Волчок Светлана
«Значение глаголов в языке и в речи». Конспект урока по русскому языку в 4 классе
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Значение глаголов в языке и в речи».
Цели: 1) актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке и речи;
2) создать условия для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся через самостоятельную и фронтальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи:
1) повторить изученное о признаках глагола, о его лексическом значении;
2) расширить представления о роли глаголов в языке и речи;
3) развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение;
4) способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;
5) продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся; расширять словарный запас; развивать память учащихся;
6) прививать аккуратность ведения тетради;
7) воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД, на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные (УУД):
систематизировать знания о глаголе, как части речи;
знать происхождение слова «глагол», знать роль глагола в тексте, предложении, в речи;
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи;
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устно и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: урок рефлексии; вид урока: комбинированный.
Методы: (словесный, практический, частично-поисковый, творческий).
• активные (АМО): учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
• проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
• метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.
• эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приёмы в форме занимательных игр, исследований.
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, практический, частично-поисковый, творческий;
2) методы стимулирования и мотивации: метод формирования познавательного интереса и создание ситуации успеха в учении.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, диалог: учитель ученик, ученик учитель, ученик ученик.
Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации, демонстрационные карточки для кластера; магнитная доска, магниты; раздаточный материал (карточки с текстами № 1 и № 2 по вариантам для самостоятельной работы).
Ход урока
І Оргмомент
1) Эмоциональный настрой на работу.
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему(«Привет!»)
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой (привет).
Вам улыбнутся все в ответ от слова доброго(«Привет»).
И вы запомните совет: «Дарите людям всем(«Привет»).
- У нас сегодня гости. Поприветствуйте их, поделитесь с ними своей улыбкой.
- С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну Знаний.
• Подписывается число, классная работа
ІІ Чистописание
1) Мы приветствуем вежливые слова, поступки. Один из крупнейших русских историков, профессор, академик Василий Осипович Ключевский говорил: «Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости».
Поэтому начнём урок с минутки чистописания.
2) - Какое сейчас время года? (Весна). Вам нравится это время?
-Весной нам светло от солнышка, светло от улыбок окружающих.
Назовите первый звук в слове «светло». Охарактеризуйте его.
([с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.)
- Какой буквой он обозначается? (эс)
3) - Мы повторим написание строчной буквы «с» и слияний с другими буквами.
(На доске: с сс со сх ас)
4) –Какой частью речи выражено слово «светло»? (Наречием.)
-Запишите слово «светло».
- Подберите однокоренные существительное, прилагательное. Запишите.
(свет светлый)
- Почему эти слова являются однокоренными? (Близки по смыслу, у них есть одинаковый корень).
-Назовите слово, в котором безударную гласную надо проверять (светло).
- Какие родственные слова являются проверочными? (Закрыть справа доску)
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1) Отгадайте загадку
Слайд 1
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам (глагол).
2) - Откуда у глагола такое интересное название?
Слайд 2
Рассказать нам об этом может «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля:
«Глагол – слово, речь, мысль…
Глаголь – название буквы Г в славянской и русской азбуке».
Слайд 3
Вспомните: аз, буки, веди, глаголь, добро – название букв старославянской азбуки…
Слайд 4
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:
Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр., рода (в прош. вр.)
- Есть объяснения понятия «глагол» и в других словарях.
3) - Как вы думаете, какова тема урока сегодня?
(С этой частью речи мы знакомились в предыдущие годы.)
ІY. Постановка темы и цели урока
1) Тема урока: «Значение глаголов в языке и в речи». (Запись темы слева на доске)
- Повторим всё, что нам известно о глаголе,
уточним значение глаголов,
расширим представления о роли глаголов в языке и речи.
- В ходе урока мы будем составлять кластер. В центре поместим тему урока: «Значение глаголов в языке и в речи» (Учитель прикрепляет на магнитную доску тему урока.)
(На доске)
Удел знания - говорить, удел мудрости - слушать. (Оливер Холмз)
- Я желаю вам сегодня быть мудрыми, внимательно слушать, думать, делиться знаниями друг с другом и приобретать новые знания. Пусть это высказывание станет эпиграфом нашего урока.
Y. Работа по теме
1) Фронтальный обзор знаний
Слайд 5
- Что мы знаем о глаголе? (Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. В предложении является сказуемым.
Глагол изменяется по числам, временам, в наст. вр. и буд. вр. – по лицам, а в прошедшем времени ед. ч. – по родам.)
Слайд 6
Проверка. (Выключить.)
2) – В каком значении выступает глагол, обозначающий действие предмета?
Работа по учебнику (упр. 140)
а) – Прочитайте слова.
- Назовите глаголы со значением речи (спросить, рассказывать, говорить.)
- Глаголы звучания (мяукать, жужжать).
- Глаголы труда (работать, строить, рисовать).
- Глаголы мысли (думать, размышлять).
- Глаголы проявления чувств (радоваться, грустить).
б) - Что называют антонимами? (Слова, противоположные по смыслу.)
- Назовите антоним слову радоваться (грустить); говорить (молчать, смеяться (плакать).
в) - Запишем глаголы, которые обозначают движение (бежать, идти, ехать, лететь) (Письмо с комментированием.)
- Назовите глаголы с проверяемой безударной гласной, с непроизносимым согласным. Что общего у глаголов «бежать, ехать, лететь»? (ь)
г) - Составьте сложное предложение с любым из этих глаголов можно в другой форме.
Лесник шёл по осиновой роще, и вдруг на тропинку выбежал заяц.
- Подчеркните грамматические основы.
- Каким членом предложения является глагол?
- Объясните постановку запятой.
- Итак, глаголы, обозначающие действие предмета, какие значения могут иметь?
Слайд 7
Вывод 1. Глаголы обозначают действие предмета и могут иметь значение движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)
3) Какие бывают глаголы?
а) Многозначность глаголов
-Прочитайте стихотворение Г. Гюйко. (На доске)
За столом сказала мама:
- Хватит языком болтать.
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
- Найдите, какие словосочетания имеют несколько значений.
- Объясните, как вы понимаете значение словосочетаний «болтать языком» (слишком много говорить; говорить вздор, «болтать ногами» (делать движения из стороны в сторону).
- Итак, если глаголы имеют несколько значений, как их можно назвать?
Слайд 8
Вывод 2. Глаголы бывают многозначными. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)
(Выключить)
б) Лексические средства языка
– Мы называли сегодня антонимы. (Это слова, противоположные по смыслу).
- Прочитайте стихотворение И. Токмаковой (на доске).
Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
- Назовите глаголы (зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет).
- Это слова одинаковые по смыслу? Как вы думаете, для чего их употребили в этом стихотворении? (Чтобы передать точнее состояние деревца.) Как называются слова, которые означают одно и тоже, но пишутся по-разному? (Синонимы) (Закрыть доску)
Упр. 141
- Прочитайте 1 предложение. Найдите глаголы. Одинаковое у них написание? (Да.) Одинаковое у них значение? (Нет.)
- Как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение? (Омонимы). Значит, в предложении есть омонимы. Это глаголы «пою».
- Запишите 1 предложение. Объясните постановку запятой. Разберите по членам предложение.
- Мы называли разные лексические единицы языка.
Слайд 9
Вывод 3. Есть разные лексические единицы языка: глаголы- антонимы, синонимы, омонимы. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)
В) Прямое и переносное значение глаголов.
- Запишите предложения:
Костры ярко горят в ночи. Щёки алые горят на морозе.
- Назовите глаголы в этих предложениях.
- Какой глагол употреблён в прямом, какой в переносном значении?
- Я назову предложения, а вы подумайте, в каком значении (прямом или в переносном) употреблены глаголы.
Время бежит. Спортсмен бежит. Река бежит. Суп бежит.
- Какой вывод можно сделать?
Слайд 10
Вывод 4. Глаголы в прямом и переносном значении делают нашу речь точной и выразительной. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)
На уроках литературного чтения мы часто называем изобразительно-языковые средства. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Это глаголы-олицетворение (перенесение свойств с одного предмета на другой.) Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него.
Н-р: Лазурь небесная смеётся, (Дать прочитать ученику)
Ночной омытая грозой…
Поют деревья, блещут воды (Ф. Тютчев)
(Выключить)
- Настало время отдыха.
YІ. Физкультминутка
1) Для улучшения мозгового кровообращения
2) Для снятия утомления с плечевого пояса
3) Для мобилизации внимания
4) Подготовка к работе
- Если вы услышите глагол – хлопните в ладоши, а если это слово не глагол – топните ногой.
Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредит, бобёр, ковёр, костёр, навёл.
5) Присядьте.
1 - Руки за спинку стула – прогнулись,
2- повернулись друг к другу – улыбнулись,
3- и. п., руки положите на парту, проверьте свою посадку.
YІІ. Продолжение работы по теме
1) В чистописании мы не назвали родственное слово – глагол с корнем «свет». Подберите однокоренной глагол (светлеть).
2) - В нашей речи встречаются фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Глаголы помогают нам заменить фразеологические обороты.
Слайд 11
- Замените фразеологизмы глаголами.
- Запишите предложение с любым фразеологическим оборотом и глаголом, его заменяющим.
Слайд 12
- Итак, какую роль играют глаголы, если встречаются фразеологические обороты?
Вывод 5. Глаголы помогают нам заменить фразеологические обороты. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)
YІІІ. Самостоятельная работа
- Какова роль глаголов в тексте?
1) Отгадайте загадку
Слайд 13
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
- Какие глаголы помогли передать шествие весны? (Ревёт, разламывает, вернулся, проснулся, прибывает, бывает.)
- Весной появляется много цветов. Вы знаете, какой цвет называют первоцветом? (Ученикам розданы тексты по вариантам. Чтение вслух текста.)
Текст 1
Весенний первоцвет
1-в Ещё в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные сугробы пробиваются первые весенние цветы. Такие цветы называют первоцветами. Ранней весной расцветает удивительный цветок. Он напоминает маленькое солнышко.
2-в Его жёлтые лепесточки, словно тонкие лучики солнца, протянулись к свету. Странное название у этого цветка. В народе его окрестили мать-и-мачеха. Одна сторона листа жёсткая и холодная, словно мачеха. Приложишь листок этой стороной к щеке и почувствуешь лёгкую прохладу. А с другой стороны листа поверхность тёплая, словно руки родной матери. Ладонью ощущаешь тепло.
- Так какой цветок называют первоцветом? (Мать-и-мачеху.)
- За что этот цвет так называют? (Одна сторона мягкая, словно руки матери, другая – холодная, как мачеха.)
Задание: выпишите из текста глаголы через запятую, объясните в этих словах орфограммы.
Слайд 14 (Проверка)
- Поднимите руку, у кого правильно. Поставьте «5» на полях.
- Назовите проверочные слова к этим глаголам (проверяем без. гласную).
(Выключить.)
2) Этот год объявлен годом экологии. Мы выбрали тему проекта – «Буроголовая гаичка – птица 2017 года».
- Мы подготовили рисунки, сделали кормушки, изучаем материал об этой птице. Что мы можем рассказать о гаичке?
Работа с деформированным текстом.
- Прочитайте текст. (На партах тексты №2 – разноуровневые задания.)
Проверка (чтение цепочкой.)
1 группа.
В нашей стране буроголовая гаичка обитает в лесной зоне. Народное название «пухляк» эта птичка получила за то, что в холода сильно распушает оперение и превращается в пухлый рыхлый шарик.
2 группа.
Гаички питаются примерно одинаково: в основной корм входят семена всевозможных растений (например, можжевельника и подсолнуха, плоды деревьев, небольшие орешки, насекомые. Весной запасаются семена сосны и ели. Осенью гаички прячут различных насекомых и семена растений, ищут корм среди опавшей листвы.
3 группа.
До зимы птицы кочуют (перелетают) с места на место.
Буроголовые гаички делают (строят) зачастую новые гнёзда. Часто устраивают дупла в трухлявых пнях невысоко над землёй или в трухлявых обломанных стволах деревьев.
3) Комментированное письмо. Списать предложение, объяснить орфограммы.
- Работая над проектом, мы говорили, какую помощь мы можем оказать гаичкам, особенно зимой.
- Спишите предложение. Объясните орфограммы, постановку знака препинания.
Мы для гаичек (з, с)делали кормушки, проводили зимнюю подкормку птиц.
- Итак, в текстах, с которыми мы работали, преобладает много глаголов. Какова роль глаголов в тексте?
Слайд 15
Вывод 6. Преобладание, наличие глаголов способствует эмоциональности, яркости текста. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)
• Резервное задание
1) - Мы умеем различать глаголы с др. частями речи.
– Чем отличается сущ.. и глаголы? (Существительные отвечают на вопросы кто? что, а глаголы – что делать? что сделать)
Упр. 143.
- Прочитайте 1 предложение. Какой частью речи являются выделенные слова? Докажите. (Списать 1 предл., обозначить части речи выделенных слов.)
- Что в этом предложении указывает на разные части речи? (Написание «от» – предлог перед сущ. и приставка у глагола.)
- 2-3 предл. (устно,
4 предл. – сам-но 1-в, 5 предложение – 2-в.
Проверка.
Обобщение по кластеру:
ІX. Подведение итогов
1) Итак, глагол – одна из самых богатых частей речи.
2) По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Какие глаголы звучат чаще всего?
Слайд 16 Самыми употребляемыми глаголами являются: сказать, говорить, знать, видеть, мочь, стать.
3) Недаром писатель Алексей Югов говорил:
Слайд 17
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».
Слайд 18 4) Мы видим примеры в литературе: С. Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.
Герой рассказа И. С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро…»
У А. Толстого читаем: «Мужики разглагольствовали…»
X. Домашнее задание: стр. 70 упр. 144; найти примеры фразеологических оборотов, знать глаголы, их заменяющие.
XI. Рефлексия
1) Урок подходит к завершению. Мы много называли сегодня глаголов. Придумайте глаголы, которые начинаются с каждой буквы слова «УРОК». Что мы делали на уроке?
Слайд 19
У – учились, узнавали, упражнялись.
Р – рассуждали, развивали умения определять глаголы по значению; развивали внимание, мышление, память, орфографическую зоркость.
О – отвечали на вопросы, объясняли написание глаголов, их лексическое значение.
К – комментировали, контролировали ответы товарищей.
- А также мы думали, говорили, мыслили.
Слайд 20
2) Закончите предложения:
Сегодня на уроке
• Мы повторяли … .
• Самым интересным было … .
• Затруднение вызвало задание … .
• В повторении материала мне помогли ….
Слайд 21
- Завершим урок словами писателя К. Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
- Открывая все новые и новые тайны нашего языка, мы убеждаемся в этом каждый урок.
- Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
- Вы все были активными, дружелюбными, проявили старание. И все вы заслуживаете благодарности.
Слайд 22
Спасибо за урок.
(Выставление оценок.)