Анна Смирнова
Конспект викторины по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, развитие интереса к сказкам.
Задачи:
- образовательные: закреплять знания известных сказок, их персонажей; закреплять умение детей образовывать прилагательные от имен существительных; упражнять в названии антонимов – противоположных по значению слов;
- воспитательные: воспитывать добрые чувства, справедливость, нравственные качества; воспитывать интерес и любовь к сказкам;
Публикация «Конспект викторины по речевому развитию в подготовительной к школе группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературные викторины и конкурсы
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
- развивающие : развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление, наблюдательность, память.
Планируемый результат: обучающиеся активно занимаются словотворчество, высказывают свою точку зрения с эмоциональной окраской, рассуждают, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, «волшебный сундучок», мяч.
Предварительная работа: чтение и рассказывание народных и авторских сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; беседы по теме «Сказки»; проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Назови волшебный предмет», «Из какой сказки герой» и т. д.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Форма: игра-викторина.
Ход викторины.
1. Организационный момент.
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Присаживайтесь, пожалуйста, на стулья.
2. Вступительная часть.
- Что такое сказка? (Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.)
- Какие бывают сказки? (Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.)
- На какие ещё две группы можно разделить все сказки, если судить по тому, кто является их автором? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными? (потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Назовите слова-родственники к слову сказка. (Сказать, сказочный, рассказ, сказочка, сказочник)
- А чему нас учат сказки? (учит совершать добрые поступки, хорошие дела, сочувствовать и помогать тем, кто оказался в беде, принимать верные решения в той или иной ситуации, верить в свои силы и возможности, уважать старших)
3. Основная часть.
- Ребята, посмотрите, у нас есть волшебный сундучок, но он заперт. Вам интересно, что в нём находится?
- А вот открыть мы его сможем, выполнив различные задания, связанные со сказками. Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю поучаствовать в викторине «В гостях у сказки».
1 тур – «Угадай сказку».
К каким сказкам сделаны эти иллюстрации? Расскажите, чему учат эти сказки.
(показ иллюстраций к сказкам «Маша и медведь», «Царевна-лягушка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «По щучьему велению», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Репка»).
2 тур – «Из какой сказки слова».
Узнайте, из каких сказок эти предложения.
- «…Ну что же ты простофиля, попросил у рыбки корыто! Возвращайся обратно к синему морю» («О рыбаке и рыбке»).
- «…Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!» («Колобок»).
- «…. Ой, детушки, ой ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Это я пришла, молока принесла…» («Волк и семеро козлят»).
- «…Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое» («Курочка Ряба»).
- «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем шкурку лягушачью сжёг! Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного» («Царевна - лягушка»).
- «…Ловись, рыбка большая и маленькая, ловись, рыбка большая и маленькая.» («Волк и лиса»).
- «Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки» («Три медведя»).
- «-Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка»).
- «Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками» («Гуси-лебеди»)
- «А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Трёхглазка» («Крошечка - Хаврошечка»).
3 тур - «Скажи наоборот».
Ребята, герои сказок бывают разные - положительные и отрицательные, каждый со своим характером, качествами, как и мы, люди. Я предлагаю вам выполнить следующее задание – я буду называть какое – либо качество, а вам надо назвать противоположное по смыслу.
• Весёлый – грустный.
• Добрый – злой.
• Смелый – трусливый.
• Старый – молодой.
• Сильный – слабый.
• Здоровый – больной.
• Умный – глупый.
• Вежливый – грубый.
• Сытый – голодный.
• Могучий – слабый.
• Озорной – послушный.
• Ленивый – трудолюбивый.
• Щедрый – скупой.
• Радостный – печальный.
• Трусливый – храбрый.
4 тур – «Закончите выражения».
Поди туда. (не знаю куда)
Скоро сказка сказывается. (да не скоро дело делается)
Это всё присказка. (сказка впереди будет)
Ложись спать. (утро вечера мудренее)
«Жили - были…».
«В некотором царстве…».
5 тур - «Загадки» (с мячом).
- Предлагаю всем встать в круг. Я буду загадывать вам загадки, а отвечать будет тот, кому я брошу мячик.
1. На сметане мешен,
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила,
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке,
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. И на мачеху стирала,
И горох перебирала,
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
5. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини - Пух)
6. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
7. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… («Волк и семеро козлят»)
8. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
9. Невод в море я кидал,
Рыбку волшебную поймал (дед из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)
10. Она у деда с бабкой жила
И яичко им снесла.
Но яичко не простое,
А настоящее – золотое! (Курочка - ряба)
11. Грустно дед и бабка жили.
И дочурку себе слепили.
Она всегда им помогала,
Только вот огня избегала. (Снегурочка)
12. Он умеет мяу говорить.
Лучшим другом умеет быть.
Хозяину своему он помогает
И людоеда смело съедает! (Кот из сказки «Кот в сапогах»)
13. Девочка красавица
В лес попала.
Семь гномов она
В лесу повстречала. (Белоснежка)
14. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке,
Попасться на обед. (Баба Яга)
15. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне,
И женился на царевне. (Емеля)
16. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна - лягушка)
17. В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок. («Заюшкина избушка»)
18. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки…. («Маша и медведь»)
6 тур - игра «Испечем пирожки» - из картофеля, капусты, моркови, яблок, грибы, клюквы.
пирог с капустой – капустный пирог,
пирог с яблоком – яблочный пирог,
пирог с клюквой– клюквенный пирог,
пирог с морковью – морковный пирог,
пирог с грибами – грибной пирог,
пирог с сыром – сырный пирог,
пирог с рыбой – рыбный пирог,
пирог с творогом – творожный пирог,
пирог с картошкой – картофельный пирог.
7 тур – «Скажи, какой».
- Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных? (Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются).
В сказках лиса – хитрая, рыжая, красивая; волк - глупый, жадный, серый, злой, голодный; медведь – доверчивый; заяц – трусливый, серый, длинноухий, быстрый.
8 тур – «Закончи сказку».
В сказках, так же есть традиционная концовка. А какие вы знаете?
«Я там был…».
«Вот и сказке конец…».
«И стали они жить - поживать…».
4. Подведение итогов.
- Вы все молодцы. Справились со всеми заданиями.
– Ребята, что было самым интересным?
– А какое задание было самым лёгким?
– Какое задание вам показалось самым сложным?
- А давайте попробуем открыть волшебный сундучок.
Воспитатель открывает замок сундука и достаёт из него книгу «Сборник русских народных сказок», а так же раскраски с героями народных сказок.
- Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.