Александра Игнатенко
Конспект экскурсии с детьми старшей группы «У осени в гостях»
▼ Скачать + Заказать документы
[МБОУ МИХАЙЛОВСКАЯ СОШ
(дошкольные группы)
«У осени в гостях»
Экскурсия в осенний парк
с детьми старшей группы
Воспитатель: Игнатенко Александра Николаевна
Михайлов 2018
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста путем ознакомления с характерными признаками осени на экскурсии.
Задачи:
• Уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности.
Публикация «Конспект экскурсии с детьми старшей группы „У осени в гостях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
• Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.
• Развивать наблюдательность, двигательную активность, речь детей.
• Увлекать детей красотой осенней природы, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, разучивание стихов об осени, беседы, наблюдение за деревьями в природе, рассматривание иллюстраций об осени, загадки об осени, деревьях.
Беседы: «Правила поведения в природе», «Правила поведения на экскурсии».
Ход экскурсии:
1. Вводная беседа.
Воспитатель читает стихотворение Ю. Капустина «Осень»
В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко - желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
-Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы полюбоваться осенним пейзажем, посмотреть, как изменился парк, и действительно ли он стал золотым. Также поиграть, отдохнуть и просто побыть всем вместе.
Тот, кто пришел в лес отдохнуть, должен вести себя как в гостях. Ведь в лесу есть лесные правила:
Воспитатель:
Если в парк пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Ребенок 1:
В парке нам нельзя шуметь.
Ребенок 2:
Даже очень громко петь!
Ребенок 3:
Испугаются зверушки,
убегут с лесной опушки.
Ребенок 4:
Ветки ели не ломай.
Ребенок 5:
и почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Ребенок 6:
Зря цветы не надо рвать!
Ребенок 7:
Из рогатки не стрелять,
ты пришел не убивать!
Ребенок 8:
Насекомые летают,
Ну кому они мешают?
Ребенок 9:
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Воспитатель:
В парке ты – всего лишь гость.
Здесь хозяин – ель и лось.
Их покой – побереги,
Ведь они нам – не враги!
2. Коллективное наблюдение.
- Какая сегодня погода?
- Что вы наблюдаете в небе?
-Посмотрите вокруг. Скажите, какой парк осенью? (золотой, багряный, нарядный, красивый, неподвижный, таинственный).
-А что же это у вас под ногами? (Ковер из осенних листьев, которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.
Ребенок читает стихотворение об осени.
Осенний клад
Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит, листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд
(И. Пивоварова)
-В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.)
Давайте с вами найдем знакомые деревья и кустарники.
Дети находят деревья (березу, клен, тополь, рассматривают стволы деревьев, трогают руками. Выделяют характерные признаки и изменения, связанные со временем года, находят отличия. Отмечают, что у березы ствол самый приметный – белый с черными пятнами.
- Почему листья изменили свой цвет?
- Почему так много листьев опало с деревьев?
- С чем это связано?
Дети вместе с воспитателем отмечают, что с приходом осени становится холоднее, мало становится солнечного света и тепла для растений, поэтому листья начали менять свою окраску и опадать.
Воспитатель обращает внимание на большое количество опавших листьев: опавшие листья служат хорошим удобрением, из них образуется перегной. Предлагает взять в руки листья клена и березы, рассмотреть их. Обращает внимание на форму листьев, просит детей сравнить листья клена и березы. У листьев березы края узорчатые, у клена – резные. Поверхность листовой пластинки тоже разная: у березы шершавая, у клена гладкая, мягкая, четко выделяются прожилки.
«Какими стали деревья в парке?»
- Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).
3. Самостоятельно наблюдение.
- Любование детьми красотой деревьев.
-Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т. д.)
Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов, дыма)
Попробуйте выбрать самое красивое дерево для вас, и придя в садик, вы можете его нарисовать.
Воспитатель предлагает детям покружиться, как листочки, порадоваться красивым листьям, поиграть с ними.
Подвижная игра «Раз, два, три – к березе беги! Далее с тополем и кленом.
4. Сбор природного материала.
-Ребята, давайте соберем листочки, веточки, плоды лиственных деревьев и кустарников, шишки хвойных деревьев, чтобы сделать красивые поделки.
Дети собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуются разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.
5. Экологические игры и игры с природным материалом.
Игра «Скажи красивые слова об осени»
Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову.
Игра «Три листа»
Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом.
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми три различных листа. Ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат.
Например: Дубовый лист - между кленовым и березовым. Или: Кленовый лист – справа от рябинового и слева от дубового и т. д.
Игра «Поймай листок»
Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
6. Заключительная часть.
-Ребята, как вам кажется, парк вам рад? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?
-Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад. Приходите сюда всегда, как к другу в гости, берегите его.
- Вот и подошла к концу наша экскурсия и нам пора отправляться в детский сад. Но мы обязательно еще посетим наш парк.
После экскурсии в осенний парк, воспитатель и дети изготавливают коллаж из осенних листьев и делают выставку рисунков по результатам наблюдений.