Лучший педагог года

Конспект выступления на педагогическом совете «Социализация как форма социальной адаптации детей с ОВЗ»

Татьяна Кромаренко
Конспект выступления на педагогическом совете «Социализация как форма социальной адаптации детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация как форма социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация (от лат. socialis – общественный, процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Публикация «Конспект выступления на педагогическом совете „Социализация как форма социальной адаптации детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Адаптационная функция социализации позволяет людям реализовать свои потребности, возможности, способности, вступать во взаимоотношения с другими членами общества, социальными группами, институтами, организациями и обществом в целом. Социализация личности осуществляется в основном на базе группового опыта. Характер и тип ее определяются культурой общества.

Социализация индивида происходит в трех сферах: деятельности, общения и самосознания. Деятельность позволяет человеку выделить главное в ней, осмыслить и расширить ее. В сфере общения развивается познание другого человека и собственного «Я», расширяется круг общения и его содержание. Формирование образа собственного «Я» как объективного субъекта деятельности происходит в сфере самосознания. Собственное «Я», т. е. каждый из нас, осмысливает свою принадлежность, социальную роль, возможность формирования самооценки и т. д.

Процесс социализации делится на три основных этапа:

1. дотрудовой (период жизни человека до начала трудовой деятельности, получения образования и профессии);

2. трудовой (зрелая сознательная деятельность на благо себя и общества);

3. послетрудовой (в основном пассивный способ жизнедеятельности – пенсионеры, инвалиды и др.).

Подобное деление условно и относительно, зависит от объективных (развитости экономических, общественных, политических, социальных и иных отношений общества) и субъективных (биологические, физиологические, социальные особенности индивида, его возраст, активность, жизненная позиция) условий.

Социализация включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость.

Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Первыми агентами социализации, как правило, являются родители. На стадии детства механизм социализации состоит из имитации и идентификации.

На этом этапе детства растет не только число агентов социализации, но последовательно меняются программа и содержание их деятельности в сторону усложнения.

Помимо социализирующей роли семьи усиливается влияние воспитательных заведений, школы, средств массовой информации.

Чрезвычайно сложно происходит юношеский этап социализации (13-19 лет). Особенностью этого периода является возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, учители, сверстники и т. д. Для стадии юности характерно стремление получить определенный социальный статус и играть свою социальную роль.

Социализация в зрелом возрасте идет обычно по восходящей линии. Но именно на этом этапе могут возникать кризисы, срывы, крушение планов и надежд, как в силу субъективных обстоятельств, так и независимо от воли и устремлений личности, например во время общественного кризиса или серьезных исторических перемен. Кризисная ситуация требует серьезных переоценок, изменений жизненных планов и прогнозов. Появляется потребность в ресоциализации. Это интенсивный процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков. Идет быстрая ломка социальных шаблонов и стереотипов.

На этапе старости наступает завершающий период социализации обычно в связи с выходом на пенсию. Резкое понижение социального статуса, сокращение набора социальных ролей в связи с выходом на пенсию, потерей здоровья создают ощущение одиночества, духовного вакуума. Эта возрастная группа требует особого внимания социальных работников в плане оказания помощи и психологической поддержки. От успешного осуществления этого процесса зависит, насколько личность сможет реализовать свои способности и задатки, приобрести социальную зрелость, быть полезной обществу и создать для себя благоприятные условия жизнедеятельности.

Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Формы социализации

Первичная социализация. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах поведения.

Вторичная социализация Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней.

В процессе социализации ребенок проходит следующие стации: имитации (копирование поведения взрослых, игровую (исполнение роли со значение, групповые игры (роль как ожидаемое от нее поведение).

Активными участниками образовательного пространства при социализации ребенка являются: дети, родители, педагоги, специалисты. Сферой социализации становятся: семья, улица, образовательное учреждение, город, страна, мир.

Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ процесс социализации, социально адаптации является более сложным, чем для здоровых детей. Нередко по причине имеющихся дефектов, сниженной мобильности, дети с ограниченными возможностями здоровья не могут иметь даже небольшой круг друзей для общения, быть вовлеченными в жизнь, протекающую в социуме, взаимодействие в социальной среде для них осложнено, ограничена возможность адекватного реагирования. Достижение целей, в рамках существующих норм, для затруднительны, что отражается на интеллектуальном и личностном развитии ребенка, затрудняет адаптацию в социуме и социализацию.

Одним из важных факторов успешной социализации детей с ОВЗ, является готовность социального окружения, в которое попадает ребенок с ОВЗ, относиться с пониманием, милосердием к нему, целенаправленно формировать социальные навыки и использовать их в повседневной жизни, быть готовыми выстраивать со своей стороны коммуникацию и взаимодействие на основе актуальных для «особенного» ребенка сфер жизнедеятельности.

В социализации индивида выделяю две фазы: социализацию адаптацию и интериоризацию. Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Социальная адаптация означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам.

Социальная адаптация ребенка – это довольно сложный и многофакторый образовательный процесс, который характеризуется стабильностью и непрерывностью. Главная отличительная черта от социальной адаптации взрослого человека заключается в том, что для ребенка подобная адаптация в любом случае будет первичной. Иными словами, социальная адаптация детей – это первичный этап привыкания ребенка к новым условиям социальной среды, а также усвоение им ранее незнакомых правил поведения, социальных норм, которые были приняты в обществе или в группе, в которой этот ребенок оказывается. Зачастую, адаптируясь, ребенок воспринимает все в виде образов и игры. Одно из главных условий социальной адаптации детей – это безопасность. Она важна на любом этапе, поскольку если в этом возрасте ребенок столкнется с опасными для его жизни и здоровья явлениями, процессами или людьми, то это может нанести непоправимый вред, что в будущем обернется детской травмой и самыми настоящими психическими отклонениями.

В социальной адаптации детей главную роль играют родители. В семье ребенку объясняют самые элементарные правила и нормы, сначала на примитивном языке (что такое «хорошо», что такое «плохо», используя познавательные рассказы и игры. Семья – это важный институт, и в ее рамках благополучие и спокойствие очень важны для развития человека. Если семья любящая, если ребенку показывают, что он важен, его мнение ценят, то и в дальнейшей жизни он вырастет в такого же человека: достойного, любящего, готового отдавать что-то. Особенности социальной адаптации ребенка в семье: Социально-демографическая структура семьи (профессиональный статус, уровень образования, количество членов семьи, наличие братьев или сестер); Психологический климат, эмоциональное настроение, которое царит в семье; Психологическая и педагогическая культура родителей; Материально-бытовые условия проживания; Характер общения с детьми в семье, его продолжительность, степень внимания и доверия между родителями и ребенком; Связь семьи и других сообществ (школа, родственники, иные социальные институты).

Под социальной адаптацией детей с ОВЗ понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.

С точки зрения социальной адаптации, группа детей с ОВЗ является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей с ОВЗ являются:

- недостаток психического и физического здоровья;

- ограниченность социального опыта;

- неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.

Семья основной фактор адаптации детей с ОВЗ - семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию.

- Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество;

- Дети являются «зеркальным» отражением своих родителей. И, если семьи со здоровыми детьми социально и экономически активны, т. е. родители имеют возможность работать, то в семье с ребенком-инвалидом все по-иному.

- Основное бремя заботы о детях с ОВЗ ложится на семьи, поэтому для успешной адаптации им необходима поддержка общества и государства.

Адаптации ребенка с ОВЗ, включает в себя адаптацию семьи, в которой он живет. Адаптационные возможности семьи с детьми с ОВЗ зависят от трех групп факторов. Первая группа – социально-демографические факторы, оказывающие влияние на адаптацию семей. В этой группе факторов учитывается неполнота семьи, наличие в семье других детей с ОВЗ. Вторая группа – адаптационный потенциал родителей, который включает возрастные и образовательные характеристики. Третья группа – возраст и реабилитационный потенциал детей с ОВЗ.

Реабилитационный потенциал характеризует степень способности ребёнка с ОВЗ к взаимодействию с социальной средой, а также комплекс его биологических и психологических характеристик. При установлении реабилитационного потенциала учитываются также социально-средовые факторы, позволяющие в той или иной степени реализовать потенциальные возможности ребенка. Реабилитационный потенциал разделяется на три уровня: высокий, удовлетворительный и низкий.

Ребенок с ОВЗ как субъект социальной адаптации, может и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться как можно полнее влиться в социальную жизнь, то есть интеграция в социум.

Список использованных источников

1. Конвенция о правах ребенка. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49);

2. Федеральный закон № 1598 от 19.12.14. Федеральный закон № 1599 от 19.12.14.

3. Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997, №1;

4. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Штинова Г. Н., Тищенко Е. Я., Дьяконов Б. П. Социальная педагогика. - М., 2001;

5. Грузинова Т. В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции//Директор школы. 1999, № 4;

6. Кулагина Е. В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям: автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. экономических наук. – М., 2004

7. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е. И. Холостовой – М: 1997

8. Социальная работа словарь-справочник/Под ред. В. И. Филоненко: М: «Контур» 1998 – 480 с.

9. «Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» Васильченко А. Е., Кузнецова О. В.

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-1

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Выступление на педагогическом совете по теме: «Летний — оздоровительный период» в нетрадиционной формеВыступление на педагогическом совете по теме: «Летний — оздоровительный период» в нетрадиционной форме втор: Федосеева Юлия Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории ДОУ Сегодня вашему вниманию представлю свой опыт с выступлением.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Безопасность на улице» Выступление на педагогическом совете Тема: «Безопасность на улице» Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект выступления на педагогическом совете «Социализация как форма социальной адаптации детей с ОВЗ»
Опубликовано: 25 января 2022 в 17:06
+115Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект выступления на педагогическом совете «Социализация как форма социальной адаптации детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кромаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД