Татьяна Кромаренко
Конспект выступления на педагогическом совете «Социализация как форма социальной адаптации детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация как форма социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социализация (от лат. socialis – общественный, процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.
Публикация «Конспект выступления на педагогическом совете „Социализация как форма социальной адаптации детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Адаптационная функция социализации позволяет людям реализовать свои потребности, возможности, способности, вступать во взаимоотношения с другими членами общества, социальными группами, институтами, организациями и обществом в целом. Социализация личности осуществляется в основном на базе группового опыта. Характер и тип ее определяются культурой общества.
Социализация индивида происходит в трех сферах: деятельности, общения и самосознания. Деятельность позволяет человеку выделить главное в ней, осмыслить и расширить ее. В сфере общения развивается познание другого человека и собственного «Я», расширяется круг общения и его содержание. Формирование образа собственного «Я» как объективного субъекта деятельности происходит в сфере самосознания. Собственное «Я», т. е. каждый из нас, осмысливает свою принадлежность, социальную роль, возможность формирования самооценки и т. д.
Процесс социализации делится на три основных этапа:
1. дотрудовой (период жизни человека до начала трудовой деятельности, получения образования и профессии);
2. трудовой (зрелая сознательная деятельность на благо себя и общества);
3. послетрудовой (в основном пассивный способ жизнедеятельности – пенсионеры, инвалиды и др.).
Подобное деление условно и относительно, зависит от объективных (развитости экономических, общественных, политических, социальных и иных отношений общества) и субъективных (биологические, физиологические, социальные особенности индивида, его возраст, активность, жизненная позиция) условий.
Социализация включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость.
Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Первыми агентами социализации, как правило, являются родители. На стадии детства механизм социализации состоит из имитации и идентификации.
На этом этапе детства растет не только число агентов социализации, но последовательно меняются программа и содержание их деятельности в сторону усложнения.
Помимо социализирующей роли семьи усиливается влияние воспитательных заведений, школы, средств массовой информации.
Чрезвычайно сложно происходит юношеский этап социализации (13-19 лет). Особенностью этого периода является возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, учители, сверстники и т. д. Для стадии юности характерно стремление получить определенный социальный статус и играть свою социальную роль.
Социализация в зрелом возрасте идет обычно по восходящей линии. Но именно на этом этапе могут возникать кризисы, срывы, крушение планов и надежд, как в силу субъективных обстоятельств, так и независимо от воли и устремлений личности, например во время общественного кризиса или серьезных исторических перемен. Кризисная ситуация требует серьезных переоценок, изменений жизненных планов и прогнозов. Появляется потребность в ресоциализации. Это интенсивный процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков. Идет быстрая ломка социальных шаблонов и стереотипов.
На этапе старости наступает завершающий период социализации обычно в связи с выходом на пенсию. Резкое понижение социального статуса, сокращение набора социальных ролей в связи с выходом на пенсию, потерей здоровья создают ощущение одиночества, духовного вакуума. Эта возрастная группа требует особого внимания социальных работников в плане оказания помощи и психологической поддержки. От успешного осуществления этого процесса зависит, насколько личность сможет реализовать свои способности и задатки, приобрести социальную зрелость, быть полезной обществу и создать для себя благоприятные условия жизнедеятельности.
Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Формы социализации
Первичная социализация. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах поведения.
Вторичная социализация Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней.
В процессе социализации ребенок проходит следующие стации: имитации (копирование поведения взрослых, игровую (исполнение роли со значение, групповые игры (роль как ожидаемое от нее поведение).
Активными участниками образовательного пространства при социализации ребенка являются: дети, родители, педагоги, специалисты. Сферой социализации становятся: семья, улица, образовательное учреждение, город, страна, мир.
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.
Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ процесс социализации, социально адаптации является более сложным, чем для здоровых детей. Нередко по причине имеющихся дефектов, сниженной мобильности, дети с ограниченными возможностями здоровья не могут иметь даже небольшой круг друзей для общения, быть вовлеченными в жизнь, протекающую в социуме, взаимодействие в социальной среде для них осложнено, ограничена возможность адекватного реагирования. Достижение целей, в рамках существующих норм, для затруднительны, что отражается на интеллектуальном и личностном развитии ребенка, затрудняет адаптацию в социуме и социализацию.
Одним из важных факторов успешной социализации детей с ОВЗ, является готовность социального окружения, в которое попадает ребенок с ОВЗ, относиться с пониманием, милосердием к нему, целенаправленно формировать социальные навыки и использовать их в повседневной жизни, быть готовыми выстраивать со своей стороны коммуникацию и взаимодействие на основе актуальных для «особенного» ребенка сфер жизнедеятельности.
В социализации индивида выделяю две фазы: социализацию адаптацию и интериоризацию. Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Социальная адаптация означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам.
Социальная адаптация ребенка – это довольно сложный и многофакторый образовательный процесс, который характеризуется стабильностью и непрерывностью. Главная отличительная черта от социальной адаптации взрослого человека заключается в том, что для ребенка подобная адаптация в любом случае будет первичной. Иными словами, социальная адаптация детей – это первичный этап привыкания ребенка к новым условиям социальной среды, а также усвоение им ранее незнакомых правил поведения, социальных норм, которые были приняты в обществе или в группе, в которой этот ребенок оказывается. Зачастую, адаптируясь, ребенок воспринимает все в виде образов и игры. Одно из главных условий социальной адаптации детей – это безопасность. Она важна на любом этапе, поскольку если в этом возрасте ребенок столкнется с опасными для его жизни и здоровья явлениями, процессами или людьми, то это может нанести непоправимый вред, что в будущем обернется детской травмой и самыми настоящими психическими отклонениями.
В социальной адаптации детей главную роль играют родители. В семье ребенку объясняют самые элементарные правила и нормы, сначала на примитивном языке (что такое «хорошо», что такое «плохо», используя познавательные рассказы и игры. Семья – это важный институт, и в ее рамках благополучие и спокойствие очень важны для развития человека. Если семья любящая, если ребенку показывают, что он важен, его мнение ценят, то и в дальнейшей жизни он вырастет в такого же человека: достойного, любящего, готового отдавать что-то. Особенности социальной адаптации ребенка в семье: Социально-демографическая структура семьи (профессиональный статус, уровень образования, количество членов семьи, наличие братьев или сестер); Психологический климат, эмоциональное настроение, которое царит в семье; Психологическая и педагогическая культура родителей; Материально-бытовые условия проживания; Характер общения с детьми в семье, его продолжительность, степень внимания и доверия между родителями и ребенком; Связь семьи и других сообществ (школа, родственники, иные социальные институты).
Под социальной адаптацией детей с ОВЗ понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.
С точки зрения социальной адаптации, группа детей с ОВЗ является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей с ОВЗ являются:
- недостаток психического и физического здоровья;
- ограниченность социального опыта;
- неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.
Семья основной фактор адаптации детей с ОВЗ - семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию.
- Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество;
- Дети являются «зеркальным» отражением своих родителей. И, если семьи со здоровыми детьми социально и экономически активны, т. е. родители имеют возможность работать, то в семье с ребенком-инвалидом все по-иному.
- Основное бремя заботы о детях с ОВЗ ложится на семьи, поэтому для успешной адаптации им необходима поддержка общества и государства.
Адаптации ребенка с ОВЗ, включает в себя адаптацию семьи, в которой он живет. Адаптационные возможности семьи с детьми с ОВЗ зависят от трех групп факторов. Первая группа – социально-демографические факторы, оказывающие влияние на адаптацию семей. В этой группе факторов учитывается неполнота семьи, наличие в семье других детей с ОВЗ. Вторая группа – адаптационный потенциал родителей, который включает возрастные и образовательные характеристики. Третья группа – возраст и реабилитационный потенциал детей с ОВЗ.
Реабилитационный потенциал характеризует степень способности ребёнка с ОВЗ к взаимодействию с социальной средой, а также комплекс его биологических и психологических характеристик. При установлении реабилитационного потенциала учитываются также социально-средовые факторы, позволяющие в той или иной степени реализовать потенциальные возможности ребенка. Реабилитационный потенциал разделяется на три уровня: высокий, удовлетворительный и низкий.
Ребенок с ОВЗ как субъект социальной адаптации, может и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться как можно полнее влиться в социальную жизнь, то есть интеграция в социум.
Список использованных источников
1. Конвенция о правах ребенка. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49);
2. Федеральный закон № 1598 от 19.12.14. Федеральный закон № 1599 от 19.12.14.
3. Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997, №1;
4. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Штинова Г. Н., Тищенко Е. Я., Дьяконов Б. П. Социальная педагогика. - М., 2001;
5. Грузинова Т. В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции//Директор школы. 1999, № 4;
6. Кулагина Е. В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям: автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. экономических наук. – М., 2004
7. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е. И. Холостовой – М: 1997
8. Социальная работа словарь-справочник/Под ред. В. И. Филоненко: М: «Контур» 1998 – 480 с.
9. «Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» Васильченко А. Е., Кузнецова О. В.
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-1