Байгунакова Чинара
Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Склонение и правописание количественных числительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщающий урок по теме "Склонение и правописание количественных числительных". 6-й класс.
Тип урока : космическое путешествие.
Цели и задачи:
- повторение и систематизация знаний об имени числительном как части речи;
- закрепление орфографических правил, проверка их усвоенности;
- воспитание любознательности и сообразительности.
Оборудование:
• мультимедийная доска
• презентация
• раздаточный материал: листочки с текстом, рисунок ракеты для каждого учащегося, мини-тест.
Публикация «Открытый урок по русскому языку в 6 классе „Склонение и правописание количественных числительных“» размещена в разделах
- Русский язык, 6 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход урока:
1. Организационный момент. Слово учителя:
- Таинственное звездное небо издавна манило к себе людей. Из седой древности доходят до нас сказочные поэтические предания о космосе, фантастические проекты и смелые замыслы о путешествиях за пределы Земли. Постепенно сказка становилась былью. Сначала в небо поднялись воздушные шары, затем полетели самолеты и, наконец, стартовали космические корабли. Но путь человека к звездам был нелегким, он был подвластен лишь людям, сильным телом и душой. Надеюсь, что таковыми являетесь и вы, ребята. Поэтому смело приглашаю вас совершить космическое путешествие. Итог путешествия зависит от знаний, сообразительности, грамотности каждого из вас. Это путешествие поможет нам обобщить знания об изученной нами части речи – числительном, и подготовиться к написанию контрольной работы. Итак, в путь!
2. Перед взлетом.
- Чтобы полет был удачным, мы должны снарядить нашу ракету, положить в нее все имеющиеся у нас знания об имени числительном.
(Учащиеся заполняют ракету (см. приложение, отвечая на теоретические вопросы, приводят примеры).
- Дайте определение имени числительному.
- На какие две группы делятся имена числительные?
- Сколько разрядов у количественных числительных?
- Чем отличаются простые числительные от составных?
- Ракета заполнена. Конечно же, нам нужно дать ей название. (варианты учащихся).
- Теперь мы должны записать сведения о каждом космонавте. Ответьте на каждый вопрос развернуто. Числительные запишите словами.
- Когда ты родился? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься?
(Я родился двадцать восьмого июня две тысячи третьего года. Мне двенадцать лет. Я учусь в шестом классе.)
- Записывая данные о себе вы изменили числительные по падежам. Все ли числительные обладают этой способностью? (Да).
- А вот изменяться по родам и числам умеет только одна группа числительных. Какая? (Порядковые).
- Какие два количественных числительных тоже имеют эти категории? (Один- изменяется по родам и числам; два – по числам).
3. В полете. «Собираем конструктор»
- Молодцы! Теперь все корабли разделятся на 3 группы –и выполнят разные задания. Первой группе необходимо изменить по падежам словосочетание восемьсот восемьдесят семь звезд, а второй – шестьсот сорок четыре детали и третьей - семьсот восемьдесят две планеты.
Каждый учащийся вытягивает карточку с падежом и склоняет количественное числительное, ответы вносятся в таблицу.
Задание: просклонять числительные : 887, 644, 782 (в зависимости от количества человек в классе).
И. п. Восемьсот восемьдесят семь звезд
Р. п. Восьмисот восьмидесяти семи звезд
Д. п. Восьмистам восьмидесяти семи звездам
В. п. Восемьсот восемьдесят семь звезд
Т. п. Восемьюстами восемьюдесятью семью звездами
П. п. О восьмистах восьмидесяти семи звездах
И. п. Шестьсот сорок четыре детали
Р. п. Шестисот сорока четырёх деталей
Д. п. Шестистам сорока четырём деталям
В. п. Шестьсот сорок четыре детали
Т. п. Шестьюстами сорока четырьмя деталями
П. п. О шестистах сорока четырёх деталях
И. п. Семьсот восемьдесят две планеты
Р. п. Семисот восьмидесяти двух планет
Д. п. Семистам восьмидесяти двум планетам
В. п. Семьсот восемьдесят две планеты
Т. п. Семьюстами восемьюдесятью двумя планетами
П. п. О семистах восьмидесяти двух планетах
- Словосочетание с каким составным числительным склонял 1 вариант? (порядковое).
- А второй? (количественное).
- По разному ли склоняются порядковые и количественные числительные? (при склонении количественных составных числительных изменяются все слова, а при склонении порядкового только последнее слово).
- С окончаниями какой части речи совпадают окончания порядковых числительных? (Прилагательного. Как и прилагательные, порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам. Некоторые ученые называют их «порядковыми прилагательными»).
4. Повторение орфограммы «Мягкий знак на конце и в середине числительных».
- Внимание всем космонавтам! Вам необходимо сообщить в Центр управления, как проходит полет. Для этого нужно составить код.
Кодовый диктант: учитель диктует ряд числительных. Ребята должны определить, в каких из них мягкий знак пишется на конце, а в каких – в середине. Если на конце – пишут букву к, если в середине – с, если мягкий знак отсутствует – ставят прочерк. Буквы и прочерки записывают в строчку – в результате получается некий код).
- Пять, девятьсот, одиннадцать, девять, шестьдесят, девяносто, девятнадцать, семь, двести тысяч, пятьсот.
(к с к к с – к к – с)
5. Работа с текстом.
- Вот мы и добрались до космических объектов. Давайте познакомимся с этими необыкновенными объектами, так не похожими на нашу Землю.
Луна.
Луна не имеет атмосферы, поэтому небо здесь не лазурно-голубое, а угольно-черное. На нем ярко сияют немигающие звезды и ослепительно сверкает Солнце. Сутки на Луне в 29, 5 раза длиннее земных. Температура днем поднимается до + 130°С, а ночью опускается до - 170 °С.
Луна совершенно сухая. Там нет морей и океанов, рек и озер, нет облаков.
Луна - мир абсолютного безмолвия.
Венера.
Венера – 2 после Меркурия по удаленности от Солнца (108 млн. км) планета земной группы. Она занимает промежуточное положение между Меркурием и Землей. Ее орбита имеет форму почти правильного круга, планета, почти такого же размера, как Земля. Орбита Венеры ближе к окружности, чем у любой другой планеты Солнечной Системы. Временами Венера подходит к Земле на расстояние, меньшее 40 млн. км. Венера вращается в обратном направлении - с востока на запад, а не с запада на восток, как Земля и большинство других планет, кроме Венеры и Урана. Период вращения Венеры вокруг оси относительно звёзд, звёздные сутки - длительный, около 243 земных суток.
Марс.
Планета Марс - 4 планета солнечной системы, удаленная от солнца в среднем на 228 миллионов километров или в 1,5 раз дальше Земли. Планета имеет более вытянутую орбиту, чем Земля. Вращения Марса вокруг солнца более 40 млн. километров. В движение по орбите вокруг Солнца Марс сопровождают 2 небольших естественных спутника. Их размеры 26 и 13 км соответственно.
- Определите тему текста.
- Озаглавьте текст.
- Найдите числительные. Определите их разряд.
6. Задание на закрепление материала (мини-тест).
Тест
Задание 1. Найдите простое числительное.
А) двадцать пять;
Б) сорок четыре;
В) пятьсот пятьдесят семь;
Г) одиннадцать;
Задание 2. В каком числительном Ь пишется в конце слова?
А) Где мои 17 лет?
Б) Когда беда пройдет и все уймется, тотчас 500 советчиков найдется
В) Учиться и в 60 лет не поздно.
Задание 3. В названии какого произведения есть собирательное числительное?
А) “Тысяча и одна ночь”
Б) “Трое в лодке, не считая собаки”
В) “Три мушкетера”
Г) “Двенадцать стульев”
Задание 4. В каком ряду все слова являются именами числительными?
А) три пятых, полтора, семь, удвоить
Б) первый, второй, третий, который
В) много, мало, сколько, трижды
Г) двое, обе, полтора, шестой
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы. В каком слове пишется буква о?
1. Об…ими сестрами
2. об…ими руками
3. об…ими девочками
4. об…ими друзьями.
7. Шифровка из ЦУПа.
- Ребята, для возвращения домой вам нужно расшифровать код, пришедший из Центра управления полетами.
Смор1а, элек3чка, 100л, ви3на, о5, 40а, 7я.
8. Страницы «мудрости»
Задание: Соберите пословицы и выучите их. Всего пословиц 4.
СЕМЕРО ТРОИЦУ УМОВ ОДНОГО СТО
СЕМЬ БОГ НА ГОЛОВ НЕ ГОЛОВ
ПЯТНИЦ ЖДУТ ЛЮБИТ НЕДЕЛЕ СТО
ОТВЕТЫ:
1. Семеро одного не ждут.
2. Семь пятниц на неделе.
3. Сто голов, сто умов.
4. Бог любит троицу.
9. Возвращение домой.
- Экипажи всех кораблей провели полет отлично. Посадку разрешаю и желаю новых открытий!
10. Рефлексия в цвете:
а) учащиеся находят тот цвет, который они выбирают для описания своего состояния,
б) группам раздаются разноцветные звездочки. Ребята приклеивают звезды с выбранным цветом к космическому кораблю на листе.
11. Д. з. Творческое задание: составить рассказ о космической планете, используя имена числительные.