Татьяна Сорока
Конспект занятия в средней группе «Волшебные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект в средней группе по познавательному развитию «Волшебные свойства воды»
Подготовил воспитатель: Сорока Т. А.
Цели и задачи:
- сформировать представления о свойствах воды,
- развивать любознательность, мышление, память, внимание, связную речь,
- формировать познавательный интерес к свойствам воды,
- активизировать словарь,
- воспитывать бережное отношение к воде,
- развивать связную речь,
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- уточнить значение воды для всего живого.
Оборудование и материалы:
Глобус, картины с изображением рек, морей, океанов, стаканы, ложечки, таз с водой, сосуды разной формы, салфетки, гуашь, кисточки, пенопласт, камни, трубочки, соль, сахар, лимон.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Дети рассаживаются на свои места.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Давайте поздороваемся с ним.
Дети здороваются.
Воспитатель: Незнайка совсем ничего не знает о воде, давайте ему расскажем. Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты. Это Земля в уменьшенном виде. А скажите, какого цвета на глобусе больше всего.
Дети: голубого, синего.
Воспитатель: Да, а как вы думаете, что обозначено этим цветом? (ответы детей) Этим цветом на глобусе обозначают реки, моря, океаны. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. Кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, растениям.
Воспитатель: Молодцы. Без воды нет жизни на Земле. Она нужна всему живому. А что человек делает с помощью воды?
Дети: Пьёт, поливает растения, готовит еду, стирает, купается, плавает…
Воспитатель: Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: Ребята, а хотите ещё больше узнать о воде?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Предлагаю вам превратиться в учёных. Это такие люди, которые очень много знают, работают в лабораториях и проводят разные опыты и эксперименты.
Приступим к нашим опытам.
Опыт № 1. Температура воды.
Воспитатель: На столе стоит два таза с водой (синий и красный). Нам нужно определить какая вода в каждом тазу? Дети трогают воду руками и определяют в красном тазу вода тёплая, в синем – холодная.
Воспитатель: Какая бывает вода?
Дети: Тёплая и холодная.
Воспитатель: Вода ещё может быть горячей, но её трогать руками не нужно, потому что можно обжечься.
Вывод: вода бывает тёплая и холодная.
Опыт № 2. Вода – это жидкость.
Воспитатель: Ребята, чтобы доказать, что вода - это жидкость, нужно из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите, как это буду делать я (дети наблюдают). Теперь вы возьмите стаканы с водой и перелейте в пустой.
Вода льётся, и мы её слышим. А если она льётся, значит она, какая?
Дети: Текучая, жидкая.
Воспитатель: Правильно, если бы она не была жидкой, то не смогла бы течь в реках, ручьях, кранах.
Вывод: вода – это жидкость. Она течёт, её можно перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: А ещё вода может издавать разные звуки. Артикуляционная гимнастика:
Когда вода течёт из крана, мы слышим звук С - С - С. В кипящем чайнике мы слышим звук воды Ш – Ш – Ш. А ещё вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР – ФР – ФР. Когда на улице идёт дождь, мы слышим КАП – КАП – Кап. Если бросить камень в воду, что мы услышим? (дети произносят звуки вместе с воспитателем).
Опыт № 3. Вода бесцветная.
Воспитатель: У вас на столе стоят стаканы с водой. Рассмотрите и скажите, какого цвета вода?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: Молодцы ребята, вода чистая, прозрачная, бесцветная. Давайте опустим в воду игрушку, мы её видим в стакане?
Дети: Да.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: А как вы думаете, вода может изменить цвет? (ответы детей)
Опыт № 4. Вода меняет цвет.
Воспитатель: Давайте наберём на кисточку гуашь (красная, жёлтая, зелёная, синяя) и опустим её в воду. Что произошло с водой?
Дети: Вода стала разноцветной.
Вывод: вода может изменить цвет, в зависимости от того, что в неё добавили.
Опыт № 5. Вода принимает любой вкус.
Воспитатель: У меня на столе четыре стакана с водой. Попробуй, Илья, воду из первого стакана, какая она? (без вкуса).
Во второй стакан добавляем сахар.
Воспитатель: Какой вкус?
Ребё нок: Сладкий.
В третий стакан добавляем соль.
Воспитатель: Какая вода по вкусу в этом стакане?
Ребё нок: Солёная.
В четвёртый стакан добавляем лимон.
Воспитатель: В этом стакане какая вода?
Ребё нок: Кислая.
Вывод: обычная вода вкуса не имеет, но может его приобретать.
Опыт № 6. Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, у меня в стаканах налиты напитки, попробуйте их угадать. Дети нюхают. В первом стакане кофе, во втором апельсиновый сок. Угадали?
Дети: Да. (ответы детей)
Воспитатель: А теперь понюхайте воду. Пахнет вода?
Дети: Нет.
Вывод: вода не имеет запаха.
Физминутка
Надо надо нам помыться (шаг на месте)
Где тут чистая водица? (наклоняются, ищут воду)
Кран откроем ш-ш-ш (круговые движения кистями рук)
Руки моем с-с-с (растирающие движения руками)
Щёчки, шейку мы потрём (растираем части тела)
И водичкой обольём («обливаемся»)
Продолжим наши исследования.
Опыт № 8. Что тонет, а что нет?
Воспитатель: Давайте с вами узнаем какие предметы тонут в воде, а какие плавают. Возьмите по одному камешку и опустите в воду. Что произошло?
Дети: Утонули
Воспитатель: А теперь возьмите пенопласт и опустите в таз с водой. Что мы видим?
Дети: Не тонет, плавает.
Воспитатель: Возьмите в одну руку камень, а в другую пенопласт и сравните, что тяжелее?
Дети: Камень тяжелее.
Вывод: тяжёлые предметы тонут, а легкие остаются на поверхности.
Опыт № 9. Какой формы вода?
Воспитатель: На столе у нас стоят сосуды с водой (кувшин, стакан, пробирка). Посмотрите на них, чем они отличаются?
Дети: Размером, формой, высотой.
Воспитатель: Правильно. Попробуем перелить воду в разные ёмкости. Какую форму приобретает вода?
Дети: Форму ёмкости.
Воспитатель: Если налить воду на стол, то она растечётся.
Вывод: вода не имеет определённой формы.
Опыт № 10. Пар вода или нет?
Воспитатель берёт термос с горячей водой, открывает крышку.
Воспитатель: Смотрите, ребята, что сейчас вышло из термоса?
Дети: Пар.
Воспитатель: Правильно, пар – это тоже вода, только в газообразном состоянии. Если поднести зеркало, то видно, как по нему стекают капли.
Вывод: пар – это вода.
Опыт № 11. Лёд – это вода?
Воспитатель даёт каждому ребёнку по маленькому кусочку льда.
Воспитатель: Ребята, возьмите лёд в руки, какой он?
Дети: Холодный, твёрдый.
Воспитатель: Если мы его подержим немного в руках, что произойдёт?
Дети: Он растает.
Воспитатель: Правильно, лёд начинает таять и появляются капельки.
Вывод: лёд – это тоже вода.
Воспитатель: Вот и все опыты на сегодня. Молодцы ребята! Ну что Незнайка, ты много узнал о воде?
Незнайка: Да, только это так трудно запомнить.
Воспитатель: А мы с ребятами тебе ещё раз напомним. Слушай и запоминай. О чём мы сегодня с вами говорили?
Дети: О воде.
Воспитатель: Мы свами узнали, что вода жидкая, прозрачная, не имеет запаха, цвета, вкуса, не имеет определённой формы, бывает тёплой, холодной, в виде пара и льда. Для чего нужна вода?
Дети: Пить, готовить, стирать, купаться, поливать.
Воспитатель: Что будет если вода закончится?
Дети: Всё живое погибнет.
Воспитатель: Правильно, без воды мы не сможем прожить на Земле. Воду нужно беречь, не оставлять открытым кран, не засорять водоёмы.
Незнайка: Спасибо вам ребята. Мне понравилось у вас в гостях. Я много узнал сегодня нового о воде. До свидания!
Воспитатель: Наше занятие, ребята, на сегодня закончено, вы были большие молодцы!