Любовь Григорьева
Конспект в старшей группе по речевому развитию «Друг за дружку держаться, ничего не бояться»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Продолжать учить детей разыгрывать отдельные эпизоды сказки; выразительно передавать разговор воробья, блина, лисы; развивать выразительность движений.
- Учить подбирать существительные к прилагательным: крылатый, мохнатый, масляный.
- Упражнять в употреблении разных интонаций (ласковая, сердитая, просительная).
- Закреплять понятие: присказка.
- Через устное народное творчество прививать такие черты характера, как доброта, взаимопомощь, трудолюбие, верность.
- Употребление в речи пословиц и поговорок.
- Учить детей работать коллективно, договариваться, кто какую часть будет выполнять.
Публикация «Конспект в старшей группе по речевому развитию „Друг за дружку держаться, ничего не бояться“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать творчество, самостоятельность.
Материалы: маски, костюм сказочницы, макет, карандаши, раскраски.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», рассматривание иллюстраций, беседа
Ход:
Хозяюшка: Здравствуйте, ребята! Хотите отправиться в сказку? Чем можно начать любую сказку? (присказкой)
Послушайте мою присказку:
Бабушка Арина ходила в лес по малину.
Малины не сыскала,
А то, что насобирала вам в подарок принесла:
Даше грибочков, Лере цветочков,
Ване – черники, Оле – земляники.
Да, покуда, я к вам шла – из корзинки все подарки подрастеряла, растрясла.
Взамен расскажу вам сказку старинную –
Не шибко короткую и не шибко длинную,
А такую, как раз, как от меня, да до вас!
Хозяюшка: На лесной опушке в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масляный. Как называется эта сказка?
Хозяюшка: Назовите героев этой сказки. Воробей крылатый. (Дети называют, Хозяюшка выставляет картинки)
Почему его так назвали? (есть крылья, все летал)
Кого или что еще можно назвать крылатым? (самолет, жук, снегирь и т. д.)
Хозяюшка: Мышонок мохнатый (выставляется картинка). Кого еще можно назвать мохнатым (медведя, шмель, ковер, шапка)
Хозяюшка: Блин масляный. Почему его так назвали? (на масле пекли, жирный). Кого или что еще можно назвать масляный (пирог, торт, замок, бутерброд).
Хозяюшка: Как они жили? (дружно, друг друга не обижали, помогали друг другу, хвалили друг друга.
Чем занимались? Воробей еду приносил, с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок – дрова рубил, на стол накрывал. Блин – щи, да кашу варил.
Что случилось с ними, мы сейчас увидим.
Даша, Полина, Семен, Шурочка – приготовьтесь к выступлению, одевают маски.
Драматизация отрывка сказки
Хозяюшка: Призадумался воробей
Воробей: Я целый день летаю (показывает, ножки бью, крылышки треплю, (показывает, а они как работают? Блин на печи нежится (показывает, только к вечеру за обед берется. Мышь – с утра дрова везет (показывает, да грызет, а потом спит до обеда.
А я с утра до ночи на тяжелой работе – на охоте. Не бывать больше этому (притопнул). Завтра же работу поменяем.
Хозяюшка: На другой день блин пошел на охоту, воробей дрова рубить, мышонок – обед варить.
Блин катится по дорожке и поет
Прыг – скок, прыг – скок,
Я – масляный бок,
На сметане мешан,
На маслице жарен!
Прыг – скок, прыг – скок,
Я – масляный бок!
Бежал. Бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна
- Хорошо поешь! (подбирается ближе)
- Так, говоришь, на сметане мешан?
- На сметане, да с сахаром!
- Прыг-скок, говоришь?
Хозяюшка: Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масляный бок – ам!
Блин: Пусти меня, Лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами, на охоту!
Лиса: Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом, да и с сахаром.
Хозяюшка: Еле блин вырвался от лисы – домой побежал.
Хозяюшка: А дома-то, что делается. Стала мышка щи варить, чего не положит, чего не прибавит, а щи все не жирны, не масляные. Вспомнила она, как блин говорил, кинулась в горшок, обварилась, ошпарилась, еле выскочила. Села на лавку, да слезы льет (показ). А воробей дрова клевал, клевал дрова, да клюв в сторону свернул. Сел на завалинку и слезы льет (показ). А блин прибежал, увидел, что мышь и воробей слезами заливаются и говорит: «Так всегда бывает. Когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Хозяюшка: Поплакали, погоревали и снова стали жить-поживать по-старому : воробей еду приносить (летает, мышь дрова рубить (рубит, а блин щи, да кашу варить (варит).
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают. (садятся)
Хозяюшка: Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Какой урок можно сделать из этой сказки? (дружить, никого не обижать, друг другу помогать, заниматься своим делом).
Физкультминутка: Мохнатый – поглаживают себя, Крылатый – машут, Масляный – бегают.
Хозяюшка: Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе и взаимопомощи? Давайте их вспомним.
Друг за дружку держаться, ничего не бояться.
Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех.
Где дружба, да совет, там свет.
Друзья больше, чем братья родные.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Хозяюшка: А сейчас мы с вами будем делать макет по сказке «Крылатый, мохнатый, да масляный»
Хозяюшка: Вот как хорошо потрудились. Вместе и дело быстрее движется. А теперь нам пора прощаться, вам в путь дорогу собираться и помнить, что друг за дружку держаться, значит ничего не бояться.
Литература:
Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий, сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений», СПб: «Детство-Пресс», 1999 г.
О. А Князева, М. Д. Миханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Детство-Пресс, 1998 год.
Н. Б. Бабинова «Тематические фольклорные вечера для дошкольников», ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014 год.
Фото из архива кружка «Забавушка», автора.