Губарева Татьяна
Конспект воспитательного занятия в старшей группе «Моя малая Родина — город Саранск»
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста посредством организации виртуальной экскурсии.
Задачи воспитательного взаимодействия :
Воспитательные :
– воспитывать любовь к Родине, гордость за ее достижения, героическое прошлое, уверенность в счастливом будущем
Образовательные:
– формировать представления о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край;
Развивающие:
Публикация «Конспект воспитательного занятия в старшей группе „Моя малая Родина — город Саранск“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
– развивать познавательный интерес.
Демонстрационный материал: фотографии города, карта, аудиозапись песни «Гимн Республики Мордовия», флажки красного, белого, синего цвета, плоскостные изображения грустных и весёлых человечков.
Предварительная работа: беседы о родном крае, рассматривание фотографий с видом города, экскурсии к достопримечательностям города, разучивание пословиц о Родине, оформление выставки детских рисунков «Любимый Саранск».
Рекомендации для проведения: при организации педагогического процесса по ознакомлению детей 5–6 лет с малой родиной следует демонстрировать реализацию следующих принципов:
– принцип историзма: сохранять хронологическую последовательность описываемых событий и явлений, сводить к двум понятиям: прошлое (давным–давно) и настоящее (в наши дни, так как историческое сознание у детей старшего дошкольного возраста еще не сформировано;
– принцип дифференциации: организовать оптимальные условия для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о малой родине с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
– принцип германизации: принимать позицию каждого ребенка, учитывать его точку зрения, при этом не игнорировать его чувства и эмоции, а видеть в ребенке полноправного партнера, также ориентироваться на высшие общепринятые человеческие понятия – любовь к семье, родному городу, к своей родине;
– принцип наглядности: разрабатывать игры на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы сведения об истории, культуре малой родины были для детей 5–6 лет интересны и доступны;
– принцип интерактивности: организовать сотрудничество с родителями ребенка, детскими учреждениями: библиотеками, музеями, выставочными залами.
Ход занятия
Вводная часть:
Воспитатель :
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живём в родном краю,
Всех я Вас приветствую! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель : Я рада видеть вас сегодня с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
Воспитатель : Ребята, скажите, о чём это стихотворение?
Дети: Это стихотворение про Мордовию.
Воспитатель : Правильно. А вы догадываетесь, почему наша республика так называется?
Дети: Нашу Республику назвали так потому, что основным населением является мордва.
Воспитатель : А вы знаете легенду о рождении мордовского народа?
Дети: Нет, но мы хотим узнать.
Воспитатель : Однажды, в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо–яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, мудрый, добрый, трудолюбивый. Так, по легенде, зародилась мордовская земля.
Основная часть:
Воспитатель : Наша Мордовия красивая, большая республика. На её территории находится более полутора тысяч сёл и деревень, а также в состав Мордовии входят семь городов. Какие города Мордовии вы знаете?
(Дети перечисляют названия городов Мордовии) открывается презентация и вместе с детьми происходит перечисление городов.
Воспитатель : Назовите главный город, столицу нашей республики.
Дети: Главный город – Саранск.
Воспитатель : Правильно, ребята. Какие вы молодцы!
Воспитатель : А своё название город получил от названия реки Саранки, на берегу которой он был построен. Находится Саранск в самом центре Мордовии, между реками Мокша и Сура.
Воспитатель : Ребята, сегодня я буду вашим экскурсоводом, а вы будете мне помогать.
Итак, садитесь удобнее, наше путешествие по достопримечательностям Саранска начинается.
(открывается презентация, на фоне играет Гимн Республики Мордовия)
Слайд Дом Республики
Воспитатель : Это дом Республики. Здесь работает наше правительство, во главе которого назначен Артем Алексеевич Здунов. Правительство решает важные вопросы, чтобы наш город развивался, становился краше, и нам жилось лучше. Республика Мордовия имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн, выражающие многонациональность, самобытность и традиции народа Мордовии. Я предлагаю вам взять флажки из–под стульев и подойти ко мне.
Физкультминутка (с трёхцветными флажками)
Утром рано мы встаём, (поднять флажки красного цвета)
Город видим за окном, (поднять флажки белого цвета)
Он проснулся, он живёт, (поднять флажки синего цвета)
Нас на улицу зовет, (ходьба на месте, флажки около груди)
Мы живём, мы растём в нашем городе родном.
(флажки вверху, наклоны в разные стороны.)
Для кого-то небольшой, (опустить флажки)
А для нас огромный, (поднять руки вверх и встать на носочки)
Пусть растёт, пусть цветёт, (поворачиваются вокруг себя)
Городок наш скромный, (кладут флажки).
Воспитатель : Ребята, у каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это – его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Давайте вспомним пословицы о Родине.
Пословицы
Человек без Родины, что птица без гнезда.
На чужой стороне и весна не красна.
Жить – Родине служить.
Воспитатель. Наше путешествие продолжается.
Слайд Советская площадь
Это – Советская площадь – главная площадь города. Ребята, многие из вас были на этой площади. Расскажите, что там находится?
Дети: Много красивых зданий расположено на площади, а при спуске к парку – много красивых фонтанов, а еще горожане любят собираться там по праздникам.
Воспитатель : Правильно, на Советской площади горожане любят собираться по праздникам.
Слайд Парк культуры и отдыха
Воспитатель : А это тот парк, о котором мы говорили. Парк культуры и отдыха имени Александра Сергеевича Пушкина – большой и красивый. Здесь растут березы и липы. В парке множество тенистых аллей, где летом приятно пройтись. Что ещё вы можете рассказать про парк А. С. Пушкина?
Дети: Внутри парка есть зоопарк. Там живут: лиса, зубр, тигр, верблюд, павлин, пума и другие редкие животные. Здесь каждый найдёт себе аттракцион по душе. В парке можно гулять целый день – не устанешь.
Слайд Площадь Победы
Воспитатель : Ребята, вы узнали эту площадь? Как она называется?
Дети: Площадь Победы.
Воспитатель : Как вы догадались?
Дети: Здесь установлен памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне. Здесь всегда горит Вечный огонь, а люди приносят цветы. В День Победы на площадь проходят парады.
Воспитатель : Правильно, ребята! Женщина в мордовском национальном костюме благословляет своего сына – солдата на защиту Отечества. Многие граждане нашего города любят фотографироваться у вечного огня.
Слайд Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова
Воспитатель : Рядом с площадью Победы находится Соборная площадь, где стоит кафедральный Свято-Фёдоровский собор. Ребята, в чью честь построен этот собор?
Дети: Он построен совсем недавно во имя воина Федора Ушакова. Внутри собора очень красиво, там много икон, красиво расписаны стены и потолки.
Воспитатель : Правильно, под его руководством наш флот одержал блестящие победы в крупных морских сражениях.
Воспитатель : Саранск развивается и растёт. На улицах города – цветы. Мы любим свой город!
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание: «Представьте, что вы художники. С помощью иллюстраций вы хотите рассказать ребятам, которые никогда не видели твой родной город, о его самых интересных местах. Что бы вы нарисовали?»
Дети: собственный дом и свою семью, как они играют с родителями и братьями или сестрами; как дети играют на зеленой лужайке; солнце, которое согревает все вокруг.
Заключительная часть:
Дидактическое упражнение «Букет красивых слов»
(Каждый ребенок говорит, какой Саранск, почему, и ставит цветок в вазу).
– Город Саранск зимний, потому что наступила зима.
– Город Саранск культурный, потому что в нем много театров, кинотеатров, музеев, библиотек.
–Город Саранск спортивный, потому что в нем много стадионов, бассейнов и знаменитых спортсменов.
–Город Саранск современный, потому что везде есть красивые школы, детские сады, стадионы, магазины.
–Город Саранск праздничный, потому что в нашем городе проходят различные праздники.
– Город Саранск ночной, потому что ночью наш город очень красивый.
Рефлексия.
По окончании образовательной деятельности, предлагаем детям выбрать человечков: веселого – если им понравилось путешествие, и грустного – если не понравилось. Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель : Ребята, вы – большие молодцы! На этом наше путешествие заканчивается. А эти волшебные человечки будут вам напоминать о нём!