Анна Сибрина
Игры-опыты — ступени сенсорного развития
▼ Скачать + Заказать документы
1-я часть.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Оно пронизывает всю жизнь ребенка: пища и игрушки, игры и занятия, прогулки и экскурсии… Малыш сам по себе исследователь, ему свойственно экспериментировать. Опыты развивают память, мышление, логику, творческие способности. Позволяют ребенку познавать окружающий мир. И хотя дети раннего возраста не умеют выдвигать гипотезы, делать выводы, но они с большим удовольствием изучают свойства предметов и явлений. Ранний возраст, называют возрастом скрытых возможностей. Для того, чтобы активизировать исследовательскую деятельность малышей, я поставила перед собой цель.
Публикация «Игры-опыты — ступени сенсорного развития» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Цель:сформировать фундамент общего умственного развития ребенка, для полноценного восприятия и успешного обучения.
Для реализации этой цели я разработала комплекс игр-опытов, в которых дети иногда самостоятельно, но чаще всего с помощью воспитателя изучают окружающий их мир. Экспериментирование тесно связанно с сенсорным развитием ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно ранний возраст, является наиболее благоприятным для накопления определенных знаний о мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Вен-гер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Исходя из этого я поставили следующие задачи:
сформировать у детей систему перцептивных действий
сформировать у детей систему сенсорных эталонов
сформировать у детей умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. По этому, необходимо сформировать ряд сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). Слуховыми эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды имеют и вкусовые эталоны – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельные эталоны имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие и т. п.
К концу учебного года я хотела бы научить детей:
• ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
• ориентироваться в трех и более контрастных величинах
• собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
• соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
• составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
• различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
• ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
• сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
• выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
• в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Для этого ребенку необходимо предоставить как можно больше сенсорных ощущений.
Сенсорные ощущения могут быть разными:
зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения. В своей работе я использую следующие методы.
Методы работы:
Исследовательский - основной метод, выбранный мною, для работы с детьми на занятиях по изучению объектов окружающей среды, с ним тесно связан следующий метод;
Игровой - предусматривает использование компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: объяснением, показом, вопросами, указаниями;
Наблюдения - в ходе которых, формируются знания о свойствах предметов и явлений.
Рассказы - влияет на ум, чувства и воображение ребенка, побуждает их к обмену впечатлениями.
Беседы– использую его для уточнения, обобщения и систематизации.
Художественное слово – он значительно расширяет словарный запас ребенка, учит ярко и метко использовать пассивный словарный запас.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию и др. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.
Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).
Для этого я провожу с детьми игры-опыты, в которых, ребенок через сенсорное восприятие осваивает знания об окружающем мире. Эти опыты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете и явлении. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которого, ребенок изучает свойства и связи, не видимые в обыденном состоянии. Знания, полученные в ходе этих игр-опытов, запоминаются надолго. Дети, с огромным желанием занимаются на этих занятиях. Необходимо лишь создать для этого необходимые условия. Это ценно, для меня и потому, что малыши с охотой делятся своими впечатлениями. А следовательно, у малышей развивается активная речь.
Планирование:
1. подобрать методические разработки по данному направлению, для детей раннего возраста;
2. запланировать и в течении учебного года, проводить эти занятия;
3. проанализировать проведенную работу.
2-я часть.
Проанализировав методический опыт коллег, опираясь на возможности детей, я выбрала объектом исследования воду.
Вода –компонент не живой природы. Малыш любит играть с водой. Потому, что совсем не давно, вода была средой его обитания. Игры с водой интересны тем, что предметы и игрушки, опущенные в воду, обнаруживают свои свойства по-новому. Каждый малыш, играя с водой, становится пытливым экспериментатором. В играх с водой формируется любознательность. Я разработала комплекс игр-опытов этот комплекс включает 23 занятия (Приложение №1).
Игры с водой очень нравятся малышам, одну и ту же игру можно проводить несколько раз. Количество занятий не более 2-х в неделю. На следующий учебный год я планирую расширять круг объектов исследования.
1. Песок. 2. Глина. 3. Камушки. 4. Ракушки.
1 Песок. Сухой, мокрый (формуется – делаем куличики используя разные формы).
2 Сухой, мокрый (вес)
3 Глина Свойства глины.
4 Сухая, мокрая.
5 Камни Форма, цвет, текстура.
6 Размеры, вес.
7 Сравнение Глина – камни.
8 Песок – камни – глина.
9 Ракушки. Форма, цвет, текстура.
Разработать игры с сухим песком.
Я считаю это направление перспективным, так как игры – опыты действительно являются ступенями сенсорного развития малышей. Я продолжаю разрабатывать это направление, учитывая способности и возможности детей третьего года жизни.
Перспективный план работы по элементарной экспериментальной деятельности детей 2-3лет (с водой и песком)
Месяц Названия игры (опыта) Задачи Оборудования
Сентябрь «Лейся, водичка».
развивать координацию, мелкую моторику, расширять словарный запас.
чайник, леечка, тазик, баночки, кукольная посудка.
«Сыплем, лепим» закрепить свойства песка – сухой, мокрый; сухой – сыплется, мокрый лепится. ящик с песком, вода в лейке, формочки для песка.
«Как шумит водичка?». развивать слуховое восприятие, вызывать положительные эмоции.
посуда, аудио запись «Звуки природы».
Октябрь «Тонет - не тонет».
учить детейобобщать предметы, формировать представления о свойствах предметов, развивать сенсорное восприятие. тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, и т. д.
«Сыпучий песок» познакомить детей со свойствами песка (сыпучий); Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. ящик с песком (песочница, песочные часы, мелкие игрушки, лупа, покрывало.
«Волшебное свойство воды». формировать знание о том, что вода принимает
форму заполняемого предмета. резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.
Ноябрь «Чудо – пена». вызывать положительные эмоции, развить кисти руки, воспитывать аккуратность. тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.
«Отпечатки наших рук» закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета. Песок, разноцветные камушки
«Водичка, водичка умой мое личико». прививать санитарно - гигиенические навыки, вызывать положительные эмоции таз с водой, мыльце, полотенце.
Декабрь «Мы помоем куклу». активизировать речь детей, развить мелкую моторику, тактильные ощущения. небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.
«Испечём угощение»
дать детям представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму
«Капельки». развивать глазомер, моторику, терпение пробочка от пластиковой бутылки, чашка со слегка подкрашенной водой, пипетка, губка или салфетка.
Январь «Как губка воду пьет». развивать мелкую моторику, расширять представления о свойствах предметов. две ёмкости, поролоновая губка.
«Норки для ежат»
закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка игрушка-ёж, пластилиновые ежата по количеству детей.
сосновые иголки в тарелочках,
центр «Вода- песок
«Кораблики». развивать мелкую моторику и артикуляционный аппарат, активную речь. тазик с водой, бумажные кораблики.
Февраль «Поплывет или утонет?». продолжать разъяснять свойства предметов, учить детейобобщать предметы, развивать мелкую моторику. таз с водой, набор мелких предметов.
«Песчинки» дать детям представление о том, что песок это множество песчинок. сухой песок и мокрый песок, формочки, салфетки
«Камушки» познакомить с камнями, различные по форме и текстуре Коробка большая из под обуви, камни различные по форме и текстуре.
«Ловись рыбка». учить детей пользоваться вспомогательными предметами – сачком, развивать координацию в системе «глаз-рука» и моторику. таз с водой, игрушки для воды рыбки, сачки.
Март «Фокус – покус» расширять представления о свойствах предметов, вызывать положительные эмоции два стакана с водой, два яйца, поваренная соль(4ст. ложки., ложка.
«Соберем все бусинки» развивать глазомер, моторику, терпение. бусинки, большая коробка из под обуви.
«Сквозь сито». ознакомить детей с назначением предмета и свойствами вещества. таз с водой, стакан, сито.
Апрель «Вода из фруктов – сок». в ходе эксперимента дети узнают, что во фруктах (овощах) есть вода – сок, запоминают вкус того иди иного фрукта. прозрачный стакан, марлевая салфетка, тазик, мелкая терка, яблоко и любой другой фрукт.
«Пересыпаем ложкой» развивать глазомер, моторику, терпение. ведерко, ложечка
«В час по чайной ложке». игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой - полный, воспитывать терпение. 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка
Май «Дождик». расширять представления о свойствах предметов, вызывать положительные эмоции. лейка, тазик, игрушки для воды
Игра «Найди шарик» развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев; закрепить в речи название цветов. большая коробка из под обуви, песок сухой, шарики.
«Заводные игрушки».
ознакомить детей с заводными игрушками, вызывать радостные чувства, самостоятельность. таз с водой, заводные игрушки
Вывод: В ходе проекта дети стали проявлять любознательность, интерес к экспериментальной деятельности. Познакомились со свойствами: песка, воды, глины, камней.
Используемая литература.
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.
3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий /авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с.
5. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
6. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.