Дарья Скрыпник
Конспект «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непрерывной образовательной деятельности по развитию речи
с детьми подготовительной группы
«Весна»
(Образовательная область
«Речевое развитие»)
Автор: Скрыпник
Дарья Вячеславовна
воспитатель МБДОУ ДСКВ№14
г. Ейска МО Ейский район
25.04.2017 г.
Цель:
познакомить детей со стихотворениями о весне, приобщать их к высокой поэзии.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветений травянистых растений, деревьев и кустарников, изменений в жизни животных, появлении насекомых, прилете птиц, гнездовании; учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений (с наступлением весны день становится теплее, длиннее; оттаивает земля; растения получают много света, тепла, влаги, начинают быстро расти; для животных появилось больше пиши; возвращаются и вьют гнезда перелетные птицы; у животных появляются детеныши).
• Активизировать употребление в речи глаголов, трудных форм родительного падежа множественного числа существительных по теме.
Развивающие:
Развивать умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся сюжетом
Воспитывающие:
• Воспитывать интерес к природе
Оборудование и материалы: Иллюстрации по теме: ветка с почками, ветка с листочками, картинки с изображениями предметов одежды: носков, рукавичек, шарфов, валенок и т. д., макеты деревьев: березы, рябины, картина А. Саврасова «Грачи прилетели».
Методы и приемы: наглядные (показ способов рисования, рассматривание иллюстраций, образцов, словестные (беседа, вопросы и ответы, художественное слово, практические (рисование).
Ход.
Педагог:
- «Ребята, мы долго готовились к встрече весны, и вот, наконец, сегодня мы встречаем ее у себя в группе» (предлагает детям обратить внимание на оформление группы).
Педагог:
(загадывает детям загадки) :
Доброе, хорошее,
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце) Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весна)
Ответы детей
Педагог:
- Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне, о ранней весне.
- Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна-красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихи о весне?
Дети читают стихи, которые ранее разучивались в группе.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И. Плещеев К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны,
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
Растекайтесь, ручьи, разливайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснеС. Маршак
Педагог:
- С чего же начинается весна, ребята? (Дети должны перечислить различные признаки весны : капель, на проталинах пробивается к солнцу первая травка, появились первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха, на деревьях набухают почки, возвращаются перелетные птицы, день становится длиннее.)
- А какие птицы прилетают к нам весной? (Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.)
Ответы детей
Рассматривание Картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Педагог:
- Посмотрите, ребята, как изобразил весну художник И. Саврасов. Какая весна на этой картине — ранняя или поздняя?
Ответы детей
Педагог:
- А как вы определили, что это именно ранняя весна?
Ответы детей
Педагог:
- Да, грачи прилетают к нам первыми из всех перелетных птиц. А что они делают?
Ответы детей
Педагог:
- А из чего грачи строят свои гнезда?
Ответы детей.
Педагог:
- Вся картина как будто наполнена свежим дыханием весны. Как можно назвать эту картину?
Ответы детей
Педагог:
- Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».
Физкультминутка
На широкий луг пришли, (руки в стороны)
Много мы цветов нашли, (на клоны вперед)
Мы по лугу погуляли, (поворот вокруг оси)
И попрыгали, и поиграли, (прыжки)
А теперь домой пойдем, (ходьба)
Через ручей мы перейдем
Работа над подбором определений
Воспитатель читает отрывок из стихов о весне С. Маршака из сказки «Двенадцать месяцев» :
Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед.
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Педагог:
— Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне?
— Как он описал снег?
Ответы детей
— Какой снег весной?
Ответы детей
— Какие еще приметы весны С. Маршак назвал в своем стихотворении?
Ответы детей
— Какими словами он рассказывает о весеннем небе?
Ответы детей
— Какие слова вам запомнились? Воспитатель читает отрывок еще раз.
— Вы тоже уже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной?
Ответы детей (Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший.)
— А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит, как она называется?
Ответы детей (Это наст.)
— А почему она появляется, как вы думаете?
Ответы детей (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.)
Ответы детей
— Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег! (Повтор слов.)
— А теперь послушайте. Один раз ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.
— А как еще, по-другому можно сказать о детях, какие они были?
Ответы детей (Веселыми, радостными, довольными, смеющимися.)
— Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну и увидели, что погода испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей?
Ответы детей (Плохим)
— Как еще, по-другому можно сказать о детях? Какими они стали?
Ответы детей (Огорченными, растерянными, недовольными, грустными.)
Трудные формы родительного падежа множественного числа существительных
Педагог:
- Когда мы собираемся с вами на прогулку ранней весной, то по-прежнему должны одеваться тепло, потому что в марте и мороз может ударить, и метели еще бывают. Давайте рассмотрим, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на улицу.
Воспитатель показывает картинки с изображением носков, рукавичек (варежек, валенок, ботинок, сапог, пальто, шарфов.
— Ребята, послушайте: шерстяная, теплая, вязаная — это носок или варежка?
— Шерстяная — варежка, а про носок мы скажем —. шерстяной.
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало?»
Воспитатель размещает на фланелеграфе картинки с изображением носков, рукавичек (варежек); валенок, ботинок, сапог, пальто, шапочек, шарфов. Сначала дети перечисляют, что нарисовано на карточках. Затем воспитатель предлагает детям зажмурить глаза и убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, чего не стало на фланелеграфе. За правильный ответ каждый из детей получает «волшебную палочку».
— Чего не стало? (Пальто, шарфов, сапог, валенок, чулок, носков, ботинок, варежек, рукавичек и т. д.)
— А теперь вам в подарок — шуточное стихотворение: я буду вам его читать, а вы помогайте мне, заканчивайте предложения. Вам в помощь картинки-подсказки.
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я видел сорок без. ботинок и. чулок.
И щенков без. носков,
И синичек. тапочек и. рукавичек.
Игра
А теперь поиграем в подвижную игру «Грачи прилетели».
Действие происходит на фоне макетов березы и рябины.
Дети берут силуэты грачей и выполняют действия согласно указаниям воспитателя.
– Ранней весной в рощу грачи прилетели.
– Низко над землей пролетели.
– Друг к дугу подлетели.
– Погалдели (гра – гра – гра).
– Разлетелись в разные стороны.
– На рябину взлетели.
– С рябины на березу перелетели.
– Вокруг березы облетели.
– В гнездо залетели.
– И снова (гра – гра – гра).
– Из гнезда вылетели.
– Над землею покружили.
– И в поле кормиться улетели.
Игра закончена. Дети садятся на свои места.
Анализ занятия
Анализ занятия проводится с помощью «солнечных зайчиков». Дети подсчитывают, сколько у каждого из них зайчиков, сравнивают результаты подсчета. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лучшие результаты у тех, кто старался активно работать. Необходимо также подбодрить детей, у которых результаты ниже