Марущенко Надежда
Конспект занятия «Возвращение перелетных птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
Тема:
старшая логопедическая группа
МБДОУ №49
воспитатель: Марущенко Н. С
Владикавказ 2021
Программное содержание:
1) Познакомить с перелетными птицами, выяснить, почему они так называются.
2) Развивать активный, пассивный словарь.
3) Совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы. Обучать развернутому высказыванию.
Публикация «Конспект занятия „Возвращение перелетных птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
4) Расширять представление о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Ход: Послушайте стихотворение И. Никитина:
«Полюбуйся весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День – деньской от зари до зари!»
– О каком времени года это стихотворение? (о весне)
– Почему так решили?
Дети: 1. Журавли караваном летят, они возвращаются весной в родные края.
2. День в золоте утопает, потому что светит ярко солнце.
3. Птица гнезда собираются вить.
4. Ручьи по оврагам шумят, потому что тает снег.
– Какие еще приметы весны знаете?
(работа со схемой)
– Какая птица открывает весну? (грач)
– Назовите пословицы про грача.
Дети: 1. Грач на горе – весна на дворе.
2. Грач в воздухе – весна на улице.
3. Увидел грача – весну встречай.
4. Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна.
– Вот картина А. Саврасова «Грачи прилетели.»
– Вот так показал художник прилет весной грачей. Что вы видите на картинке, как ведут себя грачи, что делают?
Дети: 1. Грачи заняты важным делом, сооружают на березах гнезда для своих птенцов.
2. Некоторые грачи летают вокруг берез.
3. Один грач важно ходит по мокрому снегу, в поисках корма.
– У одних грачей клюв черный, а у других – белый, почему?
Дети: 1. Белый клюв у старых грачей, потому что они много работали, добывая себе червей. Поэтому клюв и побелел.
2. Черный клюв у молодых грачей, которые еще мало поработали своим клювом в поисках пищи.
– Почему грач – перелетная птица?
Ребенок: Грач перелетная птица, потому что осенью улетает на юг, а весной возвращается в родные края.
– Почему перелетные птицы улетают на юг? (холодно, нечем питаться)
– Что страшнее голод или холод? (страшнее – голод – нечем питаться, потому что от холода попрятались все насекомые)
– Почему возвращаются обратно к нам? (здесь они вылупились, научились летать, добывать пищу – это их родина)
– Отдохнем!
Физминутка.
Насекомые пропали, взмахи руками
Птицы в лесу заскучали
Стали думать и гадать, указательные пальцы к вискам, поворот головы
Как беды им избежать. влево – вправо
Вместе собирались, стаей назывались – делают круг
Дружно взлетели, на юг полетели – машут, бегут
Долго летели, устали, сели отдыхают – присели
Дальше полетели – машут, бегут по кругу
Вот и Южные края, долетели мы, друзья! – останавливаются
Вы устали, отдохните, расходятся в разные стороны
Насекомых поищите.
– Каких перелетных птиц вы еще знаете, назовите. ( игра с мячом: передают мяч, называют перелетных птиц)
– Что общего у всех птиц? (рассказы детей по схеме)
– Чем отличаются все птицы друг от друга?
Дети: 1. Все птицы отличаются друг от друга оперением.
2. Птицы отличаются друг от друга по величине.
3. Еще птицы отличаются друг от друга формой хвоста.
4. Отличаются еще формой ног, крыльев, клювами.
5. Так же птицы отличаются друг от друга голосом, жильем, питанием.
– Молодцы! Давайте скажем, где же селятся птицы? (работа по картинкам)
Дети: 1. Грач строит свое гнездо на высоком дереве, гнездо напоминает разлохмоченную шляпу. Строит из сухих сучьев сучьев, внутри выстилает сухой травой, клочьями шерсти.
2. Ласточка строит гнездо под крышей, под карнизом. Гнездо похоже на полушарие, использует комочки глины, земли, размокшей после дождя.
3. Соловьи строят свое гнездо на земле или на невысоких кустах. Снаружи – это сухие прошлогодние листья, прилегающие плотно друг к другу, внутри выстилают тонкими травинками и стебельками. Хорошо маскируют.
4. Иволгино гнездо – это неглубокая корзиночка подвешенная к развилке тонких ветвей дерева. Основа – это размягченные древесные волокна, прошлогодние стебли и листья злаков, пеньковые волокна, оплетающие и поддерживающие гнездо. Все промежутки основы заполнены плотно более тонкими стеблями, паутиной, шерстью, паклей, ленточками бересты, которые придают стенкам гнезда прочтность и плотность. Снаружи – это мох и береста.
5. Стрижи могут располагать гнезда под черепицей, в норах, береговых обрывах, в дуплах – оно чашеобразное, напоминает лепешку с вдавленным посередине округлым лоточком. Для строительства использует перья, пушинки, соломинки, высохшие листочки, кусочки бумаги – склеивая материал своей слюной.
– Когда гнезда перелетных птиц готовы, какая следующая забота у птиц? (откладывание яиц и высиживание птенцов)
– Кто высиживает птенцов?
Ребенок: Птенцов высиживает мама-самка. Она своим теплом согревает яйца, из которых потом вылупляются птенцы.
– Кто заботится о самке?
Ребенок: За самкой-птицей заботится птица-самец. Он приносит корм сначала самке, а потом и птенцам.
– Кто потом заботится о птенцах? (о птенцах заботятся оба родителя)
– Давайте расскажем, кто у кого вылупится из яйца.
Игра: «Кто у кого?» – с мячом
У грача (граченок)
У скворца (скворченок)
У аиста (аистенок)
У лебедя (лебеденок)
У журавля (журавленок)
У кукушки (кукушонок)
У утки (утенок)
У гуся (гусенок)
У соловья (соловьенок)
Игра: «Кто как летит?»
(дети к картинкам птиц, подбирают картинку, как летят эти птицы)
Вос-ль: Как летят: журавли? (ставят картинку «клин», объясняя)
– Как летят: гуси, утки, лебеди? (ставят картинку «вереницей», объясняют)
– Как летят: ласточки, грачи, скворцы? (ставят картинку «стая» – объясняют)
– Как нужно обращаться с птицами, чтобы цвели сады, цветы, пели птицы?
Ребенок: Мы должны помнить,
Что птиц не надо ловить,
Надо птиц всегда любить,
Птичьих гнезд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать
И с рогаток в них не стрелять.
– О чем мы сегодня с вами беседовали? (о перелетных птицах)
– Какие еще бывают птицы? (зимующие)
– Надеюсь, что вы будете защитниками всего живого