Ольга Телегина
Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Все о соли знать хотим»
▼ Скачать
Конспект
организованной познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе на тему :
"Все о соли знать хотим"
Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи: Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Публикация «Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Все о соли знать хотим“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование: карточки с символическим изображением методов исследования, Энциклопедия от А до Я, картинки «Где и как добывают соль», сундучок, кристаллы соли, соль, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца салфетки, лупы.
Организационный момент :
Воспитатель: - Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в д/с?
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.
- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!
Ход ООД:
Вводная часть
Воспитатель: Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла
—Только в группу я вошла,
Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).
На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы. Лунтик.»
открываем шкатулку, достаем мешочек, дети щупают его, мнут в руках.
Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находится? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке есть еще конверт, а в нём письмо. Может быть прочитаем письмо и тогда узнаем, что в посылке?
Воспитатель читает письмо: «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке».
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
Воспитатель продолжает читать письмо от Лунтика: «Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего нужна и откуда она берется?»
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Лунтику? Как вы можете ему помочь?
2. Основная часть.
Воспитатель: ребята хотите стать исследователями и узнать все о соли?
- Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?
- Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т. д.
- Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем? (Воспитатель показывает карточку-схему «Прочитать в книге»).
- В какой книге мы можем узнать о соли?
– В словаре, энциклопедии.
- Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. На какую букву мы будем искать слово «соль».?
Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.
- Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Что вы хотите узнать? Тогда садитесь на ковер, слушайте внимательно и смотрите картинки о том, где и как добывают соль?
Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. - Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Показывает картинку) Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов.
Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Но и большое количество соли тоже вредно для здоровья.
Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, лёд, посыпают солью, соль начинает трещать. Так соль начинает растапливать лед.
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вашим глазам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз:
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: - Продолжим наше исследование.
Что же мы сейчас сделаем? (Показывает карточку-схему «Подумать самостоятельно»).
Игра: «Соленый - несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Воспитатель: - А теперь, исследователи, я приглашаю вас лабораторию. Как вы думаете, что мы там будем делать? (Показывает карточку-схему «Провести эксперимент»). Будем делать опыты с солью.
Воспитатель предлагает детям надеть шапочки исследователей.
В нашей лаборатории нужно соблюдать правила:
- на столах ничего не трогать без разрешения
-соблюдать тишину, не мешать другим-бережно обращаться с оборудованием.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
- не трогать руками глаза;
- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
ОПЫТЫ
1 опыт: «Имеет ли соль запах?».
Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её.
Вывод: Соль – это вещество белого цвета, без запаха,
2 опыт: «Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»
Пододвиньте к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).
Вывод: Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.
3 опыт: «Из чего состоит соль?».
Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль? (Зернышки, кристаллы, крупинки).
Какой вывод делаем (Соль состоит из мелких кристаллов)
4 опыт: «Соль хрустит».
Возьмите соль и надавите на неё ложкой. Что мы слышим? (мы слышим хрустящие звуки). С чем можно сравнить? (с ходьбой по снегу в морозный день)
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль, её кристаллики трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
5 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».
Воспитатель: Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». - А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Значит, какой можно сделать вывод? (соль растворяется в воде) - Молодцы. - Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная).
Вывод: - соль растворяется в воде. и меняет вкус воды
6 опыт: «Раскрашивание соли»
У каждого ребенка разный цвет краски)
Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска. Возьмем кисточку наберем на нее краску и соединим с солью.
Что с ней произошло (она закрасилась)
Какой вывод можно сделать – соль закрасилась
7 опыт: «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить? Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) в море вода соленая, поэтому там легко плавать.
Вывод: соленая вода выталкивает предметы.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы так много провели несколько опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды). (Воспитатель выставляет на мольберте карточки -схемы «Свойства соли»).
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И задания выполнять.
Все дышите!
Не дышите!
Всё в порядке?
Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к исследованиям готов!
Воспитатель: - Как, где же еще мы можем узнать нового о соли. (Воспитатель показывает карточку-схему «Получить информацию у компьютера»). Посмотреть в компьютере.
Воспитатель: - Скажите мне исследователи, у кого мы можем узнать еще что-нибудь о соли? (Воспитатель показывает карточку-схему «Спросить у взрослого»). Спросить у взрослых.
Игра «Специальный корреспондент» (Дети в роли корреспондентов берут интервью у взрослых, а взрослые делятся своими знаниями о применении соли).
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. Что же мы напишем Лунтику? (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями)
- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?
- Вам понравилось быть исследователями?
Что было особенно интересным?
- А трудно было проводить самостоятельно опыты?
-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?
-Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?
Воспитатель: а ещё на соли можно рисовать, как на песке. сейчас я приглашаю вас пройти в художественную мастерскую, где вы будете рисовать палочками картины. (дети проходят за другие столы) Но перед тем, как начать рисовать, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим-рубим»
И так, я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью.
Слушайте внимательно:
- «Появился во дворе. Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной, у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик). (дети рисуют снеговика)
- «Ёжик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна. И на новый год важна (ёлка) дети рисуют ёлку.
- С неба падают зимою и кружатся над землёю.
Лёгкие пушинки, белые (снежинки) (дети рисуют снежинки).
Как красиво у вас получается!
Воспитатель: Ребята, вот вы придёте сегодня домой, и кто – нибудь из ваших родных: мама, бабушка, папа или дедушка спросят, чем вы сегодня занимались, про что вы сегодня говорили? Что узнали нового? Что именно вам запомнилось? Что вы им расскажете? Рассказы детей. (Соль полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, на соли можно рисовать как на песке, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д.) Молодцы!
Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот такие медали.