Задоркина Алла
Конспект ООД для старшей группы «Экскурсия в старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
для старшей группы
Авторы:
Задоркина Алла Анатольевна, воспитатель
Цель: Ознакомление детей с предметом карельского быта - печью.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить с назначением карельской печи в быту;
Публикация «Конспект ООД для старшей группы „Экскурсия в старину“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Развивающие задачи:
Развивать словарный запас детей:
активизировать в речи слова: «ухват», «чугунок», «горшок», «печник», «устье», «шесток», «заслонка», «лежанка», др.
Воспитательные задачи:
Прививать интерес к истории карельского народа.
Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста
Продолжительность занятия: 30 минут.
Место проведения: группа
Опорные понятия:
Чугунок - горшок из чугуна округлой формы для приготовления пищи в русской печи.
Ухват - надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков.
Кочерга - железный прут с загнутым концом для перемешивания дров в печи.
Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
Вещный ряд: мини – музей макет «Карельская изба», макет печи, кочерга, ухват, противень, чугунок, самовар, кукла Домовенок.
Технологии:
-технология музыкального воздействия,
-личностно-ориентированные технология,
-здоровьесберегающая технология (дыхательная гимнастика,
-игровые технологии
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приё мы: стихи, загадки, карельская музыка, сюрпризный момент.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций с изображением карельского дома, интерактивные экскурсии музея «Кижи».
Методические пособия: карельский костюм, дрова, клубочки, деревянные ложки, макет избы, магнитофон.
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Вводная часть.
Играет карельская музыка. Воспитатель встречает детей в карельском костюме-хозяюшки и здоровается с детьми на русском, а затем на карельском языке.
Хозяюшка: Тэрвэ! – это по - карельски «Здравствуйте». Давайте попробуем поздороваться на карельском языке.
Дети: Тэрвэ!
Хозяюшка: Проходите, гости дорогие! Рассаживайтесь на стульчики.
На столе расположен макет мини-музея Карельская горница
Хозяюшка: Милости прошу в мою избу!
Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
Проходите хорошо всё осмотрите.
Как уютна наша горница, спозаранку печка топится
Котик лапкой умывается, разговор наш начинается.
II. Основная часть.
Хозяюшка: Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать, нужно отгадать загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает»
Дети: Печка
Хозяюшка: Правильно, дети! Кто из вас видел печку? Где? (В деревне, выставочном зале музея)
Хозяюшка: Как вы думаете, зачем нужна была печка?
Выслушать ответы детей, дополнить и исправить.
Хозяюшка: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно.
Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и рассказывает.
Хозяюшка: У карелов печь считалась важнейшим местом в избе. Печь обязательно располагалась справа или слева от входа в избу – с северной стороны, чтобы защищала от холода в зиму, и стояла она боком к двери.
Раньше печь делали из самодельных глиняных кирпичей, получалась она глинобитная, с покатыми стенками и неровными углами. Дно печи называют «под», «устье» – печной рот, который закрывается заслонкой, у трубы есть «колпак», печь имела «спину», которая выполняла функцию лежанки, на ней карелы спали, грелись. Печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, и даже мылись.
Также печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь?
Ответы детей: По щучьему веленью, Гуси-лебеди.
Хозяюшка: Молодцы, много сказок знаете!
Хозяюшка: Ох, заболталась, я с вами! А обед - то готовить надо! Встанет поутру хозяйка и начинает растапливать печь. А вы знаете, как топят печку?
Дети: Чтобы истопить печку, нужны дрова.
Хозяюшка: Самые лучшие дрова - березовые, да дубовые. От них и тепла больше и дыма меньше. Дрова должны быть сухими, поэтому раньше их складывали для просушки в высокие колодцы.
Вот и я приготовила вязанку дров («нечаянно» рассыпает)
Какая я неловкая. Помогите мне, пожалуйста, дрова в «колодец» собрать.
Дети собирают дрова в «колодец»
Хозяюшка: А знаете ли вы, какие предметы помогали приготовить еду в печи? Давайте мы сейчас с вами вспомним.
Я буду загадки загадывать, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Хозяюшка:
«Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек
Кашу сварит…»
Дети: Чугунок.
Хозяюшка: Конечно же, чугунок, что можно было готовить в чугунке?
Дети: В чугунке готовили рассыпчатые каши и ароматные щи.
Хозяюшка: Чтобы щи сварить, нужно печку истопить. Может поможете мне?
Дети дрова кладут в печь, хозяйка печь «затапливает».
Хозяюшка: А теперь все вместе подуем на дрова, чтобы огонёк разгорелся. Дуем, дуем все вместе.
Дыхательная гимнастика: вдох носом, долгий выдох.
Хозяюшка: Молодцы! - Давайте послушаем, как трещат дрова в печи (включается аудиозапись треска костра). - Вот и растопилась наша печка, какая она стала, как вы думаете? (теплая, горячая, она нагрелась).
Хозяюшка: А из чего же можно приготовить щи?
Игра «Варим щи» (дети перечисляют овощи, из которых варят щи)
Хозяюшка: Как же можно было достать из печи горячий чугунок?
Выслушивает ответы детей
Хозяюшка: Здесь был нужен другой помощник.
Слушайте про него загадку. «Чугунок был очень рад, что схватил его…»
Дети: Ухват.
Хозяюшка: Возле печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.
Давайте мы попробуем справиться с чугунком и ухватом.
Игра «Перенеси чугунок ухватом» (один ребенок ставит чугунок в печку –другой-вынимает)
Хозяюшка: А вот вам еще загадочка:
Она на букву Г похожа
Большая длинная нога.
Из печки выгрести поможет
Золу и пепел
Дети: Кочерга
Хозяюшка: Трудно себе представить, что можно истопить печь и пригото-вить пищу, даже не взяв в руки кочергу. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть в глубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит все та же кочерга. Проходит несколько секунд, и дымящееся поленце, придвинутое кочергой к печному костерку, уже горит ярким пламенем.
Кочерга была еще и магическим предметом. Если в доме заводились злые духи, то кто-нибудь из домочадцев садился на кочергу и прыгал по избе, чтобы выгнать их.
В давние времена люди верили, что в каждой избе за печкой живет домовой. А вы, ребята, знаете кто такой домовой? Выслушивает ответы детей
Хозяюшка: Домовой очень редко показывался людям, но иногда, говорят, случалось. И кто его видел, как будто говорили, что похож он на маленького старичка с бородкой, он следит за порядком, охраняет дом от всего плохого. Он не любит ленивых и сам помогает хозяйке заниматься домашней работой.
Вот и у меня за печкой живет домовой, зовут его Кузей.
Из-за печки достать игрушку домового, показать детям.
Хозяюшка: Перепутались вот у домовенка все клубочки, и Кузя просит вашей помощи, давайте поможем ему разобрать их.
Дети сматывают клубки в Игре «Клубочки»
Хозяюшка: Смотрите-ка, ребята, а у Кузи еще узелок есть. А в узелке – деревянные ложки. Для чего раньше нужны были деревянные ложки?
Дети: Ложками ели. А еще ложками можно играть как на музыкальных инструментах.
Хозяюшка: Кузя предлагает нам поиграть на ложках.
Ну-ка, добры молодцы, позабавьте красных девиц.
Звучит музыка «Ах, вы сени, мои сени», мальчики играют на ложках. Хозяюшка: Молодцы, хорошо играете на ложках. А теперь разгадайте еще одну мою загадку.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…»
Дети: Самовар
Показывает самовар.
Хозяюшка: У печи в избе всегда стоял самовар. С появлением самовара родился и добрый обычай: всей семьей собираться за столом и пить чай.
Любили и карелы почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Хозяюшка: В старые времена был обычай у людей: как заканчивали полевые работы, убирали урожай, коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки у печи.
Это сейчас ребята электричество помогает нам по - разному проводить время: смотреть телевизор, слушать музыку, работать на компьютере и т. д. А в те далекие времена как говориться в пословице: «От скуки бери дело в руки» каждый находил себе дело. Вот и проводили время, кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из бересты туески плетут, другие из дерева ложки вырезают. Весело было, кто песню затянет, кто частушку.
Ну а какой же вечер без веселой игры?
Просто так и для утехи, начинаю я потеху,
Выходите поиграть, свои косточки размять.
Приглашает детей на игру «Перепалка».
Игра «Перепалка».
Игра проводиться под веселую мелодию.
Разделиться на две группы. Одна группа садится у одной стены, другая напротив. Один из игроков первой группы подходит к игроку из другой группы, кланяются и местами меняются. Так и «перелетают» игроки с места на место.
III. Рефлексия
Хозяюшка: Вот и наша беседа про печь, подошла к концу. Теперь вы знаете, для чего нужна людям печь!
А теперь возьмите картинку, на которой нарисована печка, и если занятие вам понравилось, то раскрасьте огонек в печке, если не понравилось - ничего не раскрашивайте.