Анна Александровна Белоус
Конспект викторины по математике в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для познавательного развития старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
2. Уточнить знание известных геометрических фигур;
3. Систематизировать представления о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Развивающие:
1. Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме при решении математических загадок;
Воспитательные:
1. Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры;
2. Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри ко-манды;
3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Предварительная работа: решение математических задач, повторение весенних ме-сяцев, дней недели, разучивание физминутки.
Материал :
1. Наборы цифр для детей и ведущего от 1 до 10;
2. Разрезные картинки с цифрой 5 и 8;
3. Карточки с зашифрованными названиями команд;
4. Листы-задания для конкурса капитанов;
5. Простые карандаши;
6. Жетоны.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, музыкальное, речевое развитие.
Планируемые результаты:
Способность сотрудничать и выполнять функции в совместной деятельности; Способ-ность к волевым усилиям и ответственность за начатое дело; Владение элементарными представлениями в области математике;
Проявление любознательности.
-Ребята, что вы знаете о науке «математика»?
-Чем мы занимаемся на занятиях по математике?
-А кто из вас любит дружить с математикой?
-Сегодня я приглашаю вас поучаствовать в викторине «Математический калей-доскоп».
Воспитатель. В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пой-дем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вер-немся.
Улыбнемся, подмигнем, И играть с вами начнём.
Воспитатель. Есть разные игры, и в одну из них мы сегодня поиграем. Но сначала помогите мне ответить на вопрос «что такое викторина?». Ребята, посмотрите, на столе лежат карточки, возьмите по одной карточки.
Посмотрите на них, у кого одинаковые рисунки, объединяйтесь по картинкам. (деление на команды по геометрическим фигурам из 7 человек).
Вот две команды. Команды прошу пройти за столы.
Правила викторины : За каждый правильный ответ команда получает по одной счет-ной палочке, в конце викторины мы посчитаем палочки. Какая команда набрала боль-шее количество палочек, та команда будет являться победителем. Внимательно слу-шать вопрос, советоваться с командой, по просьбе ведущего дать ответ и отвечать полным ответом, запрещается подсказывать и выкрикивать ответы, чья команда будет выкрикивать, у той команды ведущий забирает одну счетную палочку.
«Шифровка»
Ну а сейчас для вас первое задание, вы должны разгадать название своей коман-ды. Надо расшифровать название своих команд. На столах лежат карточки, на которых написаны буквы и цифры. Под каждой буквой написана цифра, нужно цифры поста-вить по порядку и записывать соответствующую цифру, тогда расшифруется название команды.
«ЗНАЙКИ»
И Й А З К Н
6 4 3 1 5 2
«УМЕЙКИ»
Й Е И М У К
4 3 6 2 1 5
Одна команда называется «знайки», а вторая «умейки». Поприветствуйте друг друга. Сейчас всем командам нужно посовещаться и выбрать капитана. Но сначала вспомним, каким должен быть капитан (находчивым, умным, быстрым, вниматель-ным, смелым). У команды «знайки» кто капитан? А у команды «умейки»? итак начи-наем.
Конкурс «разминка».
Каждой команде буду задавать вопросы, за каждый правильный ответ получаете счет-ную палочку (каждой команде предлагается по 10 вопросов).
Вопросы команде «умейки» :
1. Сколько дней в неделе (7);
2. Корова в детстве это…. (теленок);
3. Сказочный мальчик с деревянным носом, который искал золотой ключик (Бурати-но);
4. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по «зебре»);
5. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь);
6. Прибор для измерения времени (часы);
7. Колобок, обросший иглами (ёжик);
8. В какое время года птицы строят гнёзда? (весной);
9. Соседи числа 6 (5 и 7);
10. Как называется наш город? (Славянск-на-Кубани).
11. На какую геометрическую фигуру похоже яйцо?
12. Сколько ножек у стола?
13. Какое число больше 13 или 15?
Вопросы команде «знайки» :
1. Как называется знак сложения?
2. Сколько сторон у квадрата?
3. Сколько ушей у кошки?
4. Сколько месяцев в году (12);
5. Лошадь в детстве это…. (жеребёнок);
6. Сказочная девочка с голубыми волосами (Мальвина);
7. Что нужно делать, если случиться пожар? (позвать на помощь и
позвонить 01);
8. Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.);
9. Прибор для глажки белья (утюг);
10. Курица в детстве это…. (цыпленок);
11. В какое время года птицы улетают на юг? (осенью);
12. Соседи числа 8 (7 и 9);
13. Страна, где мы живем? (Россия).
Воспитатель. : Хорошо справились с разминкой А теперь загадки для обеих команд (допускаются общие ответы).
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
В ночь — мороз,
С утра — капель,
Значит, на дворе (апрель).
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Зимою замерзают
И с крыш они свисают,
На солнце засверкают
Весна придёт - растают. (сосульки)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут (гнездо)
В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры. (Береза)
Конкурс «кто быстрее?»
Команды получают карточки с графическим изображением цифры. Участникам нужно выложить эти цифры (как пазлы).
В : Сейчас, каждая команда получит карточки, на которых изображена цифра. Вам ее нужно собрать как пазлы. (Знайки – цифра 5; Умейки - 8).
Какая команда соберет первая, поднимает руки.
По команде: раз, два, три начни.
(Команда, которая правильно и быстро справилась с заданием, получает
жетон).
Конкурс «математический»
В: На столах у вас лежат цифры. Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, а вы должны будете выбрать цифру, соответствующую правильному ответу и поднять её.
(Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов).
1. Сколько глаз у человека? (2) «знайки»
2. Сколько дней в неделе? (7) «умейки»
3. Как-то, ночью под кусточком Грибы выросли опять. 2 грибочка и 3 грибочка А всего их ровно …. (5) «знайки»
4. Над рекой летели птицы: Голубь, щука, 2 синицы. Сколько птиц? Ответь скорей! (3) «умейки»
5. У животного: 2 правые ноги,2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4) «знайки»
6. Под кустами у реки. Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать – Кто их мо-жет сосчитать? «умейки» (4)
7. Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели: пять румяных, наливных, Три с кислинкой. Сколько их? «знайки» (8)
8. В снег упал Серёжка, А за ним Алёшка, А за ним Маринка, А за ней Иринка, А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят? «умейки» (5)
9. У меня и Аллочки Десять счётных палочек. Две из них сломались. Сколько их осталось? «общий» (8)
А сейчас я приглашаю команды отдохнуть и поиграть.
Игра «живые цифры» (разминка).
Команды стоят напротив друг друга в руках у каждого по одной цифре (от 1
до 10). Ведущий посередине с набором цифр. Ведущий поднимает число (по очереди для каждой команды) и к нему должны выбежать «соседи» поднятого числа. (3-4 раза);
А теперь поиграем. Кто из каждой команды знает ответ, поднимает руку; стара-емся не выкрикивать.
1. Сколько ушей у двух мышей? (Четыре).
2. Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком).
3. Сколько лап у курицы? (у курицы нет лап).
4. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).
5. Петух снёс яйцо. Кому оно достанется? (никому).
6. На берёзе росло 5 яблок. 3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на
берёзе? (нисколько, на берёзе яблоки не растут)
7. Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра).
8. Сколько хвостов у двух ослов? (Два)
9. Какую птицу называют почтальоном? (Голубя).
10. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3
сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают).
Воспитатель. : Молодцы, вы прекрасно справились с этими заданиями. Сейчас можно немного размяться. Команды выходите из-за столов.
Физминутка:
Голубая речка.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
руки через стороны вверх, потянулись
И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла весна
бег на месте
хлопки в ладошки
Если снег везде растаял
И трава в лесу видна
приседание
помахивая руками в стороны
И поет пичужек стая
Значит, к нам пришла весна
хлопки в ладоши
наклоны головы вправо-влево
Если солнце разрумянит
Наши щеки до красна
И потереть щеки руками
Нам ещё приятней станет
Значит, к нам пришла весна
бег на месте и хлопки в ладоши
Воспитатель. А теперь следующее задание. : «Скажи предметы похожие на геомет-рическую фигуру»
Каждой команде дается по геометрической фигуре, например: круг и треугольник. Участники викторины должны назвать предметы, похожие на эти геометрические фи-гуры. Какая команда назовет больше предметов, та команда получает на одну счетную палочку больше.
И последнее задание: «Математические задачки» За правильный ответ команда по-лучает по одной счетной палочке.
Задачки про дни недели.
1. Команда
Царь Горох к царю Федоту
Двух гонцов послал в субботу.
А гонцы – два старых деда
Прибыли к Федоту в среду.
Вот подумай и сочти,
Сколько это дней пути.
(пять дней)
2. Команда
Бык к корове в воскресенье
Приходил на день рожденья.
А спустя четыре дня
В поле повстречал коня.
Так в какой же день, скажи,
Стали бык и конь дружить?
(в четверг)
1. Команда
В среду мама Кате
Подарила платье.
Но прошло два дня всего,
Та испачкала его.
Катеньку переодели,
Но какой был день недели?
(пятница)
2. Команда
Белка рыжая в четверг
Спрятала в дупле орех,
Через день пришла опять,
Чтоб еще припрятать пять.
Через час орехи съели.
Так какой был день недели?
(суббота)
Задачки в стихах
1. Стала Маша рисовать
Восемь шариков в тетрадь.
А потом она один
Стёрла ластиком своим.
Маша растерялась:
Сколько же осталось?
2. Оля птиц нарисовала:
Две сороки и пять галок.
А в сторонке трёх синиц.
Сосчитайте, сколько птиц?
3. Начал Рома рисовать:
Груши- две, а яблок -пять.
Фрукты он нарисовал.
Кто их быстро сосчитал?
4. На прогулку, да на травку
Утка вывела утят.
Три из них пошли в канавку,
А четыре -не хотят.
Утке надо всех собрать.
Помоги их сосчитать.
-Ребята, вот и наша викторина подошла к концу. Остается посчитать счетные палочки и назвать команду победителя.
-Все молодцы! Вы отличные знатоки математики!
Каждой команде за участие выдаются медальки ЗНАТОКУ МАТЕМАТИКИ.