Жанна Русина
Конспект экскурсии по территории детского сада для старшей группы «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия по территории детского сада
с детьми старшего возраста
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о внешнем виде деревьев поздней осенью, на основе сравнения сходных деревьев и сравнения элементов противоположностей (ТРИЗ).
Упражнять в ориентировании на территории.
Публикация «Конспект экскурсии по территории детского сада для старшей группы „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Воспитывать интерес к поэзии, бережное и заботливое отношение к древонасаждениям и зимующим птицам.
Ход экскурсии
Воспитатель: Вот и наступила поздняя осень. Облетели почти все листья с деревьев, погода стоит хмурая, природа замерла в ожидании прихода зимы. Кто вспомнит, как поэтесса Наталья Панкова описывает это время года? Ребёнок по желанию рассказывает стихотворение.
Осень что-то расшалилась,
Злится, хмурится, шуршит.
В листопаде закружилась
И курлычет, и кричит.
Расплела берёзе косы,
Ленту жёлтую сняла,
Под дождём гуляет босой,
Клён раздела донага.
Дождь холодный, небо стонет,
Листья на ветру дрожат.
В лужах тротуары тонут,
Тучи чёрные висят.
Сегодня я вам предлагаю совершить небольшую экскурсию, чтобы навестить деревья на нашем участке, развесить кормушки для птиц.
1 остановка: "Огород поздней осенью"
Воспитатель обращает внимание детей на огород:
Огород убран. Дети вспоминают, что они выращивали летом на огороде, замечают на огороде куклу Чучелку и предлагают её взять с собой на экскурсию.
2 остановка: "Берёзовая аллея"
Воспитатель читает стихотворение современного поэта Губаря:
Облетают листья, осыпаются,
И ещё осыпались не все.
Вот берёза, белая красавица,
В обнажённой предстаёт красе.
Многими поэтами воспетая,
Хороша берёза и зимой.
Только мне она милей одетая
Золотой осеннею листвой!
Предлагает полюбоваться красотой дерева, обращает внимание на цвет коры дерева и цвет осенних листьев берёзы, форму листа. Сообщает, что из коры берёзы, бересты, изготавливают туеса для хранения продуктов, плетут на Руси лапти. В настоящее время лаптями не пользуются, а любуются, как изделиями народного промысла, используют в виде сувенира. Так же в старину на бересте писали послания, письма, как сейчас мы пишем на бумаге.
3 остановка: "Ель"
Воспитатель обращает внимание, что это дерево вечно зелёное и спрашивает детей почему его так называют? Можно проводить сравнение с рядом растущей берёзой на основе сравнения противоположностей (элемент ТРИЗ) Чучелка задаё т вопросы детям:
У берёзы листочки, а у ели?. (предполагаемые ответы детей).
Вокруг ели,бывает, водят хороводы. Когда?
Где берёза спрятала свои семена, а ель? (предполагаемые ответы детей). Воспитатель, выслушав ответы детей, уточняет.
4 остановка: «Рябина» Воспитатель обращает внимание детей на дерево: Посмотрите внимательно. Что это за дерево? Вы узнали? Предлагает желающему ребёнку прочесть стихотворение, посвящё нное рябине:
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет,
Сметая листья во дворах?
Она ещё горчит и вяжет
,но только снег на землю ляжет,
мороз ударит не слегка
и льдом покроется река:
она уже на вкус иная.
И птицы, будто понимая,
Клюют замёрзшие рубины
Зимой алеющей рябины. Н. Шумов
Воспитатель предлагает полюбоваться красотой рябины.
5 остановка :"Сосна"
"Обычную сосну найдёте
в сухом лесу и на болоте;
почти везде растёт сосна —
непривередлива она!"
Воспитатель спрашивает детей о схожести сосны и ели. Выслушивает ответы детей, подводит к выводу о том, что и сосна и ель- хвойные вечнозелёные деревья. Предлагает найти на участке ещё хвойные деревья. Дети находят тую. Рассматривают хвою, воспитатель обобщает, что у всех хвойных деревьев плодами являются шишки. Предлагает поискать их под деревьями.
Проводится игра "Раз, два, три, к (дереву) беги!"
Цель: закрепить названия деревьев, обеспечить двигательную активность
6 остановка: «Ясень» Воспитатель сообщает детям: название дерева"ясень"произошло от слов «светлый, ясный». Деревовысокое, когда вырастет и станет взрослым, но у нас на участке оно посажено недавно. Обращает внимание на гладкость коры и строение семян.
Воспитатель читает стихотворение, даё т детям время полюбоваться деревом:
Как ты строен и прекрасен,
наш родной высокий. (дети хором) ясень!
7 остановка: «Каштан»
Каштан - это лиственное дерево или хвойное? Ствол дерева покрыт гладкой или шершавой корой? Воспитатель предлагает отыскать под деревом его опавшие плоды.
Воспитатель читает четверостишье:
Кисть цветов- словно свеча,
Плод не схватишь сгоряча,
Кожура его в иголках,
Но нет шишек, как на ёлках,
Лист как веер, стройный стан,
Это дерево-. (каштан) В. Талызин
Воспитатель обращает внимание на набежавший дождик:
Подвижная игра:
Капли набежали, нас домой позвали,
капля-раз, капля-два,
капли медлили сперва
Стали капли ударять, капля каплю догонять
А потом, потом, потом, все бегом, бегом,бегом.
Собранный в ходе экскурсии природный материал воспитатель предлагает в группе поместить в уголок природы и использовать для изготовления поделок.