Ирина Ивановна Детынченко
Конспект эколого-педагогической деятельности в подготовительной группе «Наблюдение за золотой рыбкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать понятие о том, что рыбы – водные обитатели, их строение приспособлено к жизни в воде. Дифференцировать представление детей о водоеме, как среде обитания рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут рыбы, мелкие животные – катушка, прудовик). Воспитывать наблюдательность, желание ухаживать за рыбками. Узнавать и называть обитателей аквариума. Обогащать словарный запас.
Материал и оборудование: Банка с водой и рыбкой; игрушка лягушка, записка; ткань легкая для воспитателя и для каждого ребенка; карточки с аквариумными рыбками, водорослями, моллюсками.
Публикация «Конспект эколого-педагогической деятельности в подготовительной группе „Наблюдение за золотой рыбкой“» размещена в разделах
- Аквариум. Наблюдения за рыбками в аквариуме
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Словарная работа: струится, вуаль, вуалехвост, меченосец, гурами, скаляру, красный риукин, красно-белая комета, ранчо красная шапочка, катушка, прудовик, моллюски, элодея, валлиснерия, обтекаемое тело, жабры, зарядка аквариума, грунт, скребок, обогащает, кислород.
Ход.
Дети получают записку от лягушки-говорушки. Она пишет, что приготовила детям подарок – банку с водой, а в ней красивая бабочка – и спрятала в группе.
Дети начинают искать подарок Лягушки и находят банку с рыбкой.
В. - Какая ты красивая! Откуда ты взялась? Тебе, наверное, страшно в незнакомом месте? Не бойся, мы тебя не обидим!
В. - Лягушка – говорушка пишет, что это бабочка. Дети, а вы как думаете?
(Выслушивает ответы детей).
В. - Загадка поможет вам ответить:
Вильну хвостом туда-сюда,
И нет меня, и нет следа! (Рыба)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба).
Лягушка перепутала, бабочек в воду не сажают. Нужно помочь ей узнавать рыб и не путать с другими животными. Для этого нам надо самим получше познакомиться с рыбами.
Вопросы:
1. Как себя чувствует рыбка?
2. Почему вы так думаете? (Она в воде, вода чистая, прозрачная, но места мало).
3. Что она делает?
4. Что помогает рыбке плавать?
5. Где находятся плавники?
6. Сколько плавников?
7. Какой их них самый красивый?
8. Как вы думаете, на что он похож?
Воспитатель показывает лоскуток ткани (организуется обследование ткани, обращаем внимание на ее легкость, прозрачность; ткань струится, летает).
В. - Она называется вуаль. Кто догадался, что у рыбки похоже на эту ткань?
(Ответы детей).
В. - Прекрасные плавники дали рыбке название – вуалехвост. Красивое название? И рыбка красивая чтобы ей не было скучно одной, давайте превратимся в рыбок.
(Детям предлагается взять по кусочку ткани и имитировать движения плавников).
Педагог предлагает детям еще понаблюдать за рыбкой.
В. - Что кроме плавников, помогает быстро плавать в воде рыбке? Какое тело у рыбки? Чем покрыто тело рыбки? Какая чешуя? Как она расположена? (Вытянутое, обтекаемое тело, отсутствие шеи, гладкая чешуя.) Какие у рыбки глаза и где они расположены? Какой рот? Чем дышит рыбка?
В. - Ребята, рыбка мне сказала, что она очень хочет попасть в свой дом. Она потерялась и не знает, где ее дом. Лягушка – говорушка посадила ее в банку, а в банке плохо. Она только помнит, что её дом был больше, светлее, уютнее. Там были зеленые растения и много подружек - рыбок. Послушайте загадку
Дом стеклянный, в нем жильцы – все отличные пловцы (Аквариум)
В. - Ребята, где вы раньше видели таких рыбок?
Д. –В аквариуме.
В. - Каких еще рыбок вы знаете, которые живут в аквариуме?
Экологическая игра – дети находят карточки с аквариумными рыбками и водорослями, моллюсками и рассказывают: скалярия, меченосец, золотая рыбка, гурами, элодея, валлиснерия, моллюски и т. д.
2. Дидактическая игра «Зарядка для аквариума».
Цель: Уточнить представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме. Учить создавать водную среду для
аквариумных рыбок, правильно ухаживать за ними.
Материал и оборудование: все для зарядки аквариума – вода в разных емкостях, водоросли, грунт, совочки, горшочки, скребок, трубочки, кормушка, терморегулятор, компрессор, салфетки, подсветка, ракушки, магнитофон, запись спокойной музыки (Д. Лолей «Одинокий пастух»).
Ход.
В. - Значит, ребята, теперь вы можете назвать дом рыбки
Д. - Рыбка, твой дом – аквариум.
В. - Надо помочь сделать рыбке дом уютным, красивым. В какой среде рыбы постоянно живут? Название среды обитания рыб скрыто в загадке:
На свете нет ее сильней,
На свете нет её буйнее,
В руках ее не удержать
И на коне не обскакать. (Вода).
Воспитатель спрашивает детей, что они знают о правилах зарядки аквариума? Что для этого нужно? (Дети рассказывают, воспитатель дополняет, уточняет.) Вместе с детьми сажают водоросли в грунт в горшочки. Сверху грунт засыпают речным песком.
- Где в аквариуме надо помещать водоросли? (Ближе к свету – середину аквариума оставляют свободной.) Зачем нужны водоросли в аквариуме? (Обогащают воду кислородом, который необходим для дыхания обитателей аквариума, служат зеленым кормом, для красоты.)
- Наливать воду надо осторожно, тонкой струйкой. Вода перед заливкой отстаивается. Она должна быть комнатной температуры. Воспитатель напоминает о правилах ухода за обитателями аквариума, рассматриваются предметы ухода за аквариумом и его обитателями, обсуждается их назначение.
Вывод: в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы жили как в естественных водоемах.
Аутотренинг.
В. - Ребята, вы утомились, волновались, пока помогали рыбке найти и обустроить дом. Давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый,
Свежий воздух,
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать все живое.
3. Опыт: «Определение возраста рыбы».
Цель: Научить опытническим путем определять возраст рыбы.
Материал и оборудование: чешуйки рыб в розетках, темная бумага, увеличительные стекла.
Ход.
В. - Дети, вспомните, как мы с вами определяли возраст дерева? (Считали годовые кольца на спиле дерева.) Оказывается, по кольцам на чешуе рыб можно тоже определить возраст рыбы.
Положите чешуйки на бумагу темного цвета. Через увеличительное стекло рассмотрите колечки на чешуйках. Сосчитайте светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.