Алёна Абрамова
Конспект ООД в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн
Конспект ООД в подготовительной группе №8
по развитию речи.
На тему «Путешествие в сказочную страну» с применением технологии синквейн.
Воспитатель: Абрамова. А. А
Санкт-Петербург
2020г.
Цель: познакомить детей с методом составления синквейна с опорой на схему-алгоритм;
Задачи:
1. Образовательные.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе по развитию речи „Путешествие в сказочную страну“ с применением технологии синквейн» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предмета, слова – действия предмета;
- формировать навыки составления предложений
- учить применять данную модель при составлении текста синквейна;
2. Развивающие.
- развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.
- развивать речь, внимание, смекалку, логическое мышление;
- обогащать и активизировать словарь детей;
3. Воспитывающие.
- развивать внимание, смекалку, логическое мышление;
- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.
Оборудование и материалы для занятия: презентация, обруч-портал, книга, следы, конверт с заданиями, алгоритм-модель синквейна, бумага, фломастеры по кол-ву детей, мольберты 2шт, раскраски, разноцветные кружки.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, здоровье.
Приё мы и методы:
Словесные: вопросы, рассказ педагога, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение.
Наглядные: презентация, схема синквейна.
Игровые: сюрпризные моменты, Физкультминутка: «Буратино»
Словарная работа: синквейн
Предварительная работа: Чтение сказки «Буратино»
Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы и поручения в ходе занятия.
Ход ООД:
1. Вступительная часть.
В-ль: здравствуйте, ребята! К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте назовём ласково каждый своё имя. Приветствие «Назови ласково своё имя». А сейчас давайте улыбнемся друг другу, подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.
В-ль: ребята сегодня вас и наших гостей я бы хотела пригласить в необычную сказку. Вы любите читать сказки?
Дети: да, любим
В-ль: много сказок вы знаете? Какие?
Дети: ответы.
В-ль: сегодня мы побываем в одном интересном месте.
Готовы туда отправиться?
Дети: да, готовы.
2. Основная часть.
Дети присаживаются полукругом на стульчики.
(Слайд 1).
В-ль: Ребята, посмотрите вокруг: здесь много полок с книгами и скажите, где мы с вами находимся?
Дети: В библиотеке.
В-ль: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?
Дети: Дом для книг, книжкин дом.
В-ль: да, все верно.
(На полу лежит книга)
В-ль: посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?
Дети: В шкафу, на книжной полке.
В-ль: правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Дети: бережно, аккуратно, не рвать книги, не рисовать на страничках.
В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимаю книгу и раскрываю ее)
В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки?
Дети: ушли, потерялись, обиделись.
В-ль: наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.
Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Нечитайка заколдовал ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.
В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?
Дети: да!
В-ль: чтобы помочь книге, нам нужно попасть в сказочную страну. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?
Дети: на ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т. д.
В-ль: а еще можно попасть в сказочную страну через волшебный портал! Давайте мы с вами пройдем через этот портал и попадем в волшебную страну. (Проходим сквозь обруч).
В-ль: вот мы и в сказочной стране. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?
Дети: да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)
В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что за задание здесь находится? Но что бы открыть конверт надо отгадать загадку, присаживайтесь и слушайте внимательно (дети присаживаются на стульчики) :
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
Дети: Буратино
В-ль: правильно!
1. Задание - «Повтори и расшифруй схему»
Открываем конверт в нем находится изображение Буратино, схема синквейна и фигуры символы.
В-ль: показывает изображение схемы синквейна (и на экране появляется схема синквейна Слайд 2).
В-ль: какая интересная схема похожа на елочку, и нам ее нужно будет повторить и расшифровать, чтобы выполнить это задание (маленькая схема вешается на мольберт).
В-ль: ребята вы знаете, что есть слова-предметы, которые отвечают на вопросы - Кто? Что? Слова, отвечающие на вопрос, Кто? - они живые. В схеме мы будем обозначать их зеленым треугольником с красным сердечком. Слова, отвечающие на вопрос, Что? - не живые, они обозначаются зеленым треугольником.
В-ль: Давайте вспомним про кого мы отгадали загадку. Показываю изображение Буратино.
Дети: Буратино!
В-ль: Какой треугольник нужно положить на первую строчку нашей схемы?
Варя размести нужный треугольник на мольберте. На какой вопрос отвечают живые слова-предметы? А не живые слова - предметы? (ответ ребенка, помощь если потребуется)
В-ль: на второй строке, мы должны поместить картинки – признаки. Это желтые треугольники с точками. Слова признаки отвечают на вопрос - Какой? Какая? Из чего сделан Буратино?
Дети: из дерева.
В-ль: значит он какой?
Дети: деревянный.
В-ль: какой Буратино по характеру грустный или веселый? Еще какой Буратино?
Дети: веселый, озорной и т. д
В-ль: Илья на какие вопросы отвечают слова признаки? Ответ ребенка (Какой? Какая) Размести картинки признаки на мольберте. И назови слова признаки, которые подходят Буратино. (веселый, деревянный, озорной и т. д)
В-ль: на третьей строке мы выложим картинки – действия. Это синие треугольники с ножками. Они отвечают на вопрос - Что делает?
Что делает Буратино?
Дети: учится, помогает, любит Папу Карло и т. д.
В-ль: молодцы. Кто хочет выйти и выложить слова действия на мольберте?
Дети: предположительные ответы. Ребенок вывешивает картинки слов действий на мольберте. Проговаривает слова действия.
В-ль: на какой вопрос отвечают слова действия ребята?
Дети: что делает?
В-ль: правильно! Ниже, на четвертой строке, нужно составить предложение про Буратино. Используя уже знакомые символы-схемы.
Какие предложения про Буратино можно составить? Кто хочет выйти и составить предложение?
Ребенок выходит к мольберту составляет предложение, опираясь на символы схемы, проговаривает предложение целиком. (например : Буратино проткнул нарисованный очаг. Буратино открыл золотым ключиком дверь. Буратино нашел золотой ключик и т. д) Если дети затрудняются педагог показывает несколько картинок по сказке. (Слайд 3)
В-ль: на пятой строке надо разместить картинку – вывод красный треугольник. Кто же такой Буратино?
Дети: мальчик, человечек, сказочный герой и т. д.
В-ль: Миша повесь картинку на нужной строке в нашей схеме.
Давайте сейчас попробуем прочитать, что же за интересный рассказ о Буратино у нас получился.
Сначала читает воспитатель и показывает на схеме:
1. Буратино
2. Деревянный, веселый
3. Учится, помогает, любит Папу Карло
4. Буратино открыл золотым ключиком дверь
5. Сказочный герой
Кто хочет попробовать прочитать? (слайд 4-Буратино)
(ребенок читает по схеме синквейна, при затруднении воспитатель помогает)
В-ль: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Эта схема называется -синквейн. Давайте повторим вместе это необычное слово.
Дети: синквейн.
В-ль: синквейн, это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
С первым заданием мы справились. А сейчас все вместе наберемся сил и немного отдохнем перед следующим испытанием.
Физкультминутка: «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
В-ль: вот мы немного отдохнули и набрались сил.
Последнее испытание осталось.
Идем дальше по следам. Вот полянка, и новый конверт с заданием (дети присаживаются на стульчики)
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей! Здесь не простые загадки. А синквейн-загадки!
2 задание: «Отгадай синквейн – загадку» (на слайдах)
1.
1.?
2. Добрый, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.
В-ль: Кто это может быть? (Слайд 5)
Ответы детей.
2.
1.?
2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино.
5. Долгожительница.
В-ль: Кто это может быть? (Слайд 6)
Ответы детей.
3.
1.?
2. Добрая, умная.
3. Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем.
5. Девочка с голубыми волосами.
В-ль: Кто это может быть? (Слайд 7)
Ответы детей
В-ль: молодцы все загадки отгадали.
Идем дальше по следам.
Ребята, почему мы вернулись обратно к порталу?
Дети: Мы расколдовали сказочную книгу, путешествие закончилось, мы справились со всеми заданиями и т. д.
В-ль: возвращаемся в библиотеку.
(проходим сквозь портал назад оказываемся в библиотеке слайд 8).
3. Заключительная часть
В-ль: вот и завершилось наше путешествие, теперь с книгой все в порядке. Посмотрите на экран. (Слайд 9)
Придумал и написал повесть - сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» автор: Алексей Николаевич Толстой.
Давайте вместе повторим, кто написал эту сказку?
Дети: Алексей Николаевич Толстой.
В-ль: кто запомнил, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме?
Дети: синквейн.
В-ль: какие еще задания мы с вами выполняли в нашем сказочном путешествии?
Дети: отгадывали синквейн загадки.
В-ль: ребята, продолжайте любить сказки. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?
Дети: беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.
В-ль: ребята на столе лежат разноцветные кружочки и раскраски по сказке «Буратино». Возьмите раскраску и кружочек: зеленый если вам было легко и все понравилось, желтый если были затруднения и что-то было непонятно, красный если было очень трудно и ничего не понятно.
Занятие окончено, вы все молодцы, отдыхайте!