Павленко Анна Александровна
Конспект занятия по экологии «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
19 ноября в Петрушинском детском саду "Золотая рыбка" прошел Всероссийский урок по экологии "Времена года"
Цель: Формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.
Задачи: Закрепление знаний детей о характерных признаках времен года; Закрепление знаний о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных и зимующих птицах, раннецветущих растениях; Формирование умений отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
Публикация «Конспект занятия по экологии „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Увеличение познавательной активности.
Оборудование и материалы : Видеоролик «Четыре страницы природы», ноутбук, картинки с изображением времен года; листья деревьев, вырезанные из картона, картинки с изображением деревьев, перелетных и зимующих птиц, животных, впадающих в зимнюю спячку, картинки с изображением первоцветов.
Воспитатель: – Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по разным временам года. В нашем путешествии будет четыре станции.
Просмотр видеоролика к уроку.
Первая станция «Осень»
Воспитатель загадывает загадку: Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…»(Осень)
Воспитатель: – Какие признаки осени вы знаете?
Воспитатель: – Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (Листопад).
Воспитатель: – А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть с листьями и устроить настоящий листопад. Сейчас я раздам каждому листья с разных деревьев. (Воспитатель раздает листья клена, дуба, березы, липы и приглашает участников встать в круг).
Физкультминутка
Воспитатель:
Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим. Ветер дунул – полетели,
Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Тихо полетели на свои стульчики.
Воспитатель: – Сейчас каждый из вас возьмет свои листья и положит их под то дерево, с которого они упали. Давайте посмотрим, какие деревья у нас Молодцы, ребята! Справились с заданием!
Воспитатель: – Важная примета осени – перелетные птицы улетают в теплые страны. Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы вовсе не потому, что мёрзнут. У них отличное утепление из перьев, но нужно чем-то поддерживать обмен веществ внутри организма – питаться. Именно наличие пищи определяет время отлёта пернатых. Если зима обещает быть тёплой, то и пищи у некоторых видов птиц может быть достаточно для зимовки, поэтому некоторые виды иногда остаются, например, грачи. – Перелетные птицы – это ласточка, грач, кукушка, лебедь. – Зимующие птицы – это свиристель, синица, дятел, ворона.
Поиграем в игру «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель называет птицу – дети показывают движениями, (перелетная – показывают руками крылья, зимующая – изображают домик). (Ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел, лебедь)
Воспитатель: – Как звери готовятся к зиме? (Некоторые звери меняют шубы, кто-то делает запасы на зиму)
Воспитатель: – Знаете ли вы, кто меняет шубу перед зимой? (Заяц, белка). – Кроме них меняют цвет меха песец, горностай и даже северный олень. Воспитатель: – Некоторые животные делают запасы на зиму. У зверей это белки, они делают запасы орехов, желудей, утепляют гнездо. А у птиц – сойки. Иногда сойки забывают про свои «кладовочки»; орехи или желуди прорастают следующей весной, и из них вырастают деревья. Поэтому про соек говорят, что они помогают лес сажать.
Вторая Станция «Зима»
Воспитатель загадывает загадку:
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: – Зима – чудесное время года! Какие признаки зимы вы знаете? (На земле лежит снег, мороз, метель, деревья и кустарники без листьев, некоторые животные впадают в спячку).
Воспитатель: – Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки. Перед спячкой, осенью, звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела: он их «греет» изнутри, как печка. – Впадают в спячку зимой ёж, медведь, барсук, сурок, летучая мышь, енот. А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный образ жизни. – Но зима заканчивается, и начинается новое время года.
Станция третья «Весна»
Воспитатель загадывает загадку:
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (Весной)
Воспитатель: – Какие признаки весны вы знаете? (Тает снег, бегут ручьи, растет трава, прилетают перелетные птицы, распускаются листья, расцветают первые цветы). – Весной вся природа просыпается от зимнего сна. Появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна. И мы выйдем с вами на весеннюю полянку и поиграем.
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так, (круговые движения головой,
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед).
А потом они плясали (пружинки с поворотом туловища влево и вправо, Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху,
Вот так, вот так лапы выше поднимали!
Воспитатель: – Посмотрите, ребята, какие красивые цветы распускаются первыми весной, как только сойдет снег. У них есть общее название – первоцветы. – Скажите, встречались ли вам такие растения в природе – в лесу, на лугу? Это мать-и-мачеха, сон-трава, подснежник, медуница, чистяк, пролеска. Они очень красивые, но рвать их нельзя, лучше любоваться ими.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
– Эти строки из стихотворения известного русского поэта Константина Симонова учат нас бережно относиться к прекрасным цветам.
Воспитатель: – Распустились листики на деревьях, расцвели цветы, и наступило новое время года, отгадайте, какое?
Воспитатель загадывает загадку:
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться … (Лето)
Воспитатель: – А сейчас послушайте стихотворение и назовите признаки лета, которые вы знаете:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели, Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
(Жарко, цветут травы и цветы, роса, пчелы собирают нектар, вода в реке теплая).
Воспитатель:
– Летом созревает много ягод, назовите, с каких растений эти плоды? (Земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, красная смородина, виноград, вишня)
Воспитатель : – Ребята, наше путешествие подошло к концу, мы с вами вспомнили все времена года, узнали много интересного.
Дома нарисуйте свое любимое время года. Этот рисунок вы можете подарить вашим родным: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам – и рассказать им, что нового и интересного вы сегодня узнали.