Нина Александрова
Конспект в подготовительной к школе группе «Буратино в Подземном царстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Животные подземного мира
Цель: Расширение представлений об окружающем мире, развитие связной речи, воспитание бережного отношения к природе.
Педагогические технологии: технологии исследовательской деятельности (проблемный вопрос, наблюдение, личностно–ориентированные технологии (беседа, упражнения, здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, пальчиковая гимнастика).
Задачи:
- Закрепить знания о почве, как о факторе, необходимом для жизни растений;
- Познакомить с животными, живущими под землей, с особенностями их внешнего вида;
Публикация «Конспект в подготовительной к школе группе „Буратино в Подземном царстве“» размещена в разделах
- Познакомить с ролью обитателей почвы в природе;
- Дать элементарные представления о круговороте веществ в природе.
Материал:
Демонстрационный материал:
слайды с изображением животных,схемы муравейника, схемы опыта, прозрачная емкость с водой, поднос с почвой.
Технические средства: компьютер.
Организация: Фронтальная работа.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Дидактическое упражнение: «Закончи предложение»
Карабас дал Буратино …
Он встретил разбойников …
Черепаха Тартила дала…
Буратино обнаружил домик…
Мальвина заперла ….
2. Образовательная деятельность
Сидя в запертом сарае, Буратино мечтал стать ростом с муравья, выбраться наружу и уйти от противной Мальвины. Мечтал, мечтал и неожиданно стал крохотным. Он осмотрелся, увидел перед собой круглый туннель и отправился в увлекательное путешествие по подземным переходам. Навстречу двигалось удивительное животное, оно закрывало весь проход.
Давайте поможем Буратино отгадать, что же это за животное:
В земле всю жизнь свою живёт.
Там он и ест, он там и пьёт.
Как только дождик выпадает,
Он наружу выползает.
Буратино спросил у червяка, что он тут делает, и почему так странно выглядит. Червяк очень удивился тому, что он кажется кому-то странным.
Д/и «Назови какой?» (длинный, скользкий, ползущий, сжимающийся, растягивающийся и пр.)
- Я вам не нравлюсь? Но послушайте! Если вы наберетесь терпения и выслушаете меня внимательно, вашему удивлению не будет границ, и в дальнейшем вы станете относиться ко мне с большим почтением.
Мое место обитания – почва. Мое жилище расположено довольно глубоко - примерно 1,5 метра под поверхностью земли. В моем жилище я бываю только два раза в году - зимой, когда холодно, и летом, когда жарко. Тогда я там удобненько сворачиваюсь и жду лучших времен.
Впрочем, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как я подрываю землю? Для этой цели я пользуюсь только моим сильным острым кончиком головы. Я втискиваю свою голову в щель, сильно напрягаю мышцы и раздвигаю землю, словно клином.
Солнечный свет для меня опасен и может меня погубить. Я могу прожить до 100 дней под водой. Кто бы мог сделать что-либо подобное?
Я взрыхляю и удобряю почву, я поедаю листву, зелень и другие органические вещества.
- И много под землей жителей? – спросил Буратино.
- В почве обитателей много, – ответил червяк.
Дети рассматривают картинку и называют подземных обитателей.
- Что это за почва такая? – удивился Буратино.
Вопросы детям:
- Что такое «почва»?
- Что происходит с листьями осенью?
- Что происходит с опавшими листьями?
- Что означает фраза: «Из земли пришли, в землю и уйдут»?
- Как вы думаете, из чего состоит почва?
- Чем дышат животные под землей?
- Есть ли под землей вода?
- Как в землю попадает вода?
Конечно же, вы правы, почва - это земля. Все мы ходим по земле. Она поит и кормит растения. Почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения создают почву. Все опавшие листья, ветки, плоды растений перегнивают и в этом участвуют различные подземные обитатели такие, как: черви, слизни, улитки, мокрицы, многоножки, крохотные земляные клещики размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии. В результате их деятельности и образуется перегной.
Почва состоит из: песка глины, перегноя. Под землей есть воздух. Прорывая свои подземные ходы, животные создают в почве пустоты, которые заполняются воздухом.
Вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах.
Чтобы убедиться, что в почве есть воздух, проводится опыт.
Опыт №1
Берется стакан с водой и опускается в него ком почвы. Если в ней есть воздух, то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься наверх.
Исходя из результата опыта, делаем вывод, что в почве есть воздух.
Опыт №2 (схема опыта, показывающего,что в почве есть вода)
Если немного свежей почвы нагреть на огне и над почвой подержать холодное стекло, то вскоре стекло станет влажным, потому что в почве есть вода.
- Понял! – обрадовался Буратино.
- Почва - это верхний плодородный слой земли, который питает и кормит растения. Почва плодородна, потому что в ней содержатся вещества необходимые растениям для жизни, это - перегной, глина, песок, соли.
Физкультминутка:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
(Широко разводим руки в стороны.
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!
(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.
Пальцами левой руки от плеча правой руки перебирающие движения вниз)
Вот ползёт сороконожка
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается,
Ползёт-переливается.
(Дети двигаются друг за другом, держа руки на поясе или на плечах впереди стоящего)
Нёс однажды муравей
Две травинки для дверей:
На полянке, под кустом,
Муравьишка строит дом.
(Пружинистый шаг, руки сложены «топориком» на плече)
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба)
Все, что узнал Буратино было очень интересно, но надо было выбираться на поверхность, и Буратино спросил у червяка как ему попасть на поверхность земли. Червяк сообщил, что ему не по дороге, но мальчик может спросить дорогу у крота, и указал туннель, который приведет в гнездо крота.
-Как я узнаю, что это крот?
Игра «Скажи наоборот».
- Крот не большой, а ….
- Крот не зрячий, а ….
- У крота нос не короткий, а ….
- У крота лапы не длинные, а …
- У крота передние лапы не узкие, а …
- Крот не травоядный, а …
- Крот житель не наземный, а …
Буратино пошел в указанном направлении и наткнулся на гнездо, устланное мягкими листьями и соломой. Мальчику повезло,он застал там зверька.
Продолговатое крепкое тело, маленькие, но сильные розовые лапки, не покрытые мехом, с острыми коготками.
Передние конечности мощнее задних ног. Ладошки широкие, как лопатки. Хвост короткий (3см, розового цвета.
Нос вытянут и похож на хоботок, он тоже розового цвета. Глаза крохотные и ничего не видят, они прикрыты пленкой. Зато обоняние и осязание развито очень хорошо. Рот полон зубов, их около 40 штук.
- Какой ты крохотный, - удивился Буратино.
- Я маленький, да удаленький. Около 30 метров туннеля могу вырыть за одну ночь. Мои норы тянутся на несколько сотен метров, в несколько рядов. У меня есть спальни, кладовые. На мои запасы часто посягают мыши, конечно же, съедая припасенное, но если встречу вора, то ему не поздоровится. Я кусаюсь сильными зубами и даже могу убить противника. Зимой я не впадают в спячку, рою глубже норы и продолжаю свой трудовой ритм жизни. Летние норы на глубине 10 -20см. Я прожорливый зверек, если за сутки ничего не съем, могу даже погибнуть. Питаюсь дождевыми червями, насекомыми и их личинками, пауками, слизнями.
- Я не собираюсь у тебя ничего воровать. Я только хотел спросить у тебя дорогу на поверхность,- сказал Буратино.
Крот указал направление, но предупредил, что по дороге Буратино может встретить землеройку, слизней, улиток и других обитателей подземелья.
Буратино подумал, что про улиток и слизней он знает, а вот кто такая землеройка? Крот любезно рассказал, что землеройка – это крохотный зверек, внешне похожий на мышь, но с мордочкой, вытянутой в виде хоботка. Самые маленькие землеройки имеют длину тела 3—4 см, весят они около 2 г., а самые крупные землеройки, весит всего
200 г. при длине тела 18 см.
Буратино очень обрадовался, когда увидел подземного жителя, которого он уже встречал на поверхности.
Пальчиковая гимнастика.
Муравей ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу второй руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Руки опущены, выполняем стряхивающее движение)
Муравья на землю смыл.
(Хлопок ладошками по коленкам.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками
Муравей ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(«муравьи» ползают на голове.)
Вопросы:
- Как называется дом муравьев?
- Сколько лапок у муравья?
- Чем покрыто тело муравья?
- Какую пользу приносят муравьи?
- Как устроен муравейник?
- Чем питаются муравьи?
Буратино знал, что муравьи живут в тех лесах, где чистый воздух. Муравьи живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве.
Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи — полезные насекомые. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши лес.
Буратино подумал, что сейчас-то он выйдет на поверхность, и … проснулся.
И только он собрался расстроиться, как из норки появилась мышь и спросила:
- Ну и что сидишь? Иди за мной.
Итог.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко
проникает вода и воздух, измельчают остатки растений. Так животные улучшают плодородие почвы. Растениям и животным почва необходима. Все в природе взаимосвязано, поэтому нельзя загрязнять почву, вытаптывать растения. Нужно оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.
Вспомнить с какими обитателями подземного царства мы познакомились.
Что такое почва и из чего она состоит.
Обсудить с детьми, что понравилось, а что вызвало затруднение.
.