Галина Гришанова
Конспект внеклассного занятия по правилам дорожного движения для обучающихся, воспитанников 11–12 лет с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Цель (с позиции воспитателя): повторение причин, требующих изучения и соблюдения правил дорожного движения, ознакомление с правилами и обязанностями пассажиров, обучение умению обращать внимание на возможные опасные ситуации на дороге и избегать дорожно-транспортных происшествий.
Цель (с позиции воспитанников): обучающиеся, воспитанники вспомнят о необходимости и важности изучения и соблюдения правил дорожного движения, ознакомятся с правилами и обязанностями пассажиров, научатся обращать своё внимание на возможные опасные ситуации на дороге и избегать дорожно-транспортных происшествий.
Задачи:
Публикация «Конспект внеклассного занятия по правилам дорожного движения для обучающихся, воспитанников 11–12 лет с нарушением слуха» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ПДД в школе. Внеклассные мероприятия для 1-7 классов
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дидактические (образовательные): закрепить понятие о правилах дорожного движения, ознакомить с правилами и обязанностями пассажиров, научить определять опасные ситуации на дороге и избегать дорожно-транспортных происшествий.
Коррекционно-развивающие: развить внимание, мышление, осторожность; изменить отношение к поведению в транспорте и на дороге; развить речевые способности, обогатить словарный запас при обсуждении проблемной ситуации.
Воспитательные: пробудить интерес и ответственность к изучению правил дорожного движения; способствовать воспитанию культуры поведения в общественном транспорте; содействовать формированию ценностного отношения к своему здоровью, соблюдая осторожность на дороге.
Подготовительная работа: компьютер с проектором, интерактивная доска, тетради-словари, слайды, карточки с изображением опасных дорожных ситуаций, листы с текстом загадок, макет светофора, карточки с заданием для игры-пантомимы, магниты.
Методы: рассказ и вопросы педагога, беседа, игра-пантомима, работа с карточками, показ слайдов, упражнение в объяснении опасной дорожной ситуации.
Словарная работа: правила дорожного движения, водители, пешеходы, пассажиры, посадочная площадка, номер маршрута, тротуар, проезжая часть, обочина, опасная ситуация, встречная машина, кондуктор, контролёр, трамвай, автобус, троллейбус.
Ход занятия:
1. вводная часть
Цель:
эмоциональная подготовка и мотивация воспитанников.
Задача: вызвать положительные эмоции к предстоящему занятию, подготовить рабочее место.
Педагог: - Сегодня мы проведём ещё одно занятие по правилам дорожного движения.
Дети:«Правила для пассажиров» (слайд 1,2)
Педагог:- О каких правилах вы уже знаете? О чём мы с вами говорили на занятиях?
Дети: - Дорогу можно переходить только на зелёный свет светофора, только по пешеходному переходу, нельзя играть и кататься на велосипеде на проезжей части дороги. (слайд 3)
Педагог:- Ребята, давайте вспомним, что такое правила дорожного движения?
Дети:- Правила дорожного движения – это правила поведения на дороге. (слайд 4)
Педагог:- А почему необходимо изучать и соблюдать правила дорожного движения?
Дети:- Изучать и соблюдать правила дорожного движения необходимо для того, чтобы:
- не подвергать свою жизнь опасности
- не мешать движению транспортных средств.
- знать и соблюдать эти правила должны водители и пешеходы. (слайд 5)
Педагог:- Правилами дорожного движения мы не пользуемся, пока находимся дома, в школе-интернате, играем вдали от дороги. Но они сразу нам нужны, когда мы выходим из дома и превращаемся в участников дорожного движения.
- Кто такие участники дорожного движения?
Дети:- Участники дорожного движения – это пешеходы, водители и пассажиры. (слайд 6)
Педагог:- Правильно, ребята! Как только мы выходим на улицу, то сразу становимся либо пешеходами, либо водителями, либо пассажирами.
- Ребята, а кого называют пешеходами?
Дети: - Если мы идём по дороге пешком, то мы пешеходы. (слайд 7)
Педагог: - Верно. А кого мы называем водителем?
Дети:- Того, кто управляет транспортным средством, называют водителем. (слайд 8)
Педагог: - А когда мы становимся пассажирами?
Дети:- Пассажиры мы тогда, когда едем в автобусе, трамвае, троллейбусе или автомобиле. (слайд 9)
2. работа по теме занятия
Цель: актуализация знаний и опыта детей.
Метод работы: словесный (беседа, практический.
форма работы:групповая
Педагог:- Ребята, а сегодня мы будем говорить о пассажирах. У пассажиров немало обязанностей: надо знать, где и как делать посадку, как вести себя в транспорте, как выходить из него.
- Прежде чем стать пассажиром, мы должны определить, где находится остановка, к которой подъедет автобус, трамвай или троллейбус.
-Это помогут сделать специальные знаки, обозначающие место остановки транспорта. (слайды 10, 11,12) (знаки, обозначающие место остановки транспорта)
Педагог: - Так выглядит тротуар и проезжая часть. Тротуар всегда находится выше проезжей части. По тротуару ходят люди, а по проезжей части ездят машины. (слайд 13)
Педагог: - Ребята! Давайте прочитаем и запомним очень важные правила для пассажиров.
Дети зачитывают со слайда 14) 1. В ожидании транспорта надо стоять на тротуаре, обочине или специальной площадке, не выходя на проезжую часть.
Педагог:- Так как же вы узнаете, где находится посадочная площадка, к которой подъедет необходимый вам транспорт?
Дети:- Посадочную площадку можно определить с помощью специальных знаков. (слайд 15)
Педагог: Помните, ребята, что:
(дальнейшее чтение правил детьми)
2. Остановка – не место для шалостей и игр. На ней нельзя бегать и играть. Нужно спокойно стоять и ждать, когда подъедет транспорт.
3. Неосторожность при посадке может привести к беде. (слайд16)
4. Посадка на транспортные средства проводится в порядке очереди при полной их остановки. (слайд17)
5. Входить в салоны автобусов и троллейбусов и вагоны трамвая надо через заднюю дверь, выходить через переднюю дверь. (слайд18)
6. При посадке в транспорт не суетитесь. Сначала садятся пожилые люди, пассажиры с детьми, мальчики пропускают девочек вперёд. (слайд19)
7. Войдя в салон, надо взять билет и пройти вперёд. (слайд20)
8. В автобусе, троллейбусе, трамвае не разговаривайте громко, уступайте место старшим, не толпитесь на задней площадке. (слайд21)
9. При выходе из трамвая надо посмотреть направо и, убедившись в полной безопасности, идти к тротуару. Стоящий трамвай обходят спереди (так как в этом случае виден встречный трамвай). (слайд22)
10. При выходе на остановке из автобуса или троллейбуса надо пройти на тротуар, дойти до пешеходного перехода или перекрёстка и, убедившись в безопасности выходить на проезжую часть для перехода дороги. (слайд23)
Педагог:- Ребята, я надеюсь, что вы хорошо запомните эти правила и всегда будете их выполнять. А сейчас давайте немного отдохнём и сделаем небольшую разминку (физкультминутку).
Цель:
-повысить и удержать умственную работоспособность детей на занятии;
-обеспечить кратковременный активный отдых в течение занятия;
- снятие напряжения с глаз.
Физкультминутка:
- Все встаньте и представьте себя в роли пешехода, походите немного, как пешеходы, а потом сядьте на свои места и поиграйте глазами в «светофор»: зажмурьте глаза посильнее, откройте их и снова зажмурьте. Сделайте так несколько раз.
Выполнение детьми упражнения «Светофор» (слайд24)
Педагог: - А сейчас вы будете подходить к столу воспитателя, брать карточку, на которой изображена опасная ситуация. Вы рассмотрите эти картинки и подумайте, почему эти ситуации опасны. Затем вы по одному будете объяснять, почему нужно быть осторожными в данном случае.
Дети подходят к столу воспитателя, выбирают карточку, обдумывают ответ и объясняют, почему возможна опасность в каждом конкретном случае.
(картинка каждого воспитанника сопровождается слайдом с объяснением).
- Увидев подъезжающий к остановке автобус, нельзя перебегать через дорогу, не посмотрев налево, откуда может ехать автомобиль. (слайд 25)
- Нельзя обходить автобус спереди, чтобы перейти через дорогу, так как не видно другой автомобиль, который едет во втором ряду. (слайд26)
- Дорогу нужно переходить сзади автобуса, но только тогда, когда автобус отъедет от остановки, так как он мешает увидеть встречные машины. (слайд 27)
- Выйдя из трамвая, нельзя обходить его сзади, чтобы перейти трамвайные пути, так как можно не заметить встречный трамвай. (слайд28)
- Нельзя играть вблизи дороги, так как, догоняя мяч, можно выскочить на проезжую часть.
(слайд 29)
- А здесь опасности нет, так как дороги и машин рядом нет. Можно спокойно играть (слайд30)
Педагог:- Ребята, вы правильно объяснили, какая опасность подстерегает человека в ситуациях, изображённых на ваших картинках, молодцы!
- А теперь мы с вами поиграем. Я раздам вам листочки бумаги, в которых будет написано задание. Каждый из вас с помощью пантомимы должен будет изобразить то, что указано в задании. А все должны будут отгадать, что вы изобразили. Тема задания связана с правилами для пассажиров.
- Дима изображает водителя, который ведёт автобус.
- Наташа изображает кондуктора, который берёт деньги у пассажира.
- Никита изображает молодого человека, который заходит в заднюю дверь автобуса, берёт билет, проходит в середину автобуса и держится рукой за верхние поручни.
- Алёша изображает молодого человека, который едет в автобусе сидя на сиденье. Достаёт из кармана билет и предъявляет его контролёру, затем прячет билет в карман.
- Максим изображает старика с палочкой, заходит в переднюю дверь, ему уступают место, он благодарит и садится на сиденье. (дети успешно выполняют задание)
Педагог:- А сейчас я предлагаю вам отгадать несколько загадок. Мы узнаем, кто из вас самый сообразительный.
Загадки (слайд 31)
1. Стой! Машины движутся!
Там, где сошлись пути,
Кто поможет улицу
Людям перейти? (Светофор (слайд 32)
2. Вот по рельсам мчит машина,
Держится за провода,
И не надо ей бензина,
Чтобы мчать туда-сюда! (Трамвай (слайд 33)
3. Удивительный вагон,
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус (слайд 34)
4. Что за чудо этот дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус (слайд 35)
Педагог: - Молодцы, ребята! Быстро и правильно отгадали все загадки.
А теперь ещё раз прочитаем слова, записанные на доске, которые встречались на нашем занятии.
Словарная работа:
-посадочная площадка
-участники дорожного движения
- правила дорожного движения,
-водители, пешеходы, пассажиры
- тротуар, проезжая часть
-обочина, опасная ситуация
-встречная машина
- кондуктор, контролёр
- трамвай, автобус, троллейбус
3. Рефлексия
Цель для педагога:
Побуждение воспитанника к самоанализу, размышлению
Цель для воспитанника:
Оценить свою деятельность на занятии
Метод работы:
словесный
Форма работы: групповая
Педагог:- Ребята, сегодня вы все хорошо и активно поработали. Что полезного и нового вы сегодня узнали?
- Сейчас я раздам вам карточки с началом вашего ответа, а вы хорошо подумайте и продолжите фразу.
Детям раздаются карточки «Продолжи фразу»
- Я сегодня узнал …
- Я сегодня понял, что …
- Теперь я буду знать.
Педагог: - Я надеюсь, что вы будете добросовестно соблюдать правила для пассажиров, и это поможет вам избежать опасности на дороге и сохранить своё здоровье.