Надежда Муравьёва
Конспект ООД в подготовительной группе «Юный химик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе с применением экспериментирования «Юные химики»
Подготовила :
Муравьева Н. А.
Цель: учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью экспериментирования.
Задачи:
Познакомить с наукой химией, профессией - химик-лаборант
Дать детям элементарные представления о соде, её свойствах.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Юный химик“» размещена в разделах
Дать детям элементарные представления о уксусе, его свойствах.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Оборудование: сода, вода, сахар, уксус, лимонная кислота, жидкое моющее средство, стаканы, блюдца, ложки, фартуки.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас очень интересное занятие! Приглашаю вас сегодня, ребята, в химическую лабораторию!
-Ребята, а вы знаете, что такое химия (Ответы детей)Химия – очень серьезная и сложная наука! Она требует серьезной работы, запоминания формул. Но одновременно с тем, химия – одна из самых прекрасных наук!
-Химия – это наука о взаимодействии разных веществ друг с другом, наука о превращениях веществ. Когда вещества взаимодействуют друг с другом, начинается химическая реакция. И это мы с вами сегодня увидим. Это наука о веществах и превращениях, которые можно назвать волшебством! А вы хотите увидеть волшебство? Воспитатель:
Если я скажу: химия нужна всем - это правильное утверждение? (да). Давайте порассуждаем.
Для чего химию нужно знать врачу? (Он определит, что болит у человека, и пропишет такие лекарства, которые излечат болезнь. Если не будет знать химию, не сможет разбираться в лекарствах)
Для чего химию нужно знать повару? (потому что повар соединяет продукты, можно все приготовить вкусно, а можно не вкусно. И еще повар пользуется опасными веществами, например, уксусная кислота. Нальешь много – человек отравится).
Для чего химию нужно знать маме? (мама пользуется разными порошками, средствами для чистки. Есть пятнышки, которые можно вывести только определенным мылом).
А для чего же вам, дети, нужно знать химию? (Чтобы лучше знать окружающий мир, чтобы знать свой организм: что вредно, а что полезно)
Воспитатель:
- Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое.
Например: берем стакан воды, кладем туда варенье, и получается новое вещество – морс, которое можно пить.
Ребята, а как выдумаете, кто такие исследователи?
-Исследователи – это люди, которые проводят опыты и эксперименты с разными предметами и веществами, изучают вещества и тайны окружающего мира.
- Ребята, я предлагаю вам сегодня стать исследователями в химической лаборатории. Хотите?
Мы сегодня с вами познакомимся с таким веществом, как сода. Посмотрите и опишите, что вы видите.
- Сода – это вещество белого цвета. Его используют для чистки предметов в домашнем хозяйстве и добавляют в выпечку, когда что – то пекут, она растворяется в воде.
Где и как применяют пищевую соду? (ответы детей).
Воспитатель:
- Проходите в нашу лабораторию и займите свои места (дети проходят за столы). Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории.
1. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде.
2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.
3. Не пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
4. В наших опытах будет содержаться опасное вещество – это уксус, поэтому я буду наливать его сама, т. к. он вреден для здоровья.
Опыт №1.
Что делаем:
В стакан с водой высыпаем 1 ложку соды, размешиваем и внимательно наблюдаем за тем, что происходит?
Дети: Сода просто растворилась в воде.
Воспитатель: Таким раствором можно полоскать горло, а можно даже пить, только немного. А сейчас проверим, что будет, если положить соду в горячую воду.
Опыт №2.
Что делаем:
В стакан с горячей водой (чем горячее, тем лучше) высыпаем ложку соды и внимательно наблюдаем за тем, что происходит.
Дети: в горячей воде стали выделяться пузырьки, сода шипит, и такую воду пить категорически запрещено!
Опыт №3.
Воспитатель: А сейчас будем делать газировку.
Что делаем:
В стакан с водой выливаем лимонный сок. Кладем 2-3 ложки сахара и размешиваем. Теперь самое главное: положите 1 ложку соды. Что происходит?
Дети: Огромное количество пузырьков и бурная реакция.
Вывод: сода и кислый сок вступают в реакцию. В этой реакции выделяется много газа в пузырьках, поэтому этот напиток называется газированным. После реакции можно пить газировку.
Физминутка. (с движениями)
- Что такое химия? Химия – наука,
Мы ее изучим без труда и скуки.
Если будет сложно – унывать не станем,
Лучше к воспитателю с вопросами пристанем.
Мы изучим свойства всех веществ вокруг,
Опыты поставим – это сложный путь.
Мы пройдем сквозь трудности и ответ дадим:
- Все вопросы сложные в жизни мы решим!
Опыт №4.
Воспитатель: А этот опыт я проведу сама, а вы мне будете помогать. Он называется «Цветные вулканы».
Нам понадобится: стаканы, вода, красители (заранее разведены в воде,сода пищевая, жидкое моющее средство, уксус столовый.
Уксусная кислота – жидкость прозрачная, белого цвета, с резким запахом. Это очень едкое вещество и если она попадет на кожу человека, то может вызвать ожог. Уксус обладает хорошими чистящими свойствами. А в пищу его употребляют в виде приправы только в разбавленном водой виде
А теперь внимание! Эту жидкость я буду наливать сама. Это уксус! Его я добавлю, когда у вас будет все готово.
Что делаем: Приглашаю двух детей мне помочь.
Насыпаем столовую ложку соды в каждый стакан с цветной водой, вливаем немного жидкости для мытья посуды. Теперь всё хорошо перемешиваем в каждом стакане.
Внимание, я наливаю уксус (наливаю в каждый стакан). Вулкан тут же просыпается, из горлышка стакана начинает валить ярко окрашенная пена.
Дети: Этот опыт поможет нам объяснить наука химия (наука, изучающая внутренний состав, внутреннее строение веществ, материи). Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу. Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой.
Опыт № 5 : «Обесцветим воду!»Для этого опыта, нам нужно налить в баночку воды, где-то до середины. Теперь капнем несколько капель зеленки. Вода окрашивается в красивый, изумрудный цвет! Теперь в красивую изумрудную воду добавляем столовую ложку перекиси водорода. И две столовые ложки щелочи. А теперь внимательно смотрим! Вода из изумрудной становится снова прозрачной! Вот это реакция перекиси, зеленки и щелочи!
Опыт № 6.«Получение синего йода».
- Мы переходим к нашему следующему опыту. Его вы проведете каждый самостоятельно.
Он называется «Синий йод». Для этого опыта у нас есть картофель, яблоко и йод. Йод – это вещество, которое поможет нам узнать, где содержится вот это вещество (показываю).Оно называется крахмал.
-Давайте рассмотрим крахмал и назовем его свойства. (ответы детей)
-Белое вещество, сыпучее, похоже на муку или на соль.
-Наша задача: Выяснить, где содержится крахмал, а где – нет.
Давайте, выдвинем свои версии. (Дети отвечают).Сейчас проверим это опытным путем.
-Ребята, что такое картофель (Ответы).
-Картофель – это овощ, растет в земле, является пищей для человека.
А это – йод. Что такое йод?
- Йод – лечебный препарат, им обрабатывают царапины и раны, чтобы они не загноились.
-Ребята, сейчас пипеткой каждый из вас капнет йод на разрезанные дольки картофеля и яблока. Смотрим, что происходит?
- Йод на картофеле стал темно – синим, а на яблоке не изменил свой цвет. Почему?
- Потому, что в картофеле содержится крахмал. А в яблоках крахмала нет, поэтому йод не изменил свой цвет. При присутствии в веществе крахмала, йод всегда становится синим.
Вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории.
-Вам понравилось сегодня быть исследователями?
Давайте подведем итоги. –
Что мы узнали нового? (Ответы).
-Скажите, какие опыты вам больше всего понравились (Ответы).
-Ребята, химия для нас – большой и сильный друг,
И мы понять обязаны,
Что с ней навечно люди связаны.
И эту силу мы должны использовать с умом,
Чтоб нам не стало горестно потом.
-А еще в любой химической лаборатории нужно соблюдать правила безопасного обращения с разными веществами.
-Химию вы будете изучать, когда станете школьниками.
-А сейчас мы снимем нашу рабочую одежду и снова станем ребятами из подготовительной группы. Всем спасибо!