Светлана Мустафина
Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект воспитательского занятия
в группе продлённого дня
по теме: «Наши пернатые друзья»
Разработал занятие : воспитатель группы продлённого дня МОАУ «СОШ №4» города Оренбурга Мустафина Светлана Ивановна.
г. Оренбург, ул. Химическая, 15
Публикация «Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Группа продленного дня, ГПД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
2022 учебный год
Описание материала: Предлагаю вам конспект воспитательского занятия, на котором дети закрепляют, систематизируют ранее полученные знания о птицах.
Цель: Закрепление и обобщение представлений детей о многообразии и особенностях птиц.
Задачи: Образовательная: Закрепить и обобщить знания детей о птицах, их разнообразии и их особенностях. Обогащать словарь по данной теме. Коррекционная: Развивать слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление.
Воспитательная : Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботится о них.
Методы и приё мы: словесные (вопросы, загадки, наглядные (просмотр видеоролика, использование картинок, практические (практические задания, игры).
Предварительная работа: Разгадывание загадок о птицах. Просмотр фотоальбомов с изображением птиц. Беседы, презентация «Зимующие и перелётные птицы», «Детям о птицах», наблюдения за птицами на прогулке. Изготовление кормушек, заготовок для листовок, чтение детской литературы о птицах.
Оборудование: Компьютер, магнитная доска, конверт с заданиями, картинки с изображением птиц, кормушки, скворечники, карандаши, карточки с заданием «Помоги художнику»
Дети 6 класса под руководством классного руководителя заходят, здороваются.
Воспитатель :
- Отгадайте загадку и догадайтесь, какая тема нашего занятия :
Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, попугаи и синицы: одним словом это -(птицы). Сегодня наше занятие посвящено нашим пернатым друзьям – птицам.
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на занятии? (отгадывать загадки, играть, рисовать птиц, выполнять задания). Предлагаю вам увлекательное путешествие в мир птиц. (Под музыку «Голоса птиц» дети садятся на стулья и смотрят видеоролик о птицах нашего края).
Воспитатель. - А для чего на земле нужны птицы? Давайте представим, что было бы, если не было птиц?
Посмотрите, конверт. Интересно, от кого пришло письмо? (от синички).
«Ребята! Я знаю, что вы очень умные, любознательные, добрые дети! А вот ребята 6 класса приготовили для вас интересные задания о птицах. Предлагаю вам их выполнить».
Учащиеся 6 класса загадывают загадки из конверта «Подскажи словечко».
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорлива,
Вещунья белобока,
А зовут её…. (сорока)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это…. (снегири)
Окраска - сероватая
Повадка - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Важная персона –
Это я….(ворона)
В лесу ночном кукует птица,
Она назвать себя боится…
-Ку-ку, ку-ку! Не спит опушка.
А птицу эту звать….(кукушка)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-бронзовый (Скворец).
Воспитатель : Ребята, как называется дом, который человек строит для скворцов? (скворечник). Какие птицы могут жить в скворечнике? (синицы, воробьи, дятлы и др)
Следующее задание «Ответить на вопросы» приготовили для вас ребята и сейчас его проведут. Мы с вами читали книги о птицах, наблюдали за ними на прогулках, отгадывали загадки, поэтому я уверена, что вы справитесь с заданием.
Учащиеся 6 класса проводят следующее задание
(Изображение орла, страуса, колибри, стрижа, лебедя, совы, дятла.
- Какая птица летает выше всех (Орёл.)
- Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)
- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
- Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)
- Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)
-Ребята, назовите птицу, которая изображена на картинке. - Какой вопрос можно задать про эту птицу? (У какой птицы самый длинный язык)
- Для чего дятлу острый клюв и длинный язык?
- А у орла клюв загнут книзу. Почему? - Для чего попугаю нос крючком? - У пеликанов – клювы-сачки. Удобно ли птице пользоваться этим клювом?
Воспитатель : Молодцы, вы много узнали и запомнили на прошлых занятиях. У разных птиц имеются свои виды сигнализации. Например,
Гуси гогочут. Соловьи свистят. Ласточки щебечут.
А какие сигналы у этих птиц:
Вороны (каркают)
Голуби (воркуют)
Синицы (пищат)
Утки (крякают)
Филины (ухают)
- Ребята, посмотрите, следующее задание называется «Угадай голос»
Как вы думаете, что нам нужно сделать? (Нам предлагают прослушать голоса птиц и угадать, какой птице принадлежит голос).
Звучит запись голосов птиц - ворона, синица, жаворонок, дятел, соловей, кукушка, чайка, сова; дети угадывают, какой птице принадлежит голос.
Давайте вспомним, где живут птицы.
Учащиеся 6 класса рассказывают детям о том, где живут птицы и о важности изготовлений искусственных гнездований.
Весна — пора, когда оживает природа, расцветают деревья, животные просыпаются после зимней спячки, а птицы прилетают из теплых стран и радуют нас своим пением. Помня о том, что в это время года нашим пернатым друзьям не хватает корма и места для укрытия, многие вывешивают на деревьях домики для птиц — скворечники. Птицы в скворечнике устраивают гнезда и выводят птенцов. Помощь пернатым — весьма доступное и благородное задание для юных любителей природы.
Вы спросите, зачем это надо? Скворечник - это гнездовье, которое могут заселить скворцы, воробьи, мухоловки, иногда дятлы, белки. А значит, рядом с вашим домом будет находиться маленькое жилище для животных из Красной книги. Таким образом, вы поможете спасти животных, которым грозит исчезновение.
Вешать у своего жилья домики-скворечники - старая народная традиция. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам в борьбе с насекомыми-вредителями. Например, один выводок скворчат за 5 дней может съесть около 1000 майских жуков и их личинок! А еще птицы радуют нас, жителей сел и крупных городов, своим видом и пением.
Воспитатель : Художники очень часто изображают птиц на своих полотнах. Следующее задание - «Помоги художнику»
Посмотрите на этих птиц, что не дорисовал художник? (Ответы). А теперь поможем художнику дорисовать птицам клювы, крылья. (Детям раздают карточки с изображением различных птиц без клюва, крыла, лапки. После выполнения дети обосновывают свой рисунок.)
Следующее задание «Угадай сказку»
Про птиц написано много рассказов, стихов, сказок, пословиц, поговорок. Некоторые из них вы знаете. Угадайте, о какой сказке я говорю:
1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.
(Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок") (слайд 51).
2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки
("Гуси – лебеди") (слайд 52).
Какие ещё сказки или рассказы, где героями произведения является птица,
вы знаете? («Курочка Ряба», «Кот, дрозд и петух», «Лисичка со скалочкой».)
Сейчас ребята вам покажут драматизацию стихотворения детской писательницы Августы Пчельниковой.
Инсценировка учащиеся 6 класса
Ход инсценировки.
Птицеловы накрывают птичку сеткой.
Первый птицелов:
Ах, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети.
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.
Птичка:
Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.
Второй птицелов:
Нет, не пустим, птичка, нет
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
Птичка:
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю.
Первый птицелов:
Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке,
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке!
Птичка:
О! Не бойтесь, в теплый край
Улечу зимою,
А в неволе — светлый рай
Будет мне тюрьмою.
Второй птицелов:
Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить,
Все б тебя ласкали.
Птичка:
Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Птицеловы (вместе) :
Правда, правда, птичка! Ты
Не снесешь неволи.
Ну, так Бог с тобой — лети
И живи на воле!
Птицеловы убирают сети и отпускают птичку, которая радостно
улетает.
Воспитатель : О чём рассказывает нам стихотворение? (о том, что птичка должна жить на воле и её нельзя держать взаперти в клетке)
Ребята, представьте, что вы увидели маленького птенца, который едва прыгает по земле… Надо ли спасать птенцов?
Ответ детей: Не надо, птенец не пропадет, если вы её не поймаете и не унесете из родных мест. Юные дрозды, овсянки, зяблики, серые и пестрые мухоловки покидают свои гнезда, не умея летать. Они не умеют летать, зато умеют хорошо прятаться от хищников. А родители находят их и кормят.
Воспитатель : - Ребята, а что мы можем сделать, чтобы не только мы, но и другие ребята и взрослые помогали птицам, делали для них кормушки, скворечники и не обижали птиц? (Рассказать, попросить, сделать листовки, нарисовать картинки, ….)
Вот домашнее задание было у вас нарисовать рисунки птиц и написать призыв о помощи птицам. Давайте устроим выставку и расскажем то о чем нарисовали.
Дети по очереди рассказывают о том, что у них на рисунке
Воспитатель : Завершить сегодняшнюю встречу хотелось бы стихотворением С. Степановой “Не пугайте резвых птичек!”
Ученик:
Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают.
Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
И в работе очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек,
И сады, и нивы наши
Нам они оберегают,
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают!
И хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней.
Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на занятии. Понравилось ли вам занятие, было ли оно вам полезно. Что вам запомнилось и понравилось больше всего. (Ребята помещают свои фото под смайликами и высказываются).