Ольга Кускова
Конспект урока русского языка в 1 классе «Согласный звук [д] и буквы «Д, д»
Конспект урока русского языка в 1 классе
по теме: «Согласный звук [д] и буквы «Д, д».
Письмо букв «Д, д», слогов и слов с буквой «Д»
(комбинированный урок чтения и русского языка)
Технологии: игровая, технология разноуровневой дифференциации, интегрированного обучения.
Образовательные задачи: закрепить умение:
• выделять звук [д] в словах;
Публикация «Конспект урока русского языка в 1 классе „Согласный звук [д] и буквы „Д, д“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• соотносить звук [д] с буквой «д»;
• сливать звуки в слоги, а слоги – в слова;
• работать с разрезной азбукой;
• правильно оформлять предложение на письме;
• переводить печатный текст в письменный;
• повторить правописание заглавной буквы.
Коррекционные задачи: развивать:
• мелкую моторику;
• фонематический слух;
• внимание;
• память.
Воспитательные задачи:
• прививать любовь к чтению и письму;
• воспитывать аккуратность в выполнении работы.
Оборудование: картинка дятла; массажоры; буквы из разрезной магнитной азбуки; лазерный фонарик; Буквари; тетради; ручки; пособие письменной буквы Д,д; карточка с заданием для Кристины и синий карандаш.
Этап урока
Содержание
Примечание
1. Организационный момент
2. Повторение и проверка знаний
3. Объявление темы урока
4. Гимнастика для глаз
5. Работа с «Букварём»
6. Физминутка
7. Работа в тетради
8. Итог
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сели все ровно, спинки выпрямили.
Вот прозвенел звонок
На наш урок
Не хотим лениться.
Будем мы учиться.
Будем учиться? (да)
Сегодня к нам пришли гости и прилетел из леса вот такой красивый дятел. Гости и дятел хотят посмотреть, как мы работаем на уроке. У нас сегодня не простой урок, а урок обучения грамоте, где мы на одном уроке будем читать и писать.
Послушайте внимательно предложение.
Дятел долбит дупло.
Повтори, Саша. Повтори, Арина. Повтори, Костя.
Постарайтесь запомнить это предложение до конца урока.
А теперь задание.
Какой один и тот же звук повторяется в словах этого предложения? (звук [д])
Правильно. Произнесём вместе звук [д].
3-4 (д-д-д)
Какой он? (согласный)
Почему? (нельзя спеть)
Молодцы! Звук [д] согласный, потому что его нельзя спеть.
Ребята, а сейчас дятел просит вас поиграть с ним в игру, которая называется «Найди звук [д]». Вот она в конверте. Если есть звук [д] в слове, то вы хлопаете в ладоши, если нет – не хлопаете. Понятно? Потренируемся: дача, туча. Слова: дом, оса, дырка, малыш, лодырь, вода, кит, дудочка.
Обозначим звук [д] буквой «Д». Арина найдёт букву «Д» и выставит её на доску.
Сколько букв «д»? (2)
Какие они? (большая и маленькая)
Зачем нужна большая буква?
(с большой буквы пишем имена людей и начало предложения)
Молодец! Правильно. Садись.
Сегодня мы будем читать слова с буквой «Д», писатьбуквы «Д и д», а так же читать и писать слоги с буквой «д» и списывать предложение с печатного текста письменными буквами.
Составим слоги с буквой «д».
Пойдёт к доске, Петя, и составит 1-ый слог.
Назови слог. Молодец! Садись.
Хором прочитаем слог, который составил Петя. 3-4…
Пойдёт к доске, Саша, и составит следующий слог.
Молодец! Садись.
Хором прочитаем слог, который составил Саша. 3-4…
Пойдёт к доске, Костя, и составит слог.
Молодец! Садись. Прочитаем слог вместе. 3-4…
Пойдёт к доске, Даня, и составит слог.
Прочитай его. Прочитаем хором. 3-4…
Прочитаем все вместе слоги, которые у нас получились. 3-4…
Дятел говорит: «Какие вы молодцы! Все справились с заданием учителя».
Гимнастика для глаз. Я вожу по доске лазерным лучом, а вы следите за движениями красной точки. Глазки на доску. Начали. Следим, следим за красной точкой. Достаточно. Продолжаем работать дальше.
Сели ровно. Спинки прямые. Руки на парту.
Открываем буквари на странице 94, где заложена закладка. Смотрим на нижнийрисунок.
Что видите на рисунке?
Как вы думаете, это город или деревня?
Называется рассказ «Наш город».
Дятел просит вас: «Прочитайте мне про город, а то я в лесу живу и о городе, где люди живут, ничего не знаю». Слушай, дятел. Показали мне все указательные пальчики правой руки. Эти пальчики поставили на начало первого предложения. Вот сюда.
Я читаю текст, а вы следите.
О чём рассказ? (о городе)
Что в городе есть? (дома, дорога, машины)
Ещё раз читаемрассказ «Наш город» по цепочке.
Что находится у дома? (дорога)
Что растёт у дома (липы и кусты) Молодцы. Достаточно. Отложили на край парты буквари, не закрываем их.
Потрудились мы хорошо, пришло время отдохнуть. Встали все. Выполним упражнение про дятла, называется «Тук-тук».
Тук-тук, тук-тук.
(Наклоны головы вперёд, руки на поясе.)
Мы в лесу слыхали стук.
(Наклоны туловища вправо-влево, руки на поясе.)
Тук-тук, тук-тук.
(Наклоны головы вправо-влево, руки на поясе.)
Это дятел сел на сук.
(Приседания, руки вытянуть вперёд.)
Тук-тук, тук-тук.
(Наклоны вперёд, руки на поясе.)
Тук-тук, тук-тук.
(Руки вверх, потом к плечам.)
Отдохнули и тихо сели на свои места. Продолжаем работать.
Сейчас мы с вами будем писать буквы «Д и д», слоги и списывать предложение из букваря.
Открыли тетради. Но прежде, чем писать, подготовим наши пальчики к письму. Сделаем массаж. Дятел говорит: «Я привёл к вам из леса своего друга, ёжика. Он поможет вам подготовить пальчики к письму».
Ёжик колючий из чащи дремучей прикатился к вам в ладошки. Взяли массажоры и выполняем вместе со мной 1 упражнение: Катаем ёжика в руках. Стоп. Катаем ёжика в пальчиках. Стоп. Положили ёжика на парту под правую руку и катаем. Стоп. Теперь переложили ёжика в левую руку, положили на парту и катаем. Стоп. Достаточно. Отложили ёжиков.
Продолжаем дальше. Спинки выпрямили. Взяли ручки, нашли, где написано сегодняшнее число 21 марта, Классная работа.
Вспомним, как пишется заглавная (большая) буква «Д».
Глазки все на доску. Начинаю писать выше верхней линии рабочей строки вниз палочку до нижней линии рабочей строки, делаю петельку, касаюсь нижней линии рабочей строки, веду вверх, обвожу вокруг палочки полуовал. Стоп. Получилась большая буква «Д».
Взяли правильно ручки. Показали все, как вы правильно взяли ручки и напишем букву «Д» в воздухе. Молодцы! Вижу у всех получилось. Теперь пишем красиво, аккуратно в тетради букву «Д» целую строчку.
Глазки на доску, вспомним, как пишется строчная (маленькая буква) «д».
Начинаю писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, веду вверх, закругление, веду вниз, закругление, вверх и пишу вниз петельку. Написала я строчную букву «д».
Взяли правильно ручки, показали мне и пишем строчную букву «д» в воздухе. Молодцы! Пишем теперь строчную букву «д» целую строчку. Стараемся писать. Дятел нам говорит: «Какие молодцы, ребята! Мне очень приятно, что вы научились писать буквы «Д, д», так как именно с этой буквы начинается слово «дятел».
Теперь пишем слоги. Глаза на доску. Пишу слог. Теперь вы пишете этот слог 2 раза. И т. д. Все слышат? Сколько раз, Аня, напишет слог? Сколько, Саша?
Положили ручки, пальчики погладили, чтобы они отдохнули, ручки погладили. Встряхнули ручками.
Последнее задание. Посмотрели внимательно в букварь. У каждого из вас подчёркнуто … Что подчёркнуто? (предложение) Почему это предложение? (С большой буквы и в конце точка)
Правильно. Подчёркнуто предложение из рассказа «Наш город».
Прочитай, Саша. (Вот наш город.)
Вы сейчас напишете это предложение письменными буквами.
Сколько слов в предложении? Назовите 1 слово? 2 слово? 3 слово? Как пишутся слова в предложении? (отдельно) Как пишется начало предложения? (или первое слово в предложении (с большой буквы)
Что ставим в конце предложения? (точку)
Понятно задание? Пишем. Все написали? Арина, прочитай предложение, которое у тебя получилось. Костя, прочитай предложение, которое написал ты. Глазки на доску. Проверяем. У всех так? Молодцы!
Кто помнит, какое предложение я вас просила запомнить про дятла? Кто запомнил его? Произнесите предложение. Повторим хором.
Подведём итог нашего урока.
Какую букву мы сегодня повторяли на уроке? Какой звук она обозначает? Какой это звук? Почему? А по русскому языку, что мы делали? Повторили написание заглавной и строчной (большой и маленькой) буквы «Д»,писали слоги с буквой «д», списывали письменными буквами предложение.
Оценки за урок. Дятел, помоги мне оценить ребят. С удовольствием. Все ребятки молодцы! Хорошо поработали и мы вместе с дятлом дарим вам вот такие маленькие наклейки.
Учитель вешает
на доску картину
с изображением дятла.
На доске появляются буквы «Д, д».
На левом крыле доски хаотично располагаются буквы из магнитной разрезной азбуки: Д, а, д, ы, у, д, д, о, д, д.
На доске появляются в местах, где стоят точки, слоги: да, ду, до, ды.
Учитель ходит по рядам и проверяет.
В это время
Миша работает с карточкой. Он находит все буквы «Д, д» обводит их синим карандашом в кружок и закрашивает их из текста «Наш город».
Дети вместе с учителем говорят слова и выполняют.
Раздаю детям массажоры.
Учитель ходит и проверяет.
Учитель ходит, проверяет и хвалит детей.
Учитель пишет слог, потом дети по 2 раза каждый слог пишут самостоятельно.
Каждому обучающемуся наклеить наклейку.
Вывод: на этом уроке применены следующие технологии: игровая (присутствие дятла, как игрового героя, технология разноуровневой дифференциации (пара обучающихся выполняют своё задание, потому что на данном этапе не умеют читать, интегрированного обучения (комбинированный урок чтения и русского языка).