Виолетта Мудрая
Конспект урока «Повторение и обобщение изученного по имени числительному» в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения и практические умения по разделу «Имя числительное».
2. Развивать умения выделять числительное из текста, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль.
3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку и другим учебным дисциплинам.
Класс : 6-Б
Тип урока : обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с индивидуальными заданиями, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент. (2 мин.)
Публикация «Конспект урока „Повторение и обобщение изученного по имени числительному“ в 6 классе» размещена в разделах
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Давайте начнем наш урок.
Откройте тетради и запишите число, а тему сформулируем позже.
Целеполагание (3 мин.) :
-Ребята, давайте вспомним урок математики и прочитаем примеры:
К 235+ 145=380
От 125-50=70
К 38+11= 50
- Какие ошибки вы заметили?
- Как записываются примеры в математике, а как в русском языке?
- Какая часть речи объединяет математику и русский язык?
-Ребята, на предыдущих уроках мы много говорили о числительном, и вот надо подвести итог. Как бы вы определили тему урока?
(Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное")
- Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради.
-А какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? Что хотели бы вспомнить, закрепить?
Итак, сегодня на уроке мы с вами должны
1) вспомнить и обобщить (теоретические сведения о числительном)
2) повторить (орфограммы, связанные с числительными);
3) учиться правильно… (употреблять числительные в речи.)
4)воспитывать интерес и любовь к родному языку и другим учебным дисциплинам.
2. Актуализация знаний (упражнение "Микрофон"). 3 мин.
-Ребята, давайте вспомнить всё то, что знаем о имени числительном :
1) что такое имя числительное?
2)какие виды числительных по строению вам известны?
3) мягкий знак в числительных?
4) разряды числительных по значению?
5) что такое порядковые числительные, как они склоняются по падежам?
6)что такое количественные числительные?
7) разряды количественных числительных?
8) что такое целые числительные, как они изменяются по падежам?
9) дробные числительные, изменение по падежам?
10) собирательные числительные? С какими существительными они употребляются?
3. Проверка домашнего задания (3 мин.)
В зоопарке было тридцать три кота.
Во втором подъезде девятиэтажного дома живет мой друг.
-Вам были даны предложения, из которых нужно выписать числительные и выполнить их морфологический разбор. (двое учеников записывают разбор на доске).
Словарный диктант (4 мин.)
Миллиард экземпляров, одиннадцать гаражей, соревнования по двоеборью, восьмисот шестидесяти километров, утроить усилия, семнадцать товарищей, двое учеников, девяностый бегун, пятерка по предмету.
- Назовите числительные с удвоением.
- Найдите числительное с ь в середине слова.
- Числительное без ь в середине, но с ь на конце слова.
- Собирательное числительное.
-Скажите, пожалуйста, заметили ли что-то необычное в словосочетаниях из словарного диктанта?
-Ребята, давайте обменяемся тетрадями и выполним взаимопроверку.
4. Работа по теме урока.
Упражнение 1. (3 мин.)
-Ребята, посмотрите на доску. На слайде вы видите рецепт очень вкусного салата. Вам нужно правильно его прочесть, заменить цифры словами, записать словосочетания с числительными, указать падеж числительных.
Салат «Фантазия»
Около 350 г шампиньонов порезать и залить соком из 2 лимонов. Оставить на 30 – 40 минут. Отварить 0,5 головки капусты, смешать с 8 редисками, 50 г тертого сыра, 4 орехами, 5 ложками масла, 4 ложками сметаны.
Все перемешать, посолить и поперчить.
Физминутка (1 мин.)
Раз – подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть!
Упражнение 2. (4 мин.)
Учитель: Поговорим о том, как связано числительное с лексикой?
Ученик: Числительные очень часто используются в речи, особенно в образной. Об этом говорит большое количество пословиц, поговорок, в которых встречаются числительные. А как много числительных встречается во фразеологизмах!
Учитель: Ребята, на ваших партах есть карточки. На них есть два столбика: в первом - фразеологизмы, а во втором значения. Вам нужно соединить линией фразеологизм и его значение. Над числительными надпишите разряд (количественное или порядковое)
Дети работают с карточками.
1. Всыпать по первое число – 1. Знать очень хорошо
2. Пятое колесо в телеге – 2. Очень много (наговорить, наобещать)
3. Как две капли воды – 3. Через посредников (узнать)
4. До седьмого пота - 4. Высшая степень радости
5. На все четыре стороны – 5. Сразу
6. Как свои пять пальцев – 6. Наказать по всей строгости
7. С три короба – 7. Лишний, ненужный в деле
8. На седьмом небе – 8. Очень похожи
9. Из третьих уст - 9. Куда угодно (идти, прогонять)
10. За один присест – 10. Очень много и долго
Упражнение 3. (Дети работают у доски) 5 мин.
Ребята, на слайде вы видите предложения. Вам нужно выполнить синтаксический разбор. Над числительными надписать разряд по составу.
Два брата отдыхали в деревне.
Двадцать пятый вопрос был сложным.
Этой осенью в школьном дворе учащиеся высадили тридцать шесть кустов роз.
Упражнение 4. (работа с учебником) 5 мин.
-Ребята, давайте откроем учебники на стр. 62. Перед вами текст из упражнения 431, давайте прочтём задание (устная работа).
-О чём говорится в тексте?
- Какая основная мысль данного текста?
- Какие типы текста вам известны?
- Какого типа данный текст?
5. Рефлексия. 5 мин.
-Сейчас я предлагаю вам самостоятельно написать тестирование. Уровень задания вы можете выбрать сами. Максимальная оценка заданий на жёлтых карточках - 5 б., а на зелёных - 4 б. На выполнение этого задания у вас будет 5 минут.
(Выполнение заданий)
- Ребята, давайте подведём итог нашего урока и составим кластер. Итак, что нам известно об имени существительном? 3 мин.
(Составление кластера)
- Ребята, посмотрите на слайд. Продолжите одну из начатых фраз. 2 мин.
- Я понял.
- Меня удивило.
- Я узнал новую информацию.
- Мне очень понравилось на уроке.
- Сегодня я смог.
- Меня заинтересовало сообщение.
- Мне б хотелось еще.
6. Выставление оценок( 1 мин.)
7. Домашнее задание (1 мин.)