Виктория Александрова
Конспект занятия «В некотором царстве — в игрушечном государстве «Знакомство с филимоновской игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В некотором царстве – в игрушечном государстве «Знакомство с филимоновской игрушкой».
Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с филимоновской игрушкой.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „В некотором царстве — в игрушечном государстве „Знакомство с филимоновской игрушкой“» размещена в разделах
Обучающие задачи: познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим специфику и образную выразительность. Формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров. Продолжить учить рисовать полоски сверху – вниз и с лево – направо, познакомить с цветовой гаммой росписи филимоновской игрушки.
Развивающие задачи: развивать воображение, чувство формы.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Оборудование: Музыкальный центр, русская народная музыка в аудиозаписи, тематический плакат «народные игрушки».
Демонстрационный материал: филимоновские игрушки; картинки с видами игрушек.
Раздаточный материал: гуашь, салфетки и кисти на каждого ребенка, заготовки игрушек из бумаги для росписи.
Предварительная работа: Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, беседа о народных мастерах – умельцах.
Ребята входят в группу и видят на столе необычные расписные игрушки. Ребята, что это такое? (ответы детей). А вы не знаете, чьи это игрушки? (ответы детей) Хотите узнать? (ответы детей) Предлагаю отправится в необычное путешествие и узнать про эти игрушки. Отгадайте загадку.
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки)
Воспитатель предлагает детям пройти на стульчики.
Звучит музыка и на экране появляется картинка села.
Ни далеко, ни близко, ни за морями, ни за лесами, а за полями стояла деревня Безымянная. Жили в той деревне мастера-гончары. Из местной глины, что «синикой» называлась, лепили всякие игрушки. Была глина та, цвета необычного — серого с синевой. Глина не простая, а волшебная! Стоило игрушке из той глины ночку в жаркой печке постоять, то превращалась она из синей в белую. Потому и славились мастера-гончары из деревни Безымянной, что игрушки были у них белее снега, как невесты в свадебном наряде.
Самым искусным мастером в той деревне был гончар по имени Филимон.
Жил он в доме на краю деревни с женой и дочками Танюшкой, Олюшкой и Аннушкой. Филимоновы дочки умели хорошо петь. Любил гончар Филимон своих дочерей, но иногда жалел, что нет у него сыновей. Некому передать мастерство, секреты особенные. Вот и решил Филимон дочерей научить своему ремеслу. Привел он их в сарайчик гончарный, показал им как глину на воде замешивать, как ком глиняный «распускать», как глину месить, как лепить, а потом сушить и обжигать. Всему дочки научились быстро.
Как-то раз увидел Филимон, что запаса глины осталось немного, и решил пойти её накопать. Задал он дочкам задание, а сам отправился за глиной. Возвратился Филимон через три дня и видит фигурки вылепленные и обожженные: барыни, кавалеры с дамами, всадники на конях, стоят рядочком поросята, барашки, коровы и живность всякая. Смотрит барыня стоит, а в руках гуся держит. А гусь-то не простой, а со свистулькой. У барашков тоже свистульки приделаны.
Поворчал немного Филимон, а фигурки на видное место в сарайчике поставил.
Прошло много времени, дочери за муж вышли. Остался Филимон с женой. Скоро во двор к нему стали приходить его внуки и внучки. И стали его звать в деревне дедом Филимоном.
Как-то раз вспомнил дед Филимон о фигурках и решил дать их внучатам поиграть. Украсил барыней и кавалеров яркими нарядами. Барашки, козлики и поросята расцветились узорами и яркими полосками.
Соседским ребятам увидели и прибежали к Филимону : " Сделай и нам такие игрушки-забавушки!"
Быстро понаделали Филимон с дочерями столько игрушек, что всем ребятам в деревне хватило. А там и из других деревень приехали. Разнеслась слава о Филимоне и его дочках по всей России- матушке. Деревню Безымянную стали называть Филимоново, а игрушки - филимоновскими. А когда внуки и внучки подросли, сами стали игрушки лепить, а после и своих внуков научили.
Так до сего дня стоит та деревня Филимоново и песня в ней звучит, лепят мастера — потомки деда Филимона — игрушки волшебные детям на забавушку.
В: Ребята, вам понравилось? (ответы детей) Как вы думаете, можем мы с вами туда поехать? (ответы детей)
В: Это очень далеко, мы с вами поехать туда не можем. Предлагаю отправиться в музей «Народных промыслов». -Что такое музей? Какие предметы хранятся в музее? Зачем люди ходят в музеи? (ответы детей)
Воспитатель предлагает рассмотреть выставочные экспонаты народных промыслов и найти «Филимоновскую игрушку»
Посмотрите на игрушки. Как вы думаете, почему их так назвали? (у них есть свистулька на конце) В: Правильно, почти все филимоновские игрушки – это свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Кого вы видите здесь? (барышень, солдат, коней, птиц, козликов, котиков, рыбок и т. д.) Расскажите о них. Какие они имеют отличительные особенности? (узор, форма.)
Чем они похожи? (все белые).
Какие узоры на филимоновских игрушках? (полоски, точки, круги, звездочки, елочки).
Какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки? (желтый, малиновый, зеленый, синий, красный).
В музее могут быть не только экспонаты, картины и книги, но и художественные альбомы. Предлагаю превратиться в умельцев и создать альбом «Филимоновской игрушки», самим расписать игрушку
Вам нужно украсить фигурки игрушек филимоновским узором. Какие элементы можно нарисовать?
Какие краски используют в филимоновской росписи игрушек?
Первым вы закрашиваете у игрушек маленькие детали. А дальше вы расписываете их так, как вам нравиться: полосками, ёлочкой.
Роспись проводится в определенном порядке:
Сначала желтым цветом рисуют полоски и пятна, затем обводят красным. затем зеленым
Дети выполняют роспись силуэта.
В: Молодцы! Какие замечательные игрушки-свистульки получились! Давайте расположим ваши рисунки в наш альбом.