Лучший педагог года

Конспект занятия по знакомству с русской печкой в старшей группе

Ирина Бабушкина
Конспект занятия по знакомству с русской печкой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с устройством и назначением русской печи;

Задачи: закреплять умения использования в речи знаний русского фольклора : загадок, пословиц, сказок.

Развивать связную речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.

Предварительная работа с детьми:

Публикация «Конспект занятия по знакомству с русской печкой в старшей группе» размещена в разделах

Чтение сказок «Колобок», «Царевна - лягушка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

Рассматривание русской печи на слайдах и на картинках в книжках. Объяснение и показ картинок, что такое ухват и что такое чугунок.

Словарная и словообразовательная работа: печь, печка, чугунок, ухват, дрова, печная труба, шесток. Образование относительных прилагательных из сочетаний двух существительных.

Оборудование и материалы: слайды, палочки длиной 25-30см, красные ленточки, маска козла.

Ход занятия:

Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душей любого русского дома. Приготовить, обогреть избу, выспаться на теплушке, оставить до утра теплые щи - все это русская печка, которая не только вошла в поговорки и сказки, но и остаётся востребованной до сих пор.

Русская печка должна быть большой и теплоёмкой, долго хранить тепло и иметь удобный доступ, как для закладки дров, так и для приготовления пищи. Чтобы обеспечить равномерное отопление всего дома, печь обычно располагалась в его центре, а труба выходила наружу из центра крыши. Русская печь многофункциональна. Ее использовали для разных нужд, от обогрева и приготовления пищи, и до сна на ней и даже для мытья. Блюда, приготовленные в русской печи, отличаются от современных блюд тем, что готовились они на остывающем жару, что создавало постоянный эффект томления продуктов, тогда как сейчас принято готовить на открытом огне, что дает постоянное увеличение температуры.

Русская печка — семьи кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печь три больших чугуна: первый – для щей, второй – для каши, третий – для всех остальных надобностей. Торопилась хозяйка печь затопить да чугуны поставить, чтоб еда для всех была. Весь день печка пыхтит-старается. В ней хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша в печи кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются. В деревенских семьях хлеб на всю семью хозяйка сама пекла, а для малых детишек – сдобные калачи, блины да пироги разные.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, как устроена русская печь.

Слайд 3,4.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадки.

Загадывание загадок.

Чего из избы не вытащишь?

(печь)

Зимой нет теплей, а летом нет холодней.

(печь)

Шуба в избе, а рукав на улице.

(печь и труба)

Без чего печь не затопить?

(без дров)

В чём варили кашу, щи в русской печи?

(в чугунке)

Слайд 15

Чем вытаскивали горячий чугунок из печи?

(ухватом)

Слайд 8.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Печь и дрова»

Подвижная игра «Печь и дрова»

Сначала выберем, кто будет у нас печью.

Все дети встают вкруг, взявшись за руки, а один ребёнок – в центре. Дети идут по кругу и повторяют такие слова:

«Вытащил ухват из печи чугунок»

Ребёнок, стоящий в центре круга, медленно двигается спиной в любую сторону к детям, идущим по кругу. С кем столкнётся ребёнок из центра круга – тот выбирается печью, остальные дети – дрова.

Ребёнок-печь берёт в каждую руку палочку (длина палочек 25-30 см.) с красными ленточками – это огонь в печи и становится в центр круга.

Все остальные дети – это дрова в печи, которые образуют круг, двигаются по часовой стрелке и говорят отрывок из стихотворения Михаила Каткова «Русская печка как мама»

Русская печка как мама,

Словно молитву творит.

Печь разжигается рано,

Пламенем жарко горит.

Далее, дети подходят к печке, не расцепляя рук.

Печка в течение одной минуты старается палочками дотронуться до детей – дров.

Печка не может сдвигаться с места. Можно только поворачиваться телом и крутить руками. Те дети, до которых дотронулась печка – выходят из игры.

Дети – дрова пытаются увернуться от печки.

После игры дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.

Словообразовательное задание: «Какая бывает каша?»

Воспитатель: Каша из манки…

Дети: манная.

Воспитатель: из гречки…

Дети: гречневая.

Воспитатель: из риса…

Дети: рисовая.

Воспитатель: из овса…

Дети: овсяная.

Воспитатель: из перловки…

Дети: перловая.

Воспитатель: из пшена…

Дети: пшенная.

Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.

Словообразовательное задание: «Какие бывают пироги?»

Воспитатель: Пирог с капустой…

Дети: капустный пирог.

Воспитатель: пирог с яблоками…

Дети: яблочный пирог.

Воспитатель: пирог с грибами…

Дети: грибной пирог.

Воспитатель: пирог с мясом…

Дети: мясной пирог.

Воспитатель: пирог с ягодами…

Дети: ягодный пирог.

Слайд 9.

В русских народных сказках тоже не обходится без печки.

Дидактическая игра «Угадай сказку»

Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.

«Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»

(«Колобок»).

Слайд 11.

«Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»

(«Царевна - лягушка»)

Слайд 10.

«Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»

(«По щучьему велению»)

Слайд 12.

«Подошли они к избё нке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»

(«Заюшкина избушка»)

Слайд 13.

«Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка : «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает : «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»

(«Гуси - лебеди»)

Слайд 14.

Речевая игра «Дополни предложения»

Русская печь нужна для…

(для выпечки хлеба и пирогов, для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав, для обогрева жилища)

Чтобы разжечь огонь в печи, нужны…

(дрова, поленья)

Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на…

(печь)

Зимними тёмными вечерами использовали печь для…

(освещения избы)

Воспитатель: даже частушки есть о русской печи.

Частушки.

Эх, выйду плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,

Бежит печка со двора,

А за нею - чашки

От грязнули Машки.

Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в весёлую игру, которая называется «Козёл и ребята».

Подвижная игра «Козёл и ребята»

Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.)

Козёл становится напротив всех детей и ведёт с ними диалог.

Козё л: Я – Козёл, ме-ме!

Я в лес ходил.

Я дрова рубил.

Дети: А зачем тебе дрова?

Козё л: Ме-ме, печь топить.

Дети: А зачем печь топить?

Козё л: Ме-ме, кашу варить.

Дети: А зачем кашу варить?

Козё л: Ме-ме, ребят кормить.

Дети: Не хотим мы каши!

Козё л: Ме-ме, накормлю!

Догоню и накормлю!

После этих слов дети разбегаются, а Козёл их ловит. До кого дотронулся Козёл, тот выходит из игры.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Мы с вами познакомились с русской печкой, узнали много нового и интересного.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию Тема: «Развивать эмоциональную отзывчивость детей средствами фольклора». Цель: развивать эмоциональную речь детей средствами фольклора.

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по знакомству с русской печкой в старшей группе
Опубликовано: 19 января 2015 в 11:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по знакомству с русской печкой в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бабушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД