Алёна Макейкина
Конспект «Задачи сенсорного развития»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия.
1. Развитие всех видов восприятия (обогащение чувственного опыта ребенка). Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств.
2 классификации восприятий (и ощущений) :
• В основе одной лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии:
тактильное (чувство от прикосновения)
Публикация «Конспект „Задачи сенсорного развития“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
кинестетическое (двигательное)
вестибулярное (чувство равновесия, лабиринтное чувство)
обонятельное
вкусовое
слуховое (аудиальное)
зрительное (визуальное)
Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах.
• Основой другой классификации восприятия являются формы существования материи: пространство, время, движение:
восприятие пространства
восприятие времени
восприятие движения.
2. Ознакомление детей с сенсорными эталонами – общепринятыми, закрепленными образцами свойств и отношений предметов (цвет, форма, величина, шкала музыкальных звуков, система фонем родного языка). Важно, чтобы ребенок научился пользоваться своеобразными чувственными мерками – сенсорными эталонами. Только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать. Поэтому важно не просто различать предметы по, но и правильно называть эти свойства.
3. Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, выработка у детей перцептивных действий, состоящих в обследовании предметов и явлений, выделении их характеристик и свойств на основе усвоенных сенсорных эталонов.
Формирование полноценных представлений о свойствах предметов возможно лишь при определенном уровне развития способности к обследованию предметов. Изучая свойства вещей, ребенок использует различные способы ориентировки.
Практические пробы, примеривание (когда фиксируются успешные действия и отбрасываются ошибочные, зрительное соотнесение. Видение, слушание, осязание, обнюхивание, дегустация.
Предмет коррекции сенсорной сферы обусловлен индивидуальным психическим и возрастным развитие ребенка :
o ребенок может быть не знаком с сенсорными эталонами, с системами сенсорных эталонов;
o у него могут быть на низком уровне сформированы обследующие перцептивные действия;
o он может не уметь применять имеющиеся у него сенсорные эталоны к познанию;
o сформированные у него сенсорные эталоны и перцептивные действия могут соответствовать более младшему возрасту.
Цель коррекции:
• оказание помощи в выработке у ребенка перцептивных действий, состоящих в обследовании предметов и явлений, выделении их характеристик и свойств на основе усвоенных сенсорных эталонов, применении сенсорных эталонов к познанию свойств новых для ребенка объектов;
• оказании помощи в овладевании перцептивными действиями и сенсорными эталонами, соответствующими возрасту (доформирование, восполнение пробелов, «наверстывающее» обучение).
Развитие сенсорики
Развитие сенсорики — это продолжительный процесс в дошкольный период, когда ребенок развивает свои чувства одновременно на нескольких уровнях.
Порядок развития и интегрирования :
• Тактильное и кинестетическое чувства, вестибулярный аппарат.
• Положение тела, чувство равновесия, напряжение мускулов, движение глаз.
• Ощущение тела, моторное планирование, слуховое восприятие.
• Координация глаз—рука, визуальное восприятие, речь.
Важнейшим является то, чтобы как следует был завершен первый уровень как основа для дальнейшего развития.
Первый уровень. Три чувства, которые развиваются и упорядочиваются первыми, — это тактильное, кинестетическое и вестибулярное чувства. Развитие начинается уже на внутриутробной стадии. Одной из важнейших потребностей младенца является телесный контакт, но чтобы ребенок мог установить чувственный контакт с чем-нибудь, его мозг должен уметь правильно истолковывать прикосновения. Тогда прикосновение будет означать для него надежность.
Когда эти три чувства хорошо скоординированы, ребенок доверяется информации, которую получает через них. Малыш хорошо удерживает равновесие и без проблем движется по комнате. У него есть хорошие перспективы, чтобы планировать движения тела и развивать навыки напряжения и расслабления мышц. Тогда члены и мускулы нормально напрягаются. Информация через ощущения членов и мускулов, т. е. от кинестетического чувства, помогает ребенку решать, сколько усилий нужно, чтобы поднять или бросить что-нибудь.
Когда ребенок умеет управлять мускульным напряжением, он может экономно использовать силы и не утомляться быстро. Если сенсорика не функционирует на этом уровне, его движения будут скованными и неуклюжими, равновесие плохим, а напряжение мускулов слабым. Нервы и мускулы функционируют, но мозг не справляется с координацией.
Второй уровень — это взаимодействие тактильных, кинестетических и вестибулярных функций как основа для дальнейшего развития. Ребенок умеет адекватно обрабатывать слуховые и зрительные впечатления. Он стремится создать себе полное представление о своем теле, расшифровывать и включать во взаимодействие сигналы от кожи, мускулов и членов (тактильное и кинестетическое чувство, а также удерживать равновесие (вестибулярное чувство). Через игру и повседневные занятия ребенок тренируется анализировать и координировать впечатления. При хорошо функционирующей сенсорике ребенок не столь зависим от контроля взрослых. Он знает, что делает.
Он достигает такого уровня развития, когда начинает уже воспринимать правую и левую части своего тела. Ребенок учится координировать движения обеих рук и ног и позднее выполняет движения автоматически, например, карабкается, ходит, прыгает.
Если ребенок способен упорядочивать свои ощущения — значит, он сможет концентрироваться на занятиях, соответствующих его уровню развития. Если это не так, то ребенок легко отвлекается и проявляются нарушения зрительного, слухового и осязательного восприятия, он действует растерянно и не может сосредоточиться.
Третий уровень. Основу речевых способностей ребенка составляет доречевое общение, т. е. отношения его со взрослыми. И вот ребенок достигает уровня развития, когда включаются слуховые функции. Но недостаточно того, что он слышит все, что ему говорят. Ребенок должен уметь обрабатывать услышанное и уметь расшифровать и понять. Нарушения моторики могут, кроме того, создать трудности ребенку в управлении мускулами рта и языка. Тогда ему тяжело говорить, так как он не знает, как двигать языком и губами. Речь становиться невнятной, и тяжело понять, что он говорит. Часть детей с заторможенной, незрелой речью развивают свои речевые способности, получая вестибулярную стимуляцию. Тогда восприятие значительно улучшается, и ребенок может определить связь одного явления с другим или с фоном событий. Действия ребенка становятся более целенаправленными, и он может выполнять задачу, например, тянуться к чему-либо, ползти по комнате, вставлять один предмет в другой, карабкаться, складывать кубики. Глаза помогают рукам, а с помощью импульсов тактильного, кинестетического и вестибулярного аппаратов восприятия развивается хорошая координация глаза—руки.
Четвертый уровень характеризуется специализацией глаз и рук. Это происходит, когда нервная система функционирует как нечто целое, а сенсорные импульсы обрабатываются эффективно. Одна из рук приобретает тогда большую способность к тонким моторным реакциям. На этом уровне развивается также и зрительная доминанта.
Когда развита концентрированность всех функций, ребенок готов к выполнению школьных заданий. Он может упорядочивать свои впечатления и на их основе концентрироваться.
С мыслью о наших шестилетках, приступающих к обучению в школе, цитирую Жана Айре: "Если пытаться научить дошкольника читать, когда его мозг не готов для этой задачи, то этим не только создается препятствие его участию в сенсомоторной активности, нужной мозгу, чтобы научиться читать позднее, но и теряется попусту время".
Нарушения в сенсорике — важное препятствие в дальнейшем развитии ребенка.
Поэтому год перед школой должен быть насыщен стимулирующей сенсорику активностью.
Если мы понимаем, в каком порядке происходит интегрирование, то нам легче понять, как можно помочь детям.
Ребенок с речевыми проблемами должен развить слуховое восприятие, чтобы различать звуки. В этом случае вы должны тренировать это его чувство.
Но если первый уровень и вестибулярные функции не работают удовлетворительно, ребенок скорее всего не будет правильно различать слуховую информацию. Тогда мы должны начать стимулировать ребенка с первого уровня, тактильно-кинестетически и прежде всего вестибулярно, чтобы развить предрасположенность к хорошему слуховому восприятию. Это есть одна из предпосылок дальнейшего развития речи.
Ребенок с плохим моторным планированием не может так сразу обучаться основным движениям и моторным играм. Нужно дать ему возможность развить хорошее ощущение своего тела, чувство равновесия, нормальное напряжение мускулов. Чтобы достичь этого, нужно побуждать его к активности, которая дает вестибулярную, тактильную и кинестетическую стимуляции. Это составляет основу планирования моторного развития.
Ребенок, который с трудом переносит вестибулярную стимуляцию, должен получать больше возможностей для тактильных и кинестетических ощущений. Это поможет ему ощутить его тело и понять свое место в пространстве. Тогда он будет легче ориентироваться, и его движения не будут такими неловкими. Ребенок сможет лучше переносить вестибулярную стимуляцию и развивать свои способности.
Признаки, которые указывают на недостаточную сенсорную интеграцию
• Ребенок гиперактивен и с трудом сосредоточивается.
• Ребенок с трудом принимает информацию и классифицирует ощущения.
• У ребенка низкое мускульное напряжение, он сидит, как "мешок с сеном". Ему трудно держать тело прямо.
• Он движется скованно, неуверенно, спотыкается, падает. Ему трудно планировать движения.
• Он избегает любых занятий, содержащие перевороты, прыжки и т. д.
• Создается впечатление, что ему крайне нужны игры с кручением и прыжками.
• Он боится высоты и плохо держит равновесие.
• Он с трудом учится ездить на велосипеде и плавать.
• Он не может встать после того, как покрутился и упал.
• У него ненормально сильно дергаются мышцы вокруг глаз, особенно после того, как он вертелся.
• Он с трудом понимает речевые символы или имеет нарушения артикуляционной моторики.
Вопросы для обсуждения с коллегами
• Каким образом сделать вашу деятельность более сенсорно стимулирующей, более развивающей в тактильных, кинестетических и вестибулярных формах?
• Проследите, каким детям не нравится качаться.
• Проследите, каким детям хочется больше других крутиться и качаться, играя.
• Как можно сделать игровую площадку более увлекательной и способствующей двигательной активности?
• Оборудуйте полосу препятствий. Проходя через полосу препятствий, ребенок учится планировать свои движения в разных условиях.
• Проведите дискуссию на тему "Как обстоят дела в детсаду?" Не затягиваются ли неигровые занятия с детьми настолько, что некоторым детям трудно их "высидеть"? Если ребенку трудно усидеть прямо долгое время, может ли он лечь и слушать дальше лежа? Прерываем ли мы "интеллектуальные" статичные занятия упражнениями с движениями, когда дети становятся беспокойными, или придерживаемся до конца расписания? Организуем ли игры и занятия, укрепляющие плечевые и шейные мышцы?