Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Загадочная глина»

Нарсулу Салкашева
Конспект занятия в подготовительной группе «Загадочная глина»

Конспект

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Тема: Загадочная глина

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель занятия:

Для детей: получение знаний детьми о свойствах глины (мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться) посредством просмотра виртуальной экскурсии “Что такое глина”; проведение поисково-исследовательской деятельности экспериментального характера, в процессе которой выделяются свойства глины (пластичность, клейкость, вязкость, упругость) на платформе интерактивного стола «Вода-песок», интерактивной дидактической игры «Что из чего сделано», заполнение блокнота исследователя.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Загадочная глина“» размещена в разделах

Задачи для детей:

1. Осуществить исследование свойств глины (мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться); уметь воспринимать и анализировать просмотренный видеофрагмент “Что такое глина”, сравнивать и обобщать, уметь делать выводы посредством ответа на вопросы воспитателя; уметь проводить исследование свойств глины – «пластичность, клейкость, вязкость, упругость» на платформе интерактивного стола «Вода-песок»; уметь определять материал, из которого изготовлен предмет в дидактической игре «Что из чего сделано»; уметь фиксировать результаты исследования в блокноте исследователя.

2. Упражнять внимание, память, мышление, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Проявлять интерес к полезному ископаемому - глине, желание помогать, умение сопереживать, договариваться, брать на себя роли, работать в паре.

Дополнительные задачи:

Исследовательская задача:

Для детей: провести исследование свойств глины –«не пропускает воду» и «держит форму», «склеивает» на платформе интерактивного стола «Вода-песок».

Дидактическая задача:

Для детей: определение материала, из которого изготовлен предмет в дидактической игре «Что из чего сделано».

Словарная работа: промысел, обжиг, пластичность.

Планируемые результаты:

1. Дети узнали о свойствах глины (мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться); сумели воспринять и проанализировать просмотренный видеофрагмент “Что такое глина”, сравнить и обобщить, сумели сделать выводы посредством ответа на вопросы воспитателя; сумели провести исследование свойств глины – «пластичность, клейкость, вязкость, упругость» на платформе интерактивного стола «Вода-песок»; сумели определить материал, из которого изготовлен предмет в дидактической игре «Что из чего сделано»; сумели зафиксировать результаты исследования в блокноте исследователя.

2. Дети поупражняли внимание, память, мышление, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Дети проявили интерес к полезному ископаемому - глине, желание помогать, умение сопереживать, сумели договориться, взять на себя роли, работать в паре.

4. Дети провели исследование свойств глины –«не пропускает воду», «держит форму», «склеивает» на платформе интерактивного стола «Вода-песок»

Подготовительная работа: создание видеофрагмента, разработка текста к фильму, технологической карты, создание блокнота исследователя, медали, конверт, фломастер, работа с волонтерами.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, интерактивный стол «Вода-песок»

№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный

этап Организовать направленное внимание, сформировать интерес детей к теме занятия 1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята!

2. Ритуал начала занятия.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

3. Мотивация.

Нам сегодня в группу почтальон принес письмо. Предлагаю прочитать его. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна. Я мастерица дымковской игрушки из Кировской области. На данный момент я готовлюсь к поездке в Пекин на всероссийский конкурс «Народный художественный промысел – Дымковская игрушка». Завтра я должна представить на конкурс свою коллекцию «Российская весна». Но случилось так, что сегодня должны были привезти красную глину, а привезли серую. А мне надо было сегодня закончить коллекцию. Я не знаю, чем отличается красная глина от серой. Не знаю, можно ли из нее лепить дымковскую игрушку. Помогите мне разобраться в этом вопросе и отправить свою коллекцию на всероссийский конкурс. В письмо вкладываю блокнот, где вы будете делать пометки, когда что-то узнаете. С нетерпением жду от вас ответ! Ирина Александровна»

4. Побуждающий диалог

Кто нам прислал письмо? (Ирина Александровна)

Кто она по профессии? (мастерица)

Кто такая мастерица? (тот, кто создает дымковскую игрушку)

Откуда нам прислала письмо Ирина Александровна (из Кировской области)

Что мастерит Ирина Александровна? (коллекцию дымковской игрушки «Российская весна»)

Из чего делают дымковскую игрушку? (из глины)

Из какой глины делают дымковскую игрушку? (из красной)

Какую глину привезли Ирина Александровна? (серую)

О чем просит нас Ирина Александровна? (узнать, в чем различие между серой и красной глиной)

Словесный метод, прием –художествен

ное слово

Словесные, вопросы

Повторяют слова

Слушают

Отвечают на вопросы У детей сформирован интерес детей к теме занятия и внимание

2. Основной этап

2.1 Этап постановки проблемы

Актуализировать опорные знания по теме занятия 1. Вопросы на выявление имеющихся знаний.

- Как вы думаете, что такое дымковская игрушка? (это народный промысел)

- О каких промыслах вы еще слышали? (хохлома, жостов)

- Где вы видели дымковские игрушки? Хохломскую роспись? Жостовскую роспись?

2. Гипотеза: давайте предположим, что если Ирина Александровна сделает дымковскую игрушку из серой глины, то игрушка ничем не будет отличаться по качеству от игрушки, сделанной из красной глины.

Чем отличается серая глина от красной, мы узнаем, когда посмотрим фильм.

Внимание на экран.

Словесные

Отвечают на вопросы

выявлены опорные знания по теме занятия

2.2 Этап ознакомления с материалом

Расширение объёма знаний и представлений детей по теме. 1. Просмотр видеофрагмента “Что такое глина?”

Глина - это распространённое полезное ископаемое, состоящее из очень маленьких частичек горных пород. Некоторые виды глины образованы разрушением гор под воздействием погодных условий. Глина находится повсеместно на поверхности земли, часто на дне озёр и рек.

Глина - мелкозернистый природный материал, пылевидный в сухом состоянии, пластичный при увлажнении и камнеподобный после обжига.

Интерес к глине и изделиям из нее появился у людей ориентировочно в мезолитную эру, примерно около 10-16 тысяч лет до нашей эры. Не единожды проводимые раскопки археологов в Европе, Азии, Африке и Америке позволили получить богатейшие сведения для исследования этой творческой области человечества.

Применение глины

Глину в качестве материала для творчества использовать стали еще во время первобытного строя. По результатам археологических раскопок керамическое мастерство получило свое развитие в новом каменном веке.

Зачатки глиняного творчества ученые обнаружили еще в 7-8 веке до нашей эры. Среди первых работ были различные предметы быта: горшки, кувшины, крынки, посуда для ритуальных церемоний и так далее.

Вторым этапом развития глиняного искусства считается период, когда люди стали делать из данного материала простые украшения, различные талисманы и амулеты.

Через некоторое время глина внедрилась в строительное дело, ее стали применять для производства кирпича и черепицы. Параллельно в этот же период ремесленники научились наносить на глиняные изделия разнообразные рисунки красками. Это помогло изделиям из глины стать предметами искусства. Некоторые из них дошли до наших дней и стоимость этих вещей запредельно высокая.

Около 4-ех тысяч лет до нашей эры людям удалось освоить искусство украшения глиняных предметов разными орнаментами, придавая им магический смысл и наделяя таинственной силой. Самыми популярными рисунками были типичные геометрические мотивы с круговыми и спиральными элементами. Часто в изображениях появлялись луна и солнце, молния, растения и так далее. Именно таким узорам приписывали тайный смысл. Этот вид искусства наблюдался чаще в Среднеазиатских странах, а также на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Производство дымковской игрушки включает следующие этапы:

1. Лепка. Из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров, затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты).

2. Сушка. Длительность сушки зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.).

3. Обжиг. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование.

4. Побелка. Перед нанесением узоров игрушку выбеливают специальным раствором из мелового порошка и молока.

5. Роспись. После того как побелка высыхает, начинается этап росписи — нанесение незамысловатых узоров яркими красками.

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги.

Виды глины:

Красная гончарная глина или терракота. Это керамическое сырьё с коричнево-зелёным оттенком, таким цветом глина обладает благодаря наличию в составе оксидов. В зависимости от типа используемой печи или температуры, при которой происходит обжиг, готовое изделие изменяет оттенок от чёрного и коричнево-красного до светло-кремового.

Какая глина нужна для дымковской игрушки?

В первую очередь она должна обладать следующими качествами:

• Пластичностью, которая позволяет необожженной глине легко менять форму. При затвердевании такой материал не трескается и долго сохраняет прочность. Пластичность глины напрямую зависит от ее жирности — уровня содержания песка. Чем его меньше, тем более жирным является материал и, следовательно, лучше подходит для гончарного дела.

• Умеренной клейкостью и вязкостью. Важно, чтобы глина не была слишком густой и при работе с ней не прилипала к рукам.

• Податливостью и упругостью. Без этих качеств будет трудно что-либо слепить или придать форму материалу.

У серой глины меньше клейкость, упругость, пластичность, после обжига она трескается.

2. Беседа по фильму.

1. Что такое глина?

2. Когда люди начали использовать глину?

3. Какие предметы люди делали из глины?

4. Расскажите легенду о дымковской игрушке.

5. Расскажите весь процесс создания дымковской игрушки.

6. Можно ли сделать дымковскую игрушку из серой глины?

(ответы фиксируются в блокноте исследователя)

3. Приглашение в экспериментальную лабораторию

Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию, чтобы узнать о свойствах глины.

Наглядный

Словесный

Здоровьесберегающая технология Смотрят фильм

Отвечают на вопросы

У детей расширен объём знаний и представлений по теме.

2.3 Этап практического решения проблемы Формировать умение находить выход из проблемной ситуации 1. Распределение ролей.

Давайте распределим роли – кто из вас будет фиксатором, а кто будет экспериментатором.

2. Техника безопасности при работе с глиной

Нельзя:

- подносить к лицу, пробовать на вкус, засовывать в нос, уши и волосы

- бросаться кусочками глины в окружающих детей

- касаться грязными руками лица, глаз, одежды

- трогать тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна

3. Эксперимент.

1. Опыт 1. Возьмите 2 стакана и поместите в них воронки. В отверстия воронок поместите кусочки ваты. Насыпьте в одну воронку немного влажного песка, а в другую — измельчённую смоченную глину. Отмерьте одинаковое количество воды и налейте одновременно в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт.

2. Опыт 2. Смочите сухую глину водой. Понаблюдайте, что происходит. Постепенно добавляйте воду и разомните глину до тех пор, пока она не станет мягкой.

3. Опыт 3. Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождите, пока глина подсохнет. Понаблюдайте, что лучше сохраняет форму: песок или глина?

4. Опыт 4. Вылепите из влажной глины чашку и налейте в неё воды. Проверьте, пропускает ли эта чашка воду?

(дети фиксируют в блокноте исследователя свойства глины)

4. Физминутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками (1-2-3,

Дружно топаем ногами (1-2-

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

5. ТБ при работе с интерактивной доской.

Не прикасайтесь к доске руками, используйте стилус.

Не приступать к работе с влажными руками.

Не взбирайтесь на интерактивную доску, установленную на стене или напольной стойке.

Не давить и не стучите по интерактивной панели, не прислоняйтесь к ней.

6. Дидактическая игра «Что из чего сделано»

- Ребята, я предлагаю вам сейчас определить из какого материала сделаны представленные предметы. Молодцы!

7. Приглашение в группу.

Мы узнали много о свойствах глины и нам пора возвращаться в группу.

Словесные

Практические

Здоровье сберегающая технология

Принимают на себя роль

Озвучивают правила

Проводят опыты и фиксируют результаты У детей сформировано умение находить выход из проблемной ситуации

3. Заключительный этап

3.1 Подведение итогов. Подведение итогов, обобщение и закрепление полученных знаний, формирование навыков самоанализа 1. Рассказ по блокноту

Ребята, глядя в блокнот исследователя, расскажите, что мы сегодня делали на занятии, о чем узнали и кому помогали. (дети рассказывают)

2. Подтверждение или опровержение гипотезы

Ребята, вначале занятия мы предположили, что если Ирина Александровна сделает дымковскую игрушку из серой глины, то она по качеству будет такой же, как из красной.

Так ли это? (нет)

Почему? (у серой глины меньше клейкость, упругость, пластичность, после обжига она трескается)

Подтвердилась ли наша гипотеза? (нет)

3. Отправление блокнота герою

Давайте отправим блокнот исследователя Ирина Александровна почтой России.

4. Вручение медалей.

Ирина Александровна очень благодарна нам за то, что мы помогли найти ответ на ее вопрос, теперь ее коллекция дымковских игрушек будет закончена и отправлена на конкурс в китайский город Пекин. И она прислала вам медали – «Юный исследователь» Словесные, наглядные

Отвечают на вопросы

Получают награды й обобщены и закреплены полученные знания,

3.2 Рефлексия Я отправляю вас на следующее занятие и хочу, чтобы удивительная история про коллекцию из глины, стала хорошим началом этого дня.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по смешанной аппликации «Загадочная зимушка» в средней группеДетский мастер-класс по смешанной аппликации «Загадочная зимушка» в средней группе Хочу предложить вашему вниманию детский мастер- класс по созданию зимней картины. Работу выполняли нетрадиционным методом. Применяли метод.

Картотека опытов «Песок. Глина» в подготовительной группеКартотека опытов «Песок. Глина» в подготовительной группе Опыт 1 Почему песок тонет? В баночку с водой опустить горсть песка, не размешивать его. Что происходит? Песок оседает. На поверхности воды.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина» Медведева Ирина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка», 2 младшая группа. Конспект НОД по познавательно –исследовательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Загадочная глина»
Опубликовано: 27 июля 2024 в 10:27
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Загадочная глина»» (включая файлы) размещена пользователем Нарсулу Салкашева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД