Раисия Кашкова
План-конспект логопедического занятия в подготовительной группе «В царстве Снежной королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение и систематизирование знаний детей о звуках и буквах, формирование лексико-грамматических компонентов речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
• Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима»;
• Совершенствовать фонематический слух, звуковой анализ и синтез, работать над дифференциацией звуков С, З, Ш, Ж;
• Совершенствовать грамматический строй речи: образовать притяжательные прилагательные от существительных, образовать однокоренные слова, формировать словоизменение;
Публикация «План-конспект логопедического занятия в подготовительной группе „В царстве Снежной королевы“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
• Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять простые распространенные предложения, развивать связную речь, умение пересказывать текст с опорой на схему и зрительный образ.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать слуховое внимание и память;
• Развивать общую и мелкую моторику, диафрагмальное дыхание, координацию движений с речью ;
• Развивать зрительное внимание и восприятие, мышление, память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи, доброжелательности, инициативности.
Оборудование: снежинка-послание; надпись со стертыми печатными буквами слова «Герда»; квадратики красного, синего и зеленого цвета; проектор, экран, замороженный ключ в салфеточке, сердечки.
Предварительная работа: знакомство с произведением Г. Х. Андерсена «Снежная королева», изготовление сердечек.
Ход занятия
І. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают)
- Посмотрите, сколько гостей пришло к нам в детский сад. Давайте поздороваемся с ними.
- За окном лежит белый пушистый снег, мороз щиплет щеки и нос, а у нас в детском саду тепло, уютно, потому что у нас у всех хорошее настроение и все рады видеть друг друга. Давайте крепко возьмемся за руки, закроем глаза. Чувствуете, как тепло передается друг другу через ваши ладошки, сожмем наши кулачки, протянем руки к нашим гостям и отправим им частичку своего настроения и улыбнемся.
II. Основная часть.
- Ребятки, к нам прилетела снежинка! На снежинке что-то написано. «Дорогие ребята! Случилась беда. Снежная королева осколком льдинки заколдовала мальчика Кая. Остальной частью льдинок она может заморозить весь белый свет. Все осколки пока находятся в ледяном замке. Помните: злые чары в осколках исчезнут тогда, когда вы доберетесь до замка и выполните по дороге все задания. Помогите.» А дальше буквы стерлись. Ничего не пойму, кто бы мог написать такое послание на снежинке? И кто такая Снежная королева?
- Ребята, вы знаете? (Ответы детей)
- Давайте расшифруем слово на снежинке. (Дети расшифруют слово Герда)
- Правильно, Герда! А вот и она. (На экране появляется Герда)
- Кто такая Герда? (Подруга Кая)
- А это – Кай во власти Снежной королевы, она его заколдовала. (Изображение Снежной королевы и Кая).
- Что же делать? ( Ответы детей: нужно спасти Кая, отправиться в замок и выполнить все задания, чтобы исчезли колдовские чары Снежной королевы).
- Снежную королеву победить, конечно, непросто. Но я знаю, что вы у меня самые добрые, смелые, находчивые, умные и надежные ребята. Вы готовы помочь мальчику Каю и Герде? ( Ответы детей: «Да!»)
- Тогда в путь! Назовите первый вид транспорта Герды (Дети отвечают и на экране появляется лодка). Вот на лодке и поплывем. Садитесь, ребятки, на свои лодки.
1. Вот ласточки летают. (На экране). Ласточки - очень дружные птицы. Они просят составить звуковую схему слова ДРУГ. Дидактическая игра «Составь схему к слову друг»
Дети индивидуально составляют схему слова, а затем сверяют с образцом, делают анализ слова (сколько всего звуков в слове, из них – гласных, согласных, сколько слогов).
- Молодцы! Задание выполнили правильно. Идем дальше.
2. Ориентировка.
Педагог обращает внимание детей на указатель пути (на экране, читает вместе с детьми надписи:
Налево пойдете в избушку Бабы Яги попадете
Прямо пойдете – домой попадете.
Направо пойдете – в замок Снежной королевы попадете.
- Какую же дорожку нам выбрать, чтоб помочь Каю?
Дети идут направо, где выложена дорожка из следов диких животных.
3. Дидактическая игра «Чьи следы».
- Ребята в зимнем лесу мы можем увидеть следы различных животных. Давайте посмотрим. Как вы думаете, чьи это следы? (Дети называют чьи следы. Например, это волк, значит следы волчьи. Лиса – лисьи, заяц – заячьи, медведь – медвежьи, олень - оленьи).
4. На пути колдунья-цветочница (на экране). Она сообщает, что у Снежной королевы есть любимые звуки – это С, З, Ш, Ж.
Игра «Запретные звуки». Дети встают в круг.
Звуки, которые я буду произносить, вы повторяете, кроме звуков С, З, Ш, Ж – они будут запретными, их произносить нельзя. Поэтому на звук С – хлопаете, на звук З – топаете, на звук Ш – приседаете, на звук Ж – подпрыгиваете.
5. У Снежной королевы есть любимые слова на эти звуки. Дидактическая игра «Найди картину со звуком С (З, Ш, Ж)».
- Молодцы!
6. Встречает ворон. (На экране)
- Давайте Ворона попросим: «Ворон-ворон, укажи нам путь к замку Снежной королевы!»
Ворон говорит, что он знает лишь то, что в царстве Снежной королевы все вокруг покрыто белым пушистым снегом. И чтобы попасть туда, надо поиграть с волшебным словом СНЕГ.
Педагог читает начало предложения, а дети вставляют слово «снег» и его «родственники» по смыслу.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег).
С неба все скользят пушинки – серебристые (снежинки).
На поселки, на лужок выпал беленький… (снежок).
Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в… (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка – это девочка… (Снегурка).
На снегу-то посмотри – с красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
Вспомнить и назвать все слова из игры. Какие это слова? (Слова-родственники).
7. На пути принц и принцесса. Они предлагают найти лишние слова. Если дети назовут лишние слова, они подарят карету для дальнейшего пути.
Дидактическая игра «Лишнее слово»
(Педагог читает цепочку слов, а дети находят «лишнее» слово и называют его).
Санки, лыжи, льдинки, коньки.
Снег, снежинка, снежки, сугроб.
Шуба, метель, шапка, валенки.
Итак, льдинки, сугробы, метели укажут нам путь в царство Снежной королевы. Поудобнее садитесь в карету, и мы поедем.
- Ребята, посмотрите, какая метель разыгралась! (На экране - метель). Наверное, мы находимся совсем близко от замка Снежной королевы. Давайте глазками успокоим метель – проследите за снежинками.
8. Гимнастика для глаз. (На экране)
- Метель успокоили.
9. Разбойница: «Какие упрямые предложения! Я никак не могу их помирить!»
Педагог: Ребята, давайте поможем маленькой разбойнице «подружить» слова в предложении, тогда она нам покажет дорогу в замок Снежной королевы.
Дидактическая игра «Подружи слова».
Педагог читает набор слов, а дети по очереди составляют из них предложения. Педагог на доске делает схематический рисунок к каждому предложению.
Морозный, зима, наступил, снежный.
Снег, белый, выпал, пушистый.
Солнце, холодный, светит, зимний.
Покрылась, льдом, речка, толстым.
8. Пересказ текста.
Педагог читает составленный детьми текст, и дети его пересказывают, опираясь на схемы.
Дальше едем на олене.
Чистоговорка.
Лень – лень – лень – быстроногий наш олень,
Йец, йец, йец – нас доставит во дворец.
Вот и замок Снежной королевы. Но вот беда - ключ от замка заморозила метель, и он покрылся льдом. Как же его разморозить, чтобы открыть замок? (Дети отвечают, что нужно подышать на него теплым дыханием) Давайте мы с вами по очереди будем дышать на льдинку: сначала делаем глубокий вдох носом, затем – теплый выдох «х-х-х…»
Ключ оттаивает, подбирают к замку и на экране замок разбивается. На экране появляются Кай и Герда.
- Спасибо, ребята, что вы помогли разрушить злые чары Снежной королевы. (Выходит надпись на экране)
Доброе сердце Герды не могло оставить в беде друга. Ведь настоящий друг никогда тебя не оставит в беде.
III. Итог
Молодцы, ребята, мне действительно не было страшно идти выручать Кая, потому что я знала, что со мной мои отважные, смелые, добрые, с горячим любящим сердцем дети. Ваши добрые сердца, ваш смекалистый ум помогли вызволить Кая из колдовских чар Снежной королевы.
- Какое задание для вас было самым трудным? А какое самым легким?
Педагог: Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок:
И понять, ребята, в общем-то, несложно:
Надо дружбой дорожить,
Без друзей на свете жить
Просто невозможно.
- Давайте подарим частичку нашего доброго сердечка гостям. (Дети дарят украшенные аппликацией сердечки, приготовленные заранее).