Ирина Кобозева
«Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка является одной из основных сторон дошкольного воспитания и составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Но с другой стороны, оно имеет и самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, которое является отражением предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в целостности. Следовательно восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.
Публикация «„Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Во всех видах деятельности для восприятия важную роль играют двигательные ощущения. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития восприятия выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации. Предметы начинают выступать как нечто определенное, постоянное, имеющее неизменные свойства. Развитие предметной деятельности ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость. Освоение ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Большое значение имеет то, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, обозначающего определенный признак, и мог учитывать свойства предметов в практической деятельности. Это создает основу для усвоения сенсорных эталонов.
На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом, которые целенаправлены на уяснение назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, последовательность действий определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной задачей. Постепенно происходит переход от внешних практических действий с предметами к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Соединяя в себе опыт других видов ориетировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Позволяя охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества, формируется процесс рассматривания, в ходе которого дошкольник решает разнообразные задачи. Обследовательские действия ребенка все больше специализируются, преобразуясь в рациональные приемы обследования предметов. Наблюдение превращается в своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интеллектуальных задач, проблем. Речь все больше включается в процесс восприятия. Связь восприятия с речью приводит к его интеллектуализации, осмысленность сенсорных эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Процесс восприятия опосредует речь, создавая возможность обобщения и абстрагирования свойств предмета путем их словестного обозначения.
Т. о. сенсорное развитие очень важно для дошкольника. Оно позволяет ребенку более полно, содержательно осваивать окружающий мир, играет важную роль не только в психическом, но и в умственном совершенствовании после рождения.