающие славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и их смысле).
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл)
Как же они создали азбуку?
Они взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. (греческий алфавит)
Альфа - для нашего звука [а]
Вита - для нашего звука [в]
И так далее.
Так что наша азбука - «дочка» греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.
Задание №1
1. На доске вы видите старинную и современную азбуку. Подумайте, какие буквы похожи на современные, а какие отличаются.
2. Нарисуйте сами красивую старинную букву.
Задание №2
В современных книгах можно встретить такие старинные слова, которые могут показаться нам необычными. Раньше эти слова были понятны каждому, их использовали и в простой речи и в разных книгах. Сейчас такие слова живут в книгах, которыми пользуется Православная церковь.
Среди них есть слова, которые обозначают части нашего тела.
А сейчас мы поиграем. Я буду называть части тела на славянском языке, а вы подумайте и скажите, что это может обозначать на нашем языке.
Глава (голова, чело (лоб, очи (глаза, вежди (веки, ланиты (щеки, уста (рот, выя (шея, рамена (плечи, длань (ладонь, десница (правая рука, шуйца (левая рука, персты (пальцы).
Воспитатель: Ну, что ребята интересной у нас получилась экскурсия по азбуке. А, тебе Знайка понравилось?
Знайка: Да, мне очень понравилось, а теперь мне пора возвращаться, до встречи в школе.
(уходит).