Зайченкова Юлия Александровна
Конспект внеурочного игрового занятия по экологии на тему «Царство грибов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект внеурочного игрового занятия по экологии. Тема: «Царство грибов»
Цели: познакомить учащихся с удивительными грибами; составить правила сбора грибов в лесу; показать роль грибов в лесу, установить экологические связи; развивать наблюдательность, память, речь; воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект внеурочного игрового занятия по экологии на тему „Царство грибов“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Оборудование: иллюстрации с изображением грибов, экологические знаки, кроссворд.
Ход занятия
I. Сообщение темы и целей занятия.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в удивительное царство нашей природы. А как зовут жителей данного царства, вы узнаете, отгадав загадку:
Под сосною у тропинки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть - нет головы? (Гриб.)
- Верно. Сегодня наш разговор пойдет о грибах. Вы узнаете, что такое грибы; какую роль выполняют грибы в природе; почему их надо охранять.
II. Что такое грибы?
Учитель. Грибы - особое царство природы.
Долгое время ученые спорили, куда их отнести - к царству растений или к царству животных. Грибы не похожи на зеленые растения, у них нет корня, стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться как зелёные растения. Но и к животным они не относятся.
Учитель демонстрирует рисунки с изображением грибов и проводит беседу по вопросам:
Картинки Грибы
1. Рассмотрите рисунки. Назовите, какие съедобные грибы вы знаете? Где вы их собирали?
2. Какие ядовитые грибы вам известны? Можете ли вы по внешнему виду отличить ядовитый гриб от съедобного?
3. Запомните названия грибов. Разделите грибы на две группы. По каким признакам вы делали эту группировку?
- Послушайте рассказы грибников. О каких грибах говорится в этих стихотворениях?
Ученики читают стихотворения.
Рыжик
Лес тихонько увядает, выцветает, облетает,
Мокнет, сохнет. Но постой!
В ельнике средь старых шишек желтым соком брызжет рыжик,
В этот лес полупустой новичок молчком явился,
Здесь он жизни удивился, здесь он счастлив, здесь он свой,
Свежий, крепкий и живой.
В. Берестов
Грибок-сморчок
Из-под снега прямо смятая панама –
Вылезает старичок по прозванию сморчок.
Под землей не усидел, знать, весною много дел.
Т. Ляховицкая
III. Диковины грибного царства.
Учитель демонстрирует таблицу «Диковины грибного царства».
Учитель. Многие из вас, ребята, любят собирать летом в лесу грибы. Как приятно принести домой корзинку крепких боровиков, подосиновиков-красноголовиков, нарядных разноцветных сыроежек! Для многих из вас гриб - это шляпка на ножке, то, что можно сварить или поджарить.
А вот такие причудливые создания природы и грибами не назовёшь, настолько не похожи они по форме на привычные нам белые грибы или рыжики,
Учащиеся рассказывают о малоизвестных грибах.
1-й ученик. Эта очаровательная чашечка - подснежник грибного царства - саркосцифа ярко-красная. В средней полосе грибки появляются в конце марта - апреле и вместе с цветами-подснежниками украшают просыпающийся от зимнего сна лес, в котором в это время так мало ярких пятен!
2-й ученик. «Грибной лапшой» называют грибы рогатики, иногда и «оленьими рожками». Растут эти грибы на гнилой древесине или на лесной подстилке из опавших листьев и хвои. Рогатики бывают разной окраски: желтые, белые, коричневые, серые, лиловые.
3-й ученик. В юном возрасте мутинус, как и все дождевиковые, - точь-в-точь голубиное яичко, лежащее на земле. Но вот яичко проклёвывается, и из него «вылупляется» чудо-юдо. На ярко-малиновой губчатой ножке грязно-зеленого цвета шапочка, покрытая вонючей слизью. На сильный запах гнилого мяса слетаются мухи со всей округи. Полакомятся слизью со спорами гриба, да и унесут кусочки на своих лапках, рассеют споры по окрестности. Часто мутинусы растут у забора, среди цветов, и даже на грядках с овощами.
4-й ученик. Трутовик (губчатый гриб) не похож внешне на те трутовики, что растут на березах и осинах в лесу - эдакие копытца, «полочки» на стволах. Необычна форма этого яркого гриба. Представьте себе, что внутри ствола старого дуба лешие развели желтое тесто, оно «сбежало» и через трещины коры вылезло наружу. Да так и застыло - пузырями и наплывами. Кое-где подрумянилось - бледно-желтое стало ярко-желтым и даже оранжевым или розовым. Англичане называют гриб за его желтизну «древесный цыпленок».
5-й ученик. Необычный гриб - «дама под покрывалом». Так жители бразильских джунглей называют гриб, который растет буквально по минутам. Появляется он из упругого белого «яйца», которое на глазах увеличивается, трескается и распадается на две половинки. Из них появляется ярко-оранжевая шляпка на длинной белой ножке. Ножка каждую минуту увеличивается на полсантиметра.
Викторина о грибах
1. Объясните, почему нельзя уничтожать в лесу несъедобные грибы.
2. Какие грибы появляются первыми ранней весной? (Строчки и сморчки.)
3. Когда начинается грибная пора? (Вторая половина лета, осень.)
4. В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий и душистый.)
5. Как правильно собирать грибы? (Не нарушать грибницу, гриб срезать ножом.)
6. Может ли гриб съесть дерево? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)
7. Каким грибом лечится лось? (Мухомором.)
8. Какие грибы светятся в темноте, пугая случайных прохожих? (Старые сморчки.)
9. Какой гриб уважительно называют царем грибов? (Белый гриб.)
10. Какого цвета шляпка у белого гриба? (Цвет шляпки зависит от места, где гриб вырос : светло-бурые шляпки у грибов, выросших под дубами и березами; красновато-бурые - у выросших в еловом лесу.)
11. Какие грибы чаще всего родятся в березняке? (Подберезовики.)
12. Какие грибы растут на трухлявом пне? (Опята и ложные опята.)
13. Как отличить ложный опенок от настоящего? (Ложные опята отличаются яркой окраской it неприятным запахом.)
14. Какой гриб считается самым опасным для жизни человека? (Бледная поганка.)
VI. Конкурс «Лучший грибник».
- Решите кроссворд и прочитайте ключевую фразу. Вопросы к кроссворду:
1. Он в осиннике родился.
Как в траве ни притаился,
Все равно его найдем: шляпка красная на нем. (Подосиновик.)
2. Растут на опушке рыжие подружки.
А зовут их. (Волнушки.)
3. Лета первая примета: под березой, в холодке.
Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке. (Подберезовик.)
4. Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опенки.)
5. Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай, не мешкай: это. (сыроежки).
6. Он выглянул несмело из кочки моховой.
Цепочку клюквы спелой поднял над головой. (Моховик.)
7. Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый. (мухомор).
8. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Белый гриб.)
9. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички - золотистые. (лисички).
Ключевая фраза: Дружба дерева с грибами.
VII. Итог занятия.
- Почему говорят: «Гриб без дерева и дерево без грибов не жильцы»?
- Какую роль выполняют грибы в природе?
- Почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?
- Какие правила необходимо соблюдать грибнику в лесу?