Наталья Бочкарева
Конспект занятия в подготовительной группе «История мяча»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: ИСТОРИЯ МЯЧА
Возрастная группа : подготовительная
Образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Форма НОД: Путешествие по реке времени
Вид НОД: Исследование объектов предметного мира
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мяч, мячик
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Форма организации деятельности детей: подгрупповая, индивидуальная
Учебно – методический комплект:
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
• УМК «Школа мяча»
• Рабочая программа реализации модуля «Физическое развитие» ООП ДО
• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
Цель: развитие двигательной, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; ознакомление детей с историей появления и видоизменения мяча, с особенностями мячей, предназначенных для спортивных игр.
Задачи совместной двигательной познавательно – исследовательской деятельности Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Обучающие:
1. Формировать двигательные умения и навыки движений с мячом: бросок мяча в пол и ловля после отскока, подбрасывание перед собой, отбивание одной - двумя руками, приседания с мячом, прыжки на двух ногах с зажатым между коленями мячом;
2. Обучать простейшим приемам игры в хоккей, боулинг;
3. Формировать представления о временных отношениях на примере возникновения мяча;
4. Формировать умения пользоваться мобильными устройствами.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх с мячом;
2. Воспитывать умение сотрудничества и взаимопонимания в совместной деятельности и общении;
3. Воспитывать интерес к физическим движениям посредством стимулирования занимательным содержанием.
Развивающие:
1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту и гибкость;
2. Развивать познавательно – исследовательскую активность (узнавать, сравнивать);
3. Развивать логику, речевой слух, диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, общую моторику, самоконтроль;
4. Развивать ловкость, внимание, находчивость, быстроту реакции;
5. Развивать волевую саморегуляцию двигательного поведения посредством выполнения действия с мячом.
Оздоровительные:
1. Способствовать формированию правильной осанки;
2. Способствовать укреплению мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия;
3. Способствовать повышению двигательной активности и работоспособности
• Расположить, заинтересовать детей образовательной деятельностью;
• Снять эмоциональное напряжение;
• Развивать умение осуществлять выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью;
• Развивать любознательность;
• Формировать умение анализировать, сопоставлять в процессе познавательно – исследовательской деятельности;
• Формировать интерес к мобильным устройствам
Планируемые результаты:
• Дети раскрепощены и заинтересованы образовательной деятельностью;
• С удовольствием выполняют предложенные двигательные упражнения;
• Приобретен опыт двигательной деятельности с мячом;
• Правильно выполняют технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков;
• Проявляют познавательный интерес и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
• Следят за правильной осанкой;
• Выполняют физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
• Умеют самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;
• Умеют планировать собственную двигательную деятельность и контролировать ее выполнение («сам себе тренер»);
• Демонстрируют стремление к самовыражению и самоутверждению благодаря двигательной деятельности;
• Дети проявляют доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач;
• Проявляют настойчивость и сохраняет усилия по достижению поставленных целей в физкультурно-спортивной деятельности;
• Умеют эффективно самостоятельно осваивать новые двигательные действия;
• Демонстрируют положительную мотивацию к двигательной деятельности;
• Проявляют интерес к историческому прошлому;
• Умеют делать логические выводы;
• Дети анализируют, сравнивают, классифицируют;
• Умеют оценивать свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии совместной деятельности;
• Имеют представления о временных отношениях на примере появления мяча.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
• содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
• создания положительного фона ребенка;
• формирования личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
• воспитания в процессе совместной поисковой деятельности.
Принципы обучения:
• наглядности;
• сознательности и активности;
• проблематизации;
• индивидуализации;
• последовательности и системности;
• доступности;
• сознательность и активность ребенка;
• последовательное наращивание тренирующих воздействий
• рациональное чередование деятельности и отдыха.
Методы повышения двигательной активности:
• подача команд, распоряжений, сигналов;
• упражнение;
• соревнование;
• вопросы;
• инструктаж;
• непосредственная помощь педагога;
• поощрение;
• внешний контроль;
• самоконтроль.
Методы повышения познавательной активности:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
• сравнение;
• метод вопросов.
Методы обучения и развития:
• эмоциональная насыщенность;
• игровые приемы;
• выдвижение гипотез (предположения).
Методы повышения эмоциональной активности:
• игровые и воображаемые ситуации;
• сюрпризный момент;
• элементы творчества и новизны.
Способы и направления поддержки детской инициативы:
• Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
• Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п.
• Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
• Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
• Обращаться к детям с просьбой, показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
• Поддерживать чувство гордости за осуществленную познавательную и физическую деятельность и удовлетворения ее результатами.
• Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
• При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
• Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.
• Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по выбору и интересам.
Средства воспитания и обучения:
Наглядные: карта – панно «река времени»,
Технические средства обучения: мобильные устройства – Ipad с установленным мобильным приложением – Quiver, Qr – сканер, магнитофон, флеш-носитель со звуковым сопровождением.
Спортивный инвентарь: мячи резиновые по количеству детей, кегли, мячи пластмассовые, канат, ребристая доска.
Нетрадиционный спортивный инвентарь: мячи из шкуры животных, мячи каменные, клюшки самодельные.
Раздаточный материал: изображения дополненной реальности, фломастеры, цветные карандаши, настольная игра «История мяча».
Технологии:
• Игровые технологии
• Здоровьесберегающие технологии
• Информационно-коммуникационные: технология река времени, электронное обучение, технология дополненной реальности
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Планируемый результат
I. Установление контакта с детьми. Обсуждение реального события.
Актуализация знаний детей.
Задача: вовлечь детей в двигательную познавательно-исследовательскую деятельность.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня будет необычное занятие, а насколько необычное вы скоро узнаете, но для начала у меня есть для вас загадка:
У Непоседы - паренька.
Круглые бока.
Ударишь - не плачет,
А все выше скачет.
- Скажите, а для чего нужен мяч?
- А вам нравится играть с мячом?
-А вы знаете, что с мячом можно не только играть в интересные игры, но выполнять различные упражнения.
- У вас есть любимое упражнение с мячом?
- У меня тоже есть любимая разминка с мячом? Хотите, я вам покажу?
- Ну, тогда вы не зевайте, их со мною выполняйте!
Общеразвивающие упражнения с мячом
1. И. п. – стоя, мяч в руках внизу;
1-2 - мяч перед собой;
3-4 – мяч к себе;
5-6 – мяч от себя;
7-8 – и. п.
2. И. п. - ноги на ширине плеч, мяч в руках внизу;
1-2 – наклон туловища с вытянутыми руками вперед;
3-4 – и. п.
3. И. п. – стоя, мяч в руках внизу;
1-2 – приседание с поднятием рук вверх;
3-4 – и. п.
4. И. п. – сидя на коленях, мяч в руках;
1-2 – прокатывания мяча в правую сторону;
3-4 – прокатывание мяча в левую сторону;
5-6 – и. п.
5. И. п. – сидя на полу, ноги врозь, мяч в руках;
1-2 – прокатывание мяча вперед;
3-4 – и. п.
6. И. п. – стоя, мяч в руках перед собой;
1-2 – подбрасывание мяча, ловля мяча;
3-4 – и. п.
7. И. п. – ноги на ширине плеч, мяч в руках перед собой;
1-2 – удар мяча об пол, ловля мяча;
3-4 – и. п.
8. И. п. – стоя, руки на поясе, правая (левая) нога на мяче;
1-2 – прокатывания мяча ногой вперед-назад;
3-4 – и. п.
9. И. п. – стоя, руки на поясе, мяч на полу;
1-2 – подскоки вокруг мяча;
3-4 – ходьба
5-6 – и. п. Ведет диалог с детьми, мотивирует их к высказываниям.
Поддерживает инициативу детей.
Комментирует высказывания. Показывает
упражнения с мячом.
Проявляет свое отношение к играм с мячом.
Вызывает интерес.
Выражает искреннее восхищение результатами деятельности детей Дети:
- свободно располагаются в зале;
- отвечают на вопросы педагога;
- отгадывают загадку;
- предлагают упражнения с мячом;
- выражают собственные мысли и предпочтения;
- показывают образец выполнения упражнения Организация и настрой детей на двигательную познавательно-исследовательскую деятельность
II. Постановка целей исследования.
Включение детей в целеполагание
Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой
Задача:
- создать проблемную ситуацию;
- развивать активную речь детей;
- формировать умение вести диалог с педагогом;
- вызвать интерес к предстоящей деятельности – Ребята, мячи появился очень давно, еще в стародавние времена. А вы бы хотели узнать, какими были мячи в далеком прошлом?
- Тогда я предлагаю всем вместе отправиться в увлекательное путешествие по реке времени, вы согласны? Стимулирует любознательность, интерес.
Вовлекает детей в совместное планирование деятельности.
Поощряет детей к высказываниям.
Проявляет интерес и уважение к высказываниям детей.
Побуждает к физической активности Дети:
- озвучивают информацию из личного опыта;
- выстраивают полный ответ;
- выполняют двигательные упражнения
- проявляют интерес к историческому прошлому Формулирование цели деятельности
III. Игровая ситуация, побуждающая интерес
детей к новому знанию
Актуализация знаний детей
Включение детей в исследовательскую деятельность
Новое знание, развитие физических навыков, расширение активного словаря
Деятельность по образцу
Самостоятельная деятельность детей
Введение нового понятия
Творческое задание (самостоятельное выполнение)
Ну, тогда не ленись и за мною становись!
Путь наш будет непростой,
Мы шагаем по прямой,
На носочках, руки вверх,
Осанку держим лучше всех.
А сейчас пройдем на пятках,
Руки сложим за спиной,
Ты смотри, не отставай,
Шаг пошире выполняй.
- Вот мы и оказались с вами в глубокой древности, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных.
Увидеть какие были мячи у древних людей нам помогут «умные помощники» (мобильные устройства, возьмем их в руки и наведем на зашифрованный код (навели на QR-коды).
Ребята сейчас мы с вами видим, что мячи в древности делали из камня, дерева, тростника, бересты.
Каменным мячом играли в простейший хоккей, давайте попробуем поиграть?
Игра подвижная с каменным мячом
Нам пора отправляться в путь и продолжить путешествие по реке времени.
Путь наш будет непростой.
Мы шагаем по прямой,
А сейчас пройдемся змейкой,
Ты смотри, не отставай,
Шаг пошире выполняй.
Сейчас пройдем мы по канату,
руки в стороны ребята.
По канату друг за другом
Мы прошли по одному
И попали в старину.
К этому времени, ребята, люди научились делать мяч из шкуры животных, набивая его соломой, перьями, травой или шерстью.
А увидеть такой мяч нам снова помогут наши умные помощники.
Посмотрите, у меня есть такой мяч, давайте с ним поиграем. «Кенгуру с мячом» : дети зажимают между колен медбол и прыгают от старта до финиша, обратно бегом медбол в руках.
Ну что ж, ребята,
Река времени зовет,
Нам пора идти вперед.
Путь наш будет непростой,
Мы шагаем по прямой -
Вот ребристая дорожка,
Мы по ней сейчас пойдем,
С пятки на носок подъем.
Мы попрыгаем немножко
Друг за другом по дорожке.
Друг за другом побежали,
В современный мир попали.
Ребята мы оказались с вами в современном мире, давайте посмотрим на мячи современности.
В современном мире мячи изготавливают из разных материалов для различных игр, это резина, пластмасса, каучук, кожа, и даже ткань. А что внутри у современных мячей?
Я предлагаю поиграть в боулинг.
Подвижная игра - боулинг.
Ребята, пока играли, мы с вами в будущее попали.
- Вновь река времени зовет отправляться всех вперед.
- Но мячи будущего нам пока не известны. Я предлагаю вам пофантазировать и раскрасить мячи будущего.
Релаксация «Представим мяч будущего» Педагог:
- вводит элемент новизны;
- использует наглядно-информационные средства;
- вовлекает в слушание;
- стимулирует интерес детей;
- вовлекает в двигательную и познавательную деятельность;
- рассказывает, дает пояснения;
- предоставляет достаточно времени для изучения виртуальных объектов;
- показывает последовательность действий с мобильными устройствами;
- конструктивно комментирует работу детей;
- вводит элемент новизны;
- напоминает;
- наблюдает за детьми во время выполнения задания;
- стимулирует любознательность, интерес;
- показывает образец правильного выполнения движений;
- предоставляет возможность задавать вопросы;
- предоставляет возможность для творческого самовыражения;
- поддерживает детскую инициативу;
- согласовывает с детьми действия;
- удивляет детей
- вовлекает детей в совместную деятельность;
- согласовывает с детьми действие, их последовательность;
- создает проблемную ситуацию;
- способствует групповой работе детей;
- включает детей в самостоятельную деятельность;
- наблюдает за детьми во время выполнения задания Дети:
- слушают,
- узнают разновидности мячей;
-проявляют интерес, желание узнать новое о мяче;
- демонстрируют физическую активность;
- выстраивают последовательность;
- практикуются в осуществлении выбора;
- наблюдают за действиями воспитателя и других детей;
- переносят полученный во время одной деятельности опыт в другую
- делятся впечатлениями;
осваивают последовательность действий с мобильным устройством;
- представляют и раскрашивают «мяч будущего»
- «оживляют картинку»
- удивляются;
- проявляют фантазию и воображение
- снимают напряжение, расслабляются Проявление интереса к истории мяча.
Развитие двигательных умений.
Формирование умения делать логические выводы.
Обогащение словарного запаса по теме.
Развитие умения выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции
Формирование стремления к самовыражению и самоутверждению благодаря двигательной деятельности
Формирование познавательного интереса и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через совместную познавательно-исследовательскую деятельность
Развитие фантазии и воображения
Формирование художественного вкуса
IV. Рефлексия
Подведение итогов образовательной деятельности Наше путешествие по реке времени подошло к концу! Мы здорово потрудились! Узнали ли вы что-нибудь новое для себя, то, чего не знали раньше?
А что вас больше всего удивило сегодня?
С какими трудностями вы сегодня столкнулись? Педагог:
- привлекает детей к подведению итогов;
- проявляет уважение к детским высказываниям;
- показывает заинтересованность;
- инициирует общее обсуждение Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности Умение делать анализ собственной деятельности;
Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность
VII. Открытый конец
Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Задача: развивать умение выполнять задания в соответствии с приобретенным опытом На память о нашей встрече я хочу подарить вам реку времени и картинки мячей, которые открывались вам с помощью умных помощников. Вы можете рассказать истории о происхождении мяча и интересных играх своим родителям, воспитателям и друзьям. Но не забывайте, что если вы объединитесь, то ваши истории и игры могут быть намного больше и интереснее. Давайте попрощаемся с гостями и со мной. До свидания! Мне было очень интересно с вами Педагог:
- предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение «реку времени».
Педагог способствует тому, чтобы дети совместно с родителями проявляли творчество Дети:
- делятся впечатлениями;
-выражают собственные чувства к проделанной работе;
- планируют самостоятельную деятельность;
- высказывают эмоциональный отклик.
- проявляют творческую деятельность в семье Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155. Москва. 2013 (с изм. от 21.01.2019). URL : https://base.garant.ru/70512244/
2. Бойко В. В. Игры с мячом. – М. : Академия безопасности и выживания, 2017.
3. Из истории мяча : [Электронный ресурс]. 2013 // URL : https://pandia.ru/text/78/407/31151.php ( Дата обращения: 23.05.2020).
4. Использование QR-кодов в обучении [Электронный ресурс]. // URL : https://www.eduneo.ru/ispolzovanie-qr-kodov-na-urokax-literatury/ ( Дата обращения: 29.05.2020).
5. Николаева Н. И. Школа мяча. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
7. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. – М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
8. Эволюция футбольного мяча : [Электронный ресурс]. 2019 // URL : https://www.sports.ru/tribuna/blogs/memnews/433850.html ( Дата обращения: 27.05.2020).