Егорова Анастасия
Конспект экскурсия в мини-музей «Мир музыкальных инструментов» для детей 4–5 лет средней группы
Что такое музей?
Это кладовая истории,
где хранится накопленный опыт предыдущих
поколений.
Как часто мы туда заглядываем?
Пусть каждый ответит для себя сам.
Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В группе детского сада можно открыть мини-музей музыкальных инструментов. С его помощью дети смогут рассматривать музыкальные инструменты, слушать их звучание, сравнивать внешний вид, узнать об истории возникновения
Публикация «Конспект экскурсия в мини-музей „Мир музыкальных инструментов“ для детей 4–5 лет средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Средняя группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Профиль мини-музея : познавательный, информационно-исследовательский, творческий и игровой. В создании мини-музея приняли участие : воспитатель ДОУ, дети среднего возраста, родители.
Цель: формировать у дошкольников первичное представление о музее;
приобщение детей к истокам народной культуры и развитие творческих способностей дошкольников через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Задачи:
1. Познакомить детей с народными музыкальными инструментами, с их основными группами и выразительными возможностями. Воспитывать интерес к русскому фольклору через знакомство с народной музыкой, песнями, колыбельными. Заложить основы нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с русской народной культурой.
2. Через игру на народных инструментах, театрализацию фольклорных произведений с музыкальным сопровождением и музыкально-дидактические игры развивать у детей слуховое восприятие и музыкальный ритм.
3. Организовать совместную деятельность воспитателя с детьми и их родителями, а также совместный досуг. Развивать у детей воображение, художественный вкус, мелкую моторику рук.
4. Заинтересовать и вовлечь педагогический коллектив в организацию работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство их с русскими народными инструментами.
5. Развивать партнерские отношения ДОУ и семьи в приобщении детей к русской национальной культуре, через привлечение родителей к созданию экспозиции музыкальных инструментов в группе. Пополнить развивающую среду группы народными музыкальными инструментами. Воспитывать у детей интерес к созданию музея и бережное отношение к его содержимому.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми в группе на тему : «Что такое музей?», «Какие бывают музеи?».
2. Знакомство детей с народными инструментами, группами инструментов, их звучанием на музыкальных занятиях.
3. Работа с родителями (участие в создании Мини-музея, пополнение музея экспонатами,
создание самодельных инструментов из использованного материала).
Ход занятия
(Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель в народном костюме).
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Вы сегодня пришли не просто в музыкальный зал, а попали в Мини-музей. Ну, раз вы оказались в таком интересном месте, скажите, пожалуйста, что такое музей?
Дети: Это такой дом, где собирают, хранят и показывают красивые, старинные и очень интересные предметы: картины, игрушки, ткани, посуду, книги.
Воспитаель:
- Совершенно верно, это место, где хранятся исторические ценности, благодаря которым мы черпаем свои знания о прошлом. Ребята, а что хранится в этом музее?
(Дети рассматривают инструменты-экспонаты)
Дети: Музыкальные инструменты.
Воспитатель:
- Да, не просто музыкальные инструменты, а народные инструменты. А теперь внимательно посмотрите и скажите, на какие группы разделены все инструменты в нашем музее?
Дети: на струнные, духовые и ударно-шумовые.
Воспитатель:
-Молодцы! А что ещё можно сказать обо всех инструментах? Кто их создавал?
Дети: Народ, мастера.
Воспитатель:
- Да, мастера, люди, которые специально обучались своему ремеслу, поэтому они и называются народными инструментами.
- А теперь посмотрите вот на эти инструменты, кто их сделал?
(Показывает на самодельные инструменты, изготовленные детьми и их родителями)
Дети: Эти инструменты сделали мы сами.
Воспитатель: значит они самодельные.
(Все рассматривают шумовые инструменты, сделанные из использованного материала: пластиковых бутылок, коробочек из-под киндеров, баночек из-под майонеза, йогурта)
Воспитатель: А сейчас устраивайтесь поудобнее, и я вам расскажу, какие экспонаты есть в нашем музее «Радуга звуков».
Послушайте загадку:
Целый день бом да бом, раздается громкий звон. Что же это такое? (барабан).
Давайте послушаем, как он звучит, кто мне в этом поможет? (дети стучат в барабан). Как звучит барабан?
Дети: Громко, бодро, радостно, четко.
Воспитатель: Молодцы, ребятки. Послушайте следующую загадку:
Он круглый словно солнышко, только с бубенцами,
Звучит он очень звонко,
Услышите вы сами,
Когда в руки возьмете, ударите ладошкой,
Звучать он будет громко,
Угадайте, что это?
Дети: Бубен
Воспитатель: А для чего вам в садике нужен бубен?
Дети: делать зарядку.
Воспитатель: сейчас мы с вами поиграем и в этом нам поможет бубен. Физкультминутка:
1,2,3,4,5!
Будем прыгать и скакать!
Наклонился правый бок 1,2,3!
Наклонился левый бок 1,2,3
А сейчас поднимем ручки
И дотянемся до тучки!
Присядем на дорожку -1,2,3
Разомнем мы ножки- 1,2,3
Согнем правую ножку- 1,2,3
Согнем левую ножку- 1,2,3
Головою покачаем- 1,2,3
Молодцы!
Послушайте еще загадки:
Целый день трень да трень
И трещать-то ей не лень
Что же это такое?
Дети: Трещотка.
Дети играют на трещетке.
Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:
Попаду в руки ребенка, заиграю звонко-звонко
И не зря я веселая игрушка
И зовусь я ….
Дети: Погремушка.
Воспитатель: А среди наших экспонатов вы сможете найти погремушку? Молодцы, ребята, вы очень внимательные, правда, Петрушка? Послушайте еще одну загадку:
Не лопата, не совок
Что захватит, то в роток
Кашу, суп или окрошку,
Вы узнали? Это…
Дети: Ложка.
Воспитатель: А для чего нам нужна ложка?
Дети: Кушать.
Воспитатель: оказывается, ложка является музыкальным инструментом, но это не обычные ложки, а вот такие деревянные, расписные ложки, их нужно ударять друг о дружку, вот так вот. А сейчас я хочу вам предложить поиграть на музыкальных инструментах-ложках. (в такт музыке ударяем ложками).
Воспитатель:А сейчас я предлагаю вам, ребята, рассказать о некоторых инструментах и послушать, как они звучат.
(Дети читают стихи об инструментах и слушают их звучание в аудиозаписи)
Дети: (по-очереди)
1. У детей в ладошках птички,
С виду птички – невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом.
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.
2. Ложки разные бывают,
И на них, порой, играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой.
3. Балалайка, заиграй –
Всех на пляску приглашай!
Балалайка, три струны –
В пляс пустилось полстраны!
4. Зазвучали гусли сладко
Я чуть-чуть закрыл глаза.
Эй, ребята, не зевайте.
К нам во двор зашла коза.
5. У свирели есть секрет.
Я его не знаю.
Так красиво уж звучит,
Я весь замираю!
Воспитатель: Ребята, сейчас мы послушаем звучание народных инструментов в оркестре, в исполнении оркестра народных инструментов им. Н. Осипова.
(Дети слушают народную песню «Смоленский гусачок» в аудиозаписи)
Воспитатель:Ребята, а вы хотите тоже стать музыкантами и сыграть в оркестре?
Дети: Да.
Воспитатель:Тогда разбирайте шумовые инструменты.
(Дети берут ложки, румбы, бубны, трещотки)
- Сначала свою партию будут играть ложки, затем румбы и бубен, а третью вариацию исполнят трещотки, а в конце мы сыграем «тутти». Что это означает?
Дети: Значит все вместе.
(Дети оркеструют «Камаринскую» П. И. Чайковского по партиям)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия в Мини-музей народных инструментов. Вам понравилось в музее? Я думаю, мы будем пополнять его новыми экспонатами. До свидания, ребята.
Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие музыканты.
Рефлексия:
Воспитатель: Где мы сегодня были?
Дети: в мини-музее
Воспитатель: Какие экспонаты вы видели в музее?
Дети: Музыкальные инструменты.
На этом наша экскурсия заканчивается! Надеюсь, она была интересной. Но она не последняя. Мы и дальше будем знакомиться с различными музыкальными инструментами. А я память я хочу вам подарить медальки участника «ВИНИ-оркестра». До встречи