Белозерцева Татьяна Геннадьевна
Конспект занятия «В гости к домовому»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать познавательную активность, приобщая детей к национальной культуре через предметы народного быта.
Задачи:
Обогатить представление детей о предметах быта русской избы.
Расширять словарный запас детей; формировать грамматически правильный строй речи; развивать диалоговую и разговорную речь.
Воспитывать чувство уважения к русской народной культуре; создавать положительно – эмоциональный настрой.
Интеграция по областям: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Публикация «Конспект занятия „В гости к домовому“» размещена в разделах
Планируемые результаты: у детей сформировалось представление о предметах быта русской избы; словарный запас пополнился новыми словами: гончар, дорожка – половичок, лоза, чугунок, ухват, коромысло. Дети эмоционально активны.
Материалы и оборудование: презентация, макет русской избы, предметы быта.
Методические приемы: беседа; показ иллюстративного материала;
совместная деятельность; сюрпризный момент; оздоровительные игры.
Словарная работа: гончар, дорожка – половик, ухват, коромысло, чугунок.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я вас очень рада видеть. Меня зовут Татьяна Геннадьевна.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Я вас хочу пригласить в одно удивительное место, где вы увидите и узнаете много нового и интересного, но для этого вам нужно пройти в волшебные ворота. Вы готовы пойти со мной?
Воспитатель: Повторяйте за мной. (Проходят в ворота и повторяют за воспитателем).
Я хожу, хожу, хожу, (шагаем высоко ноги поднимаем)
Я на месте не сижу. (делаем маленькие шажочки)
Я бегу, бегу, бегу, (бег на месте)
Без движенья не могу. (поднимаем плечи, разводим руки в стороны)
(Слайд 1. Лес)
Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?
Воспитатель: Вы чувствуете, как свеж и чист лесной воздух? Подышим?
Воспитатель: Ой смотрите, что это?
Воспитатель: Ребята, ехал дедушка Егор, зацепился за забор, обронил корзинку. Заглянем, что в ней? Не боитесь? Присаживайтесь на лавочку.
Воспитатель: Здесь разные предметы, сделанные русскими мастерами. Мы их сейчас с вами рассмотрим.
(Воспитатель достает предметы по одному, просит детей рассказать по плану)
Как называется предмет?
Из чего он сделан?
Для чего он нужен?
(Слайд2. Корзинка)
(Лоза- это веточка. Повторим все вместе это слово: лоза. Из лозы плелись изгороди, детские колыбельки и даже посуда. Плетение корзин — занятие трудное, требует особой усидчивости, но получается очень красиво.)
(Слайд 3. Горшок).
(Изготавливал гончар. Повторим все вместе это слово: гончар. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко. Горшки были разных размеров: маленькие и большие).
(Слайд 4. Половик,
(Скамейки и пол в избах, застилали цветными дорожками – половиками. Повторим все вместе это слово: дорожка - половичок. Такие половички ткали на ткацком станке из крученых цветных лоскутков и грубых ниток. Половики-дорожки разнообразны по сочетанию цвета. Одинаковых нет.)
Воспитатель: Ребята поставим корзинку, где взяли, дедушка Егор увидит что потерял корзинку и вернётся за ней.
Воспитатель: А мы идем дальше? (Идут по тропинке к макету избы).
Воспитатель: Ой, дети с моими ногами что-то непонятное происходит, ой помогайте мне.
На левой ножке поскачи - 1,2,3
На правой ножке поскачи - 1,2,3
На ладошки подыши - 1,2,3
Вокруг себя вы обернись и друг другу поклонись.
Воспитатель: Фу, ну и чудеса, вот так дорожка. Посмотрите дом. Попросимся в гости? Вы глаза закройте, а погляжу дома ли хозяева. (Одеваю домового)
Домовой : Здравствуйте ребята.
Домовой : Гостей поклоном встречаю,
Гостей в дом приглашаю.
И вы с поклоном входите.
Рассаживайтесь на лавочку.
Домовой : Я домовой Кузьма, хозяин дома. Посмотрите, сколько в моей избе интересных старинных вещей. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Из ее большой трубы
Дыма тянутся клубы.
Много можно в ней испечь,
А зовется просто … (печь)
Домовой : Для чего людям нужна печь? (Предполагаемые ответы детей)
Домовой : Русская печь занимает самое большое место в избе. Люди на печи грелись, лечились, спали и даже мылись в печи. Ребята, я живу за печкой, защищаю от всего плохого дом, людей и животных, которые тут живут. Я не любит ленивых, и помогаю хозяйке заниматься домашней работой.
Домовой : Ещё, я люблю хороводы водить! Вставайте скорее в круг. Домовой : Повеселили вы меня. Я тоже вас, позабавлю, ещё загадки загадаю.
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло).
Домовой : Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля (чугунок).
Домовой : В Чугунке как и в глиняном горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо. Чем же достать горшок из печи, там ведь горячо? Я вам подскажу.
Из русской печи
кашу тащи
Чугунок очень рад,
что его схватил (ухват)
Домовой : Ещё про него говорят:
Не бык, а рогат.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдаёт.
Сам в угол идет.
Домовой : Понравились вам мои загадки? Вы внимательно меня слушали? Я сейчас проверю.
А я ещё потешку знаю «Тень, тень потитень…». Поиграйте со мной. (Снимаю домового)
Воспитатель: Весело у тебя домовой, но нам пора. Спасибо за гостеприимство, до свидания. (Дети и воспитатель кланяются)
Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А для нас домовой баранки, приготовил на дорожку. Вот в корзиночку сложил. Сами покушаем и друзей угостим.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться, нам нужно пройти в волшебные ворота.
Я хожу, хожу, хожу, (шагаем высоко ноги поднимаем)
Я на месте не сижу. (делаем маленькие шажочки)
Я бегу, бегу, бегу, (бег на месте)
Без движенья не могу. (поднимаем плечи, разводим руки в стороны.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду.
Где мы побывали?
Кого повидали?
Что вам запомнилось?
Что понравилось?
Воспитатель: Ребятки вы такие умнички, спасибо вам.
Воспитатель: Скажем всем спасибо и до свидания.