Виктория Коломоец
Конспект этической беседы «Мы такие разные» в старшей группе
Конспект этической беседы «Мы такие разные» старшая группа
Цель: развитие мышления, слуховое и зрительное внимание, диалогическую, монологическую речь, закрепить представления детей о себе и о том, что такое семья. Закреплять знания об особенностях поведения мужчин и женщин в обществе и семье, воспитывать у мальчиков уважительное и внимательное отношение к женщинам и девочкам. Стремление оказывать им посильную помощь. У девочек заботливое отношение к окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
Публикация «Конспект этической беседы „Мы такие разные“ в старшей группе» размещена в разделах
Методы и приемы: контроль, практические действия детей, беседа, вопросы, указание, напоминание, объяснение, пояснение, оценка.
Оборудование: иллюстрации с изображением людей, картинки для коллажа, фотографии детей, клей, салфетки, клеенки, мяч, сердечки, картинки последовательности возрастного и полового развития человека, разносы.
Ход:
В: Ребята, вы знаете, когда я шла в группу, мне передали конверт. Что же в нем, хотите узнать? Ну хорошо, давайте пройдем с вами и присядем на стульчики. Что случилось? Стульчиков, на всех не хватит? Как же нам быть? Кому можно предложить присесть на них? (Мальчики предлагают девочкам присесть и сами приносят для себя стульчики). Воспитатель и девочки благодарят мальчиков.
В: Ребята, давайте посмотрим, что же в конверте? (Рассматриваем картинку, на которой изображена семья). Скажите пожалуйста, кто изображен на картинке?
Д: Это семья.
В: Правильно. А знаете, ребята, я предлагаю об этом поговорить, вы согласны? Скажите, пожалуйста, что такое семья?
Д: Семья это когда взрослые и дети живут вместе и все друг о друге заботиться и сопереживают друг другу.
В: Молодцы. Ребята, я думаю, вы знаете что и взрослых и детей можно назвать одним словом- это люди. А можно всех людей, разделить на две группы?
Д: Можно разделить на взрослых и детей, мужчин и женщин.
В: Давайте поговорим о детях. Соня, сейчас ты девочка, а когда немного подрастешь, кем станешь? А потом?
Дидактическая игра «Возрастная последовательность».
(Воспитатель предлагает картинки последовательности возрастного и полового развития человека).
В: Ребята, посмотрите, все картинки перепутались, помогите мне их разложить правильно? Кем вы были сначала? А потом?
Д: Сначала мы были младенцами, сейчас мы дошкольники, потом будем подростками, молодыми людьми, взрослыми, пожилыми людьми.
В: Ребята, о ком бы вы хотели поговорить сейчас? (Выслушиваю ответы детей)
В: Хорошо поговорим о мужчинах? Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»?
Д: Настоящий мужчина-это защитник, мальчики должны защищать девочек, малышей, если кто-то их обижает.
В: А если настоящему мужчине больно?
Д: Настоящий мужчина никогда не плачет, он терпит, даже если ему очень больно. Поэтому наши мальчики, когда им надо будет сделать прививки или укол, то могут вести себя, как настоящие мужчины — не плакать и терпеть.
В: А вот, например, в автобус заходит женщина, а мужчина в это время сидит. Как должен поступить настоящий мужчина?
Д: Настоящий мужчина никогда не будет сидеть, если рядом стоит женщина. Наши мальчики сначала предложат сесть девочкам, а потом сядут сами если будут свободные места. А если они будут ехать в транспорте, то всегда уступят место женщинам, девочкам и маленьким детям. Настоящий мужчина сначала поможет сесть за стол женщине, а потом сядет сам. Наши мальчики тоже могут помогать девочкам сесть за стол. А после помогут им выйти из-за стола. (Показать на какой-либо паре, как это нужно сделать).
В: Ребята, а как вы думаете, кто сильнее мужчины или женщины?
Д: Мужчины сильнее.
В: Да, мужчины сильнее, чем женщины и даже есть такие профессии, где могут работать только мужчины.
В: Попробуйте их назвать (показать иллюстрации с изображением людей таких профессий, как шахтер, строитель, летчик, полярник). Конечно летчиком, например, может быть и женщина, но это бывает очень-очень редко. Назовите профессии, где работают чаще всего женщины. (Парикмахер, портниха, воспитатель и др. И в этих профессиях могут трудиться мужчины, но это бывает значительно реже.)
В: Я предлагаю посмотреть этюд (дети разыгрывают этюд). Этюд: Два мальчика Антон и Артем играют в пароход. Им очень интересно. Вдруг Антон услышал, что в стороне плачет Матвей, тогда он и спросил у Артема, - почему Матвей плачет? «Артем ответил, да пусть себе ревет, у него Саша забрал машинку, я видел это. Поплыли с тобой дальше, он поревет и перестанет”.
В: Как поступили мальчики? Какими они были в данной ситуации?
Д: они были равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными.
В: Как вы думаете, как бы поступил настоящий мужчина? А как бы вы поступили на их месте?
Д: Я бы подошел к Артему и во всем бы разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе.
В: Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде. Вы настоящие друзья.
В: Девочки, предлагаю вам поиграть, хотите? Скажите, пожалуйста, какой должен быть мальчик, с которым хотелось бы вам дружить? (Девочки передают куклу мальчика по кругу и по одному слову характеризуют мальчиков).
Д: Мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, а наоборот, защищать, помогать, уступать им игрушки или первенство в игре.
В: Вот видите, ребята, наши мальчики тоже могут поступать, как настоящие взрослые мужчины. Я думаю, что они с сегодняшнего дня так и будут вести себя. И мы сможем о них сказать: «Они хоть и мальчики, но поступают, как настоящие мужчины». Так много мы сказали о мужчинах, теперь может быть поговорим о женщинах
В: Кто такая настоящая женщина?
Д: Настоящая женщина — хозяйка в доме, у нее везде порядок, она умеет его быстро наводить. Конечно, все по дому девочки не смогут сделать, но очень во многом могут помочь бабушке и маме. А в детском саду — девочки настоящие хозяйки в группе. Мальчики поставили машины после игры, а девочки поправили их на полке, и сразу стало красиво. После сна все дети заправили постели, девочки помогли мальчикам, и в спальне стало красиво.
В: Ребята, а как должна себя вести настоящая женщина?
Д: Настоящая женщина никогда не будет драться, громко кричать. Она всегда вежливая, женственная.
В: Вы согласны, что, когда девочка дерется и кричит, о ней не скажешь, что она красивая?
В: А когда же женщина красива?
Д: Женщина красива, когда она вежлива. Женственна, говорит спокойно, ласково.
В: Кто помогает женщинам носить тяжести?
Д: Настоящая женщина не будет поднимать что-то тяжелое, если рядом есть настоящий мужчина. А мальчики у нас теперь всегда будут вести себя, как настоящие мужчины, и девочкам не надо торопиться расставлять пособия на физкультурном занятии, выносить корзину с игрушками: это сделают мальчики.
В: Предлагаю посмотреть еще один этюд. Кто хочет его показать? Камилла и Катя, очень хорошо.
Этюд: Две девочки дерутся из-за игрушки и говорят друг другу обидные слова.
В: Как поступили девочки? Как бы вы поступили на их месте?
Д: Девочки поступили некрасиво, наговорили друг другу много обидных слов. Просто им надо было договориться между собой, а еще им можно было бы разрешить спор с помощью считалочки.
В: Молодцы, мне очень приятно слушать вас и ваши ответы. Ребята, вы знаете, что воспитанные и вежливые мужчины говорят женщинам комплименты. А вы, мальчики, сможете сказать комплименты нашим девочкам? Предлагаю поиграть в игру «Комплименты».
Мальчики дарят сердечки и при этом говорят девочкам комплименты.
В: Какие замечательные комплементы вы научились говорить друг другу, в них столько любви, дружбы, привязанности. Комплементы можно говорить не только друг другу, но и всем людям, которых вы любите, которым хочешь сказать что – то приятное.
В: Ребята, вы теперь знаете, как ведут себя настоящие мужчины и настоящие женщины, и постарайтесь вести себя так, как мы об этом говорили. Самостоятельная деятельность детей.
В: Ребята, посмотрите, что здесь у нас лежит на столе?
Д: На столе у нас имеются разные вырезанные красивые картинки и фотографии и еще есть вот такая картина. (Детям предлагается картина в рамке).
В: Как вы думаете, что же можно из всего этого составить?
Д: Можно из всех предметов составить красивый коллаж и поместить на нашу выставку.
В: А все согласны составить коллажи? Ну, хорошо, мне нравится ваша идея. Ну, а что такое коллаж вы уже знаете. Ребята, с чего вы начнете оформлять наш коллаж? Подумайте пожалуйста. (Дети самостоятельно обсуждают план действий).
Д: Сначала мы украсим саму рамку с помощью картинок, а затем поместим фотографии на картину и получится очень красиво.
В: Все согласны? Замечательно!
(Дети самостоятельно в подгруппах оформляют коллажи).
В: Ребята, а вам нравится наши коллажи. Чем они нравятся? А хотите придумать название?
Д: Давайте назовем этот коллаж «Наши девочки лучше всех», а этот «Наши мужественные мальчики».
В: Куда же нам поместить наши замечательные коллажи?
Д: Давайте, их поместим туда, где их могут увидеть все и наши родители и гости.
В: Я согласна с вами. Молодцы!