Глушенкова Наталья
Конспект урока по технологии для 7 класса «Интерьер и гигиена жилого дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по технологии для 7 класса
«Интерьер и гигиена жилого дома»
Предмет: Технология
Класс: 7
Учитель технологии: Глушенкова Наталья Васильевна
Цель: Познакомить учащихся с особенностями жилища, с видами уборок жилого дома, с видами украшений интерьера, совершенствовать навыки культуры труда, развивать самостоятельность, продолжить воспитание аккуратности на примере народного творчества.
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Технология. Уроки технологии
- Чистота, гигиена. Уроки и внеурочные занятия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока: Приобретение новых знаний, умений и их закрепление и применение.
Вид урока: комбинированный.
Тема: Интерьер и гигиена жилого дома
Композиция в интерьере.
Характерные особенности жилища.
Виды уборок жилого дома.
Веник – оберег жилища.
Генеральная уборка кабинета технологии.
На доске: У нас так ведется – изба веником метется.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка явки учащихся и их готовности к уроку.
2. Сообщение нового материала.
У нас, как издавна ведется… Стихи - Надежда Василенко
Метла - хозяйка дело знает,-
чисто избу подметает.
Служит в доме оберегом.
О ней пословиц ходит много.
Жилище держит в чистоте,
а растрепалась - быть беде.
К ночи дом не смей мести,
говорят, что к бедности,-
не будут денежки водиться,
в доме к ссоре- не годится.
И лежит ее дорога
ни к порогу, а от порога.
В уголок ставь ручкой вниз,
чтобы денежки велись.
У нас так издавна ведется-,
изба веником метется.
Швабра венику родня.
Что ж, удобно для меня,
но щетинка коротка,
не достать до уголка.
Даже, если пылесос,
давно везде сует свой нос,
веник в доме привечаем -
он работник и хозяин.
Сегодня вы узнаете о понятии “композиция”. Кто-нибудь знает, что означает это слово?
Симметрия
Один из самых простых в воплощении приемов композиции — симметрия. Она выручит во многих ситуациях.
Асимметрия
Грубо и очевидно нарушая симметрию, вы получите другой выразительный прием — асимметричное расположение мебели или декора.
Ритм
Используя в интерьере повторяющиеся элементы обстановки, можно создать ритмичную композицию, которая станет весьма эффектным решением для помещений любой площади.
Статика
Статичный интерьер создать не так сложно, если опираться на ряд ключевых моментов.
Динамика
Противоположный статике прием — динамика. Пожалуй, использовать этот композиционный прием несколько сложнее, чем другие, но с нашими подсказками вы точно справитесь.
Композиция интерьера - особое расположение и соотношение его составных частей: мебели, светильников, бытового оборудования. Композиция позволяет создать индивидуальный облик жилого интерьера, ведь все люди абсолютно разные, и каждый старается обставить свой дом по своему вкусу и своим интересам.
При выборе или оформлении жилища внимание уделяют основным качествам интерьера.
Качества интерьера: а) функциональные – разделение помещения по назначению; б) гигиенические – обеспечение нормальных гигиенических условий; в) эстетические – гармония вещей и пространства”
А теперь поговорим о том, как можно украсить интерьер. Каждая коллекция является предметом гордости семьи и ее стараются выставить на обзор и украсить ею интерьер.
Декоративное украшение интерьера дома: а) коллекции; б) картины; в) домашняя библиотека.
Но в доме может быть прекрасный дизайн, но все это со временем меркнет, если своевременно не приводить в порядок.
Поговорим о чистоте. Объясните, как вы понимаете смысл пословиц:
Чисто не там, где убирают, а там где не сорят. (необходимо поддерживать в комнатах чистоту, и нам не придётся выбиваться из сил во время уборки).
Каждой вещи – своё место. (Откуда взяли – туда и положили). Если вы всегда будете следовать этому правилу (и с одеждой, и с книгами и игрушками, то комнаты постоянно будут иметь опрятный вид.
Никогда не откладывайте на завтра то, что можно было сделать ещё сегодня. Выделите себе для уборки один день в неделю и регулярно, именно в этот день, не пропуская и не перенося, наводите в своей комнате чистоту.
Как часто мы убираемся дома? (Каждый день, 2 раза в неделю).
Различают виды уборки: а) ежедневную (сухую); б) еженедельную (влажную); в) сезонную (генеральную).
1. Ежедневную уборку проводят регулярно. Любую уборку начинают с проветривания. Утром, встав с постели, не нужно торопиться заправлять ее, пусть она проветрится. Вещи за собой раскладывают по своим местам, обязательно вытирают пыль, подметают или пылесосят полы. Пищу не нужно оставлять открытой, посуду следует мыть сразу, не оставлять за собой.
2. Влажную уборку проводят 1-2 раза в неделю. Чистят мягкую мебель, ковры с помощью пылесоса. Сырой тряпкой протирают батареи, подоконники и двери, чистят дверные ручки, моют комнатные растения.
3. Генеральную уборку проводят 3-4 раза в год. Порядок наводится во всех помещениях квартиры и, если есть балкон, то и на нем. Обметают стены и потолки от пыли, чистят вентиляционные решетки. Из шкафов вынимают вещи, протирают влажной тряпкой внутренние стенки, полки, ящики, проветривают в течение нескольких часов. Не забудьте навести порядок в письменных столах. Моют и вытирают люстры, посуду, мелкие предметы, книги пылесосят, их корешки протирают. Постельные принадлежности проветривают, выколачивают матрацы, мягкую мебель и ковры. Моют подоконники, рамы, окна, батареи, двери, полы.
Швабра Венику сказала:
"Не пыли, я мыть устала".
Веник Швабре возразил:
"Грязь поменьше развози! "
А, теперь отгадайте загадку.
Удивительный букет:
Ветки есть, а листьев нет!
Не привык к парадной вазе,
Очищает дом от грязи.
Работяга, не бездельник,
Наш помощник шустрый.
Веник – связка прутьев для подметания пола, для паренья в бане.
Веник на Руси всегда считался «нечистым» предметом в доме и даже более того опасным. Почему же это так, давайте попробуем разобраться в этом. Почему многие считают веник (метлу) «злым духом», а многие напротив спасительным предметом от злых сил? По народным поверьям на Руси злые духи, демоны, могли летать на метле или же появляться в доме в виде этой самой метлы, они могли волочить за собой веник или метлу или обращаться в помело. Считалось раньше, что именно веником ведьма сбивает росу, лишая этим самым коров молока, так как она, дотрагиваясь до вымени коровы веником, отбирала у нее молоко. В тоже время, если веником ведьма волочила по полю, то хозяин лишался урожая.
На Руси веник (метлу) использовали для наведения сглаза, порчи, вызова болезни или других недугов и ссор. Для этого, что только не делали – подкидывали веник в огород, перебрасывали через забор, подкладывали под калитку, клали в воз жениху с невестой и многое другое.
Многие люди считали, что под кучей не ошпаренных веников всегда заводится и живет банник, а домовой обитает в доме под домашним веником. Считалось хорошей приметой в случае, когда молодые заселяются в дом – покупать сразу метлу, а если люди просто переселяются из дома в дом, то нужно всегда забирать с собой старую метелку – это приносит покой и уют в новый дом. Очень многое было связано с вениками. Так, к примеру, ни в коем случае нельзя было выбрасывать старый веник близ избы или на дорогу, так как в том случае, если на такую метлу наступит животное. То это может привести к затяжной болезни или даже смерти в данном доме.
Жилой дом для каждого из нас – это место, куда мы возвращаемся после трудового дня. От того, какая обстановка в доме, зависит очень многое, и каждый старается сделать так, чтобы было уютно и удобно в нем.
Перед вами сказка. Прочитайте ее и дайте ответы на вопросы.
Старый Веник — сказка для детей
Автор: Наталья Бирюлина
Жил был Веник. Был он очень трудолюбивым и аккуратным. Днем мёл большой хозяйский двор, а по ночам стоял в сарае и с нетерпением ждал начала нового дня.
Так в трудах и заботах, незаметно, прошло много времени, и Веник отслужил свой срок — стал старым, рассохся и весь растрепался. Но хозяева его были люди благодарные, помнили, как хорошо Веник делал свою работу, потому поставили они Веник на почётное место, в светлом углу сарая. Пусть, думают, стоит себе там, отдыхает, а другим напоминает о своей долгой полезной жизни.
А Веник никак не хотел стоять без дела и всё норовил в руки подвернуться, когда хозяин в сарай за инструментом приходил. Так и получалось у него хоть иногда на улицу выйти и снова своим любимым делом заняться. Правда, работать Венику было уже очень трудно. Каждый раз, подметая двор, от него отламывался прутик и оставался где-нибудь во дворе. Поэтому раз от раза Веник становился всё тоньше и тоньше.
Но даже это не могло заставить Веник отказаться от работы. Он просто не представлял себе жизни без того, чтобы не приносить пользу и радость людям.
Когда от него осталось лишь три совсем сухих и жёстких прутика, хозяйка взяла и засунула его подальше за верхнюю перекладину сарая, а снизу к нему разные травки привязала для просушки. Огорчился Веник сначала, но потом понял, что и тут от него польза есть, и стал усердно выполнять свою новую, пусть не столь интересную, но тоже нужную работу.
И ещё сверху Веник увидел, что все потерянные им прутики не пропали даром. Какие-то из них птички для гнездышек растащили, какие-то мышки в норки для тепла унесли. Прутиками побольше хозяин на грядках горох и фасоль подвязал. А некоторые ребятишки для игр пристроили. Так частички веника продолжали дарить тепло и радость многим вокруг.
Потому что нет ничего прекраснее в жизни, чем возможность трудиться и быть полезным и нужным до самого-самого-самого конца.
4. Закрепление изученного материала.
Как внимательно вы прочитали, и определят ответы на вопросы.
1. Каким считается веник в жизни?
2. В чем прошло много времени для веника?
3. Какое место определили венику хозяева?
4. Что происходило с ним, когда он работал?
5. Куда засунула хозяйка веник?
6. Где были его прутики, которые он потерял?
7. Что дарили частичка веника?
8. Вспомните пословицу про чистоту, веник, метлу.
9. Придумайте загадку про веник.
5. Практическая часть.
Вводный инструктаж. Прочитайте в учебнике “Технология” на странице 230 задание к практической работе.
Что нужно сделать в практической работе? (провести генеральную уборку в классе).
Для вас на доске записано распределение заданий каждому и заранее подготовленные списки:
1. Вымыть столы и стулья кабинета;
2. Вымыть подоконники и батареи;
3. Вымыть шкафы, зеркала, полочки для цветов;
4. Вымыть стены и классную доску.
Давайте подумаем, какую технику безопасности нужно соблюдать при выполнении практической работы? (беречь руки от порезов, при выполнении работы на высоте нужно быть осторожным и обязательно кто-то должен страховать).
Запомните, чистота зависит не от количества использованной воды, а от качества сделанной работы.
Заключительный этап. Веник – это очень полезная вещь, которая может понадобиться в любую минуту, ведь если, например, отключат свет: я не смогу пропылесосить пол, а воспользуюсь всеми нам известным веником. В наше время далеко не все люди могут прожить без веника.
6. Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к теме: «ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА».