Получи документы

«Значение глаголов в языке и в речи». Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Волчок Светлана
«Значение глаголов в языке и в речи». Конспект урока по русскому языку в 4 классе
▼ Скачать +Заказ

Тема: «Значение глаголов в языке и в речи».

Цели: 1) актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке и речи;

2) создать условия для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся через самостоятельную и фронтальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

1) повторить изученное о признаках глагола, о его лексическом значении;

2) расширить представления о роли глаголов в языке и речи;

3) развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение;

4) способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

5) продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся; расширять словарный запас; развивать память учащихся;

6) прививать аккуратность ведения тетради;

7) воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД, на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные (УУД):

систематизировать знания о глаголе, как части речи;

знать происхождение слова «глагол», знать роль глагола в тексте, предложении, в речи;

овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи;

способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устно и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;

коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: урок рефлексии; вид урока: комбинированный.

Методы: (словесный, практический, частично-поисковый, творческий).

• активные (АМО): учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

• проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

• метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.

• эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приёмы в форме занимательных игр, исследований.

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, практический, частично-поисковый, творческий;

2) методы стимулирования и мотивации: метод формирования познавательного интереса и создание ситуации успеха в учении.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, диалог: учитель ученик, ученик учитель, ученик ученик.

Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации, демонстрационные карточки для кластера; магнитная доска, магниты; раздаточный материал (карточки с текстами № 1 и № 2 по вариантам для самостоятельной работы).

Ход урока

І Оргмомент

1) Эмоциональный настрой на работу.

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему(«Привет!»)

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой (привет).

Вам улыбнутся все в ответ от слова доброго(«Привет»).

И вы запомните совет: «Дарите людям всем(«Привет»).

- У нас сегодня гости. Поприветствуйте их, поделитесь с ними своей улыбкой.

- С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну Знаний.

• Подписывается число, классная работа

ІІ Чистописание

1) Мы приветствуем вежливые слова, поступки. Один из крупнейших русских историков, профессор, академик Василий Осипович Ключевский говорил: «Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости».

Поэтому начнём урок с минутки чистописания.

2) - Какое сейчас время года? (Весна). Вам нравится это время?

-Весной нам светло от солнышка, светло от улыбок окружающих.

Назовите первый звук в слове «светло». Охарактеризуйте его.

([с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.)

- Какой буквой он обозначается? (эс)

3) - Мы повторим написание строчной буквы «с» и слияний с другими буквами.

(На доске: с сс со сх ас)

4) –Какой частью речи выражено слово «светло»? (Наречием.)

-Запишите слово «светло».

- Подберите однокоренные существительное, прилагательное. Запишите.

(свет светлый)

- Почему эти слова являются однокоренными? (Близки по смыслу, у них есть одинаковый корень).

-Назовите слово, в котором безударную гласную надо проверять (светло).

- Какие родственные слова являются проверочными? (Закрыть справа доску)

ІІІ. Актуализация опорных знаний

1) Отгадайте загадку

Слайд 1

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам (глагол).

2) - Откуда у глагола такое интересное название?

Слайд 2

Рассказать нам об этом может «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля:

«Глагол – слово, речь, мысль…

Глаголь – название буквы Г в славянской и русской азбуке».

Слайд 3

Вспомните: аз, буки, веди, глаголь, добро – название букв старославянской азбуки…

Слайд 4

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр., рода (в прош. вр.)

- Есть объяснения понятия «глагол» и в других словарях.

3) - Как вы думаете, какова тема урока сегодня?

(С этой частью речи мы знакомились в предыдущие годы.)

ІY. Постановка темы и цели урока

1) Тема урока: «Значение глаголов в языке и в речи». (Запись темы слева на доске)

- Повторим всё, что нам известно о глаголе,

уточним значение глаголов,

расширим представления о роли глаголов в языке и речи.

- В ходе урока мы будем составлять кластер. В центре поместим тему урока: «Значение глаголов в языке и в речи» (Учитель прикрепляет на магнитную доску тему урока.)

(На доске)

Удел знания - говорить, удел мудрости - слушать. (Оливер Холмз)

- Я желаю вам сегодня быть мудрыми, внимательно слушать, думать, делиться знаниями друг с другом и приобретать новые знания. Пусть это высказывание станет эпиграфом нашего урока.

Y. Работа по теме

1) Фронтальный обзор знаний

Слайд 5

- Что мы знаем о глаголе? (Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. В предложении является сказуемым.

Глагол изменяется по числам, временам, в наст. вр. и буд. вр. – по лицам, а в прошедшем времени ед. ч. – по родам.)

Слайд 6

Проверка. (Выключить.)

2) – В каком значении выступает глагол, обозначающий действие предмета?

Работа по учебнику (упр. 140)

а) – Прочитайте слова.

- Назовите глаголы со значением речи (спросить, рассказывать, говорить.)

- Глаголы звучания (мяукать, жужжать).

- Глаголы труда (работать, строить, рисовать).

- Глаголы мысли (думать, размышлять).

- Глаголы проявления чувств (радоваться, грустить).

б) - Что называют антонимами? (Слова, противоположные по смыслу.)

- Назовите антоним слову радоваться (грустить); говорить (молчать, смеяться (плакать).

в) - Запишем глаголы, которые обозначают движение (бежать, идти, ехать, лететь) (Письмо с комментированием.)

- Назовите глаголы с проверяемой безударной гласной, с непроизносимым согласным. Что общего у глаголов «бежать, ехать, лететь»? (ь)

г) - Составьте сложное предложение с любым из этих глаголов можно в другой форме.

Лесник шёл по осиновой роще, и вдруг на тропинку выбежал заяц.

- Подчеркните грамматические основы.

- Каким членом предложения является глагол?

- Объясните постановку запятой.

- Итак, глаголы, обозначающие действие предмета, какие значения могут иметь?

Слайд 7

Вывод 1. Глаголы обозначают действие предмета и могут иметь значение движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)

3) Какие бывают глаголы?

а) Многозначность глаголов

-Прочитайте стихотворение Г. Гюйко. (На доске)

За столом сказала мама:

- Хватит языком болтать.

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

- Найдите, какие словосочетания имеют несколько значений.

- Объясните, как вы понимаете значение словосочетаний «болтать языком» (слишком много говорить; говорить вздор, «болтать ногами» (делать движения из стороны в сторону).

- Итак, если глаголы имеют несколько значений, как их можно назвать?

Слайд 8

Вывод 2. Глаголы бывают многозначными. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)

(Выключить)

б) Лексические средства языка

– Мы называли сегодня антонимы. (Это слова, противоположные по смыслу).

- Прочитайте стихотворение И. Токмаковой (на доске).

Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

- Назовите глаголы (зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет).

- Это слова одинаковые по смыслу? Как вы думаете, для чего их употребили в этом стихотворении? (Чтобы передать точнее состояние деревца.) Как называются слова, которые означают одно и тоже, но пишутся по-разному? (Синонимы) (Закрыть доску)

Упр. 141

- Прочитайте 1 предложение. Найдите глаголы. Одинаковое у них написание? (Да.) Одинаковое у них значение? (Нет.)

- Как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение? (Омонимы). Значит, в предложении есть омонимы. Это глаголы «пою».

- Запишите 1 предложение. Объясните постановку запятой. Разберите по членам предложение.

- Мы называли разные лексические единицы языка.

Слайд 9

Вывод 3. Есть разные лексические единицы языка: глаголы- антонимы, синонимы, омонимы. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)

В) Прямое и переносное значение глаголов.

- Запишите предложения:

Костры ярко горят в ночи. Щёки алые горят на морозе.

- Назовите глаголы в этих предложениях.

- Какой глагол употреблён в прямом, какой в переносном значении?

- Я назову предложения, а вы подумайте, в каком значении (прямом или в переносном) употреблены глаголы.

Время бежит. Спортсмен бежит. Река бежит. Суп бежит.

- Какой вывод можно сделать?

Слайд 10

Вывод 4. Глаголы в прямом и переносном значении делают нашу речь точной и выразительной. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)

На уроках литературного чтения мы часто называем изобразительно-языковые средства. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Это глаголы-олицетворение (перенесение свойств с одного предмета на другой.) Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него.

Н-р: Лазурь небесная смеётся, (Дать прочитать ученику)

Ночной омытая грозой…

Поют деревья, блещут воды (Ф. Тютчев)

(Выключить)

- Настало время отдыха.

YІ. Физкультминутка

1) Для улучшения мозгового кровообращения

2) Для снятия утомления с плечевого пояса

3) Для мобилизации внимания

4) Подготовка к работе

- Если вы услышите глагол – хлопните в ладоши, а если это слово не глагол – топните ногой.

Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредит, бобёр, ковёр, костёр, навёл.

5) Присядьте.

1 - Руки за спинку стула – прогнулись,

2- повернулись друг к другу – улыбнулись,

3- и. п., руки положите на парту, проверьте свою посадку.

YІІ. Продолжение работы по теме

1) В чистописании мы не назвали родственное слово – глагол с корнем «свет». Подберите однокоренной глагол (светлеть).

2) - В нашей речи встречаются фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Глаголы помогают нам заменить фразеологические обороты.

Слайд 11

- Замените фразеологизмы глаголами.

- Запишите предложение с любым фразеологическим оборотом и глаголом, его заменяющим.

Слайд 12

- Итак, какую роль играют глаголы, если встречаются фразеологические обороты?

Вывод 5. Глаголы помогают нам заменить фразеологические обороты. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)

YІІІ. Самостоятельная работа

- Какова роль глаголов в тексте?

1) Отгадайте загадку

Слайд 13

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

- Какие глаголы помогли передать шествие весны? (Ревёт, разламывает, вернулся, проснулся, прибывает, бывает.)

- Весной появляется много цветов. Вы знаете, какой цвет называют первоцветом? (Ученикам розданы тексты по вариантам. Чтение вслух текста.)

Текст 1

Весенний первоцвет

1-в Ещё в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные сугробы пробиваются первые весенние цветы. Такие цветы называют первоцветами. Ранней весной расцветает удивительный цветок. Он напоминает маленькое солнышко.

2-в Его жёлтые лепесточки, словно тонкие лучики солнца, протянулись к свету. Странное название у этого цветка. В народе его окрестили мать-и-мачеха. Одна сторона листа жёсткая и холодная, словно мачеха. Приложишь листок этой стороной к щеке и почувствуешь лёгкую прохладу. А с другой стороны листа поверхность тёплая, словно руки родной матери. Ладонью ощущаешь тепло.

- Так какой цветок называют первоцветом? (Мать-и-мачеху.)

- За что этот цвет так называют? (Одна сторона мягкая, словно руки матери, другая – холодная, как мачеха.)

Задание: выпишите из текста глаголы через запятую, объясните в этих словах орфограммы.

Слайд 14 (Проверка)

- Поднимите руку, у кого правильно. Поставьте «5» на полях.

- Назовите проверочные слова к этим глаголам (проверяем без. гласную).

(Выключить.)

2) Этот год объявлен годом экологии. Мы выбрали тему проекта – «Буроголовая гаичка – птица 2017 года».

- Мы подготовили рисунки, сделали кормушки, изучаем материал об этой птице. Что мы можем рассказать о гаичке?

Работа с деформированным текстом.

- Прочитайте текст. (На партах тексты №2 – разноуровневые задания.)

Проверка (чтение цепочкой.)

1 группа.

В нашей стране буроголовая гаичка обитает в лесной зоне. Народное название «пухляк» эта птичка получила за то, что в холода сильно распушает оперение и превращается в пухлый рыхлый шарик.

2 группа.

Гаички питаются примерно одинаково: в основной корм входят семена всевозможных растений (например, можжевельника и подсолнуха, плоды деревьев, небольшие орешки, насекомые. Весной запасаются семена сосны и ели. Осенью гаички прячут различных насекомых и семена растений, ищут корм среди опавшей листвы.

3 группа.

До зимы птицы кочуют (перелетают) с места на место.

Буроголовые гаички делают (строят) зачастую новые гнёзда. Часто устраивают дупла в трухлявых пнях невысоко над землёй или в трухлявых обломанных стволах деревьев.

3) Комментированное письмо. Списать предложение, объяснить орфограммы.

- Работая над проектом, мы говорили, какую помощь мы можем оказать гаичкам, особенно зимой.

- Спишите предложение. Объясните орфограммы, постановку знака препинания.

Мы для гаичек (з, с)делали кормушки, проводили зимнюю подкормку птиц.

- Итак, в текстах, с которыми мы работали, преобладает много глаголов. Какова роль глаголов в тексте?

Слайд 15

Вывод 6. Преобладание, наличие глаголов способствует эмоциональности, яркости текста. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)

• Резервное задание

1) - Мы умеем различать глаголы с др. частями речи.

– Чем отличается сущ.. и глаголы? (Существительные отвечают на вопросы кто? что, а глаголы – что делать? что сделать)

Упр. 143.

- Прочитайте 1 предложение. Какой частью речи являются выделенные слова? Докажите. (Списать 1 предл., обозначить части речи выделенных слов.)

- Что в этом предложении указывает на разные части речи? (Написание «от» – предлог перед сущ. и приставка у глагола.)

- 2-3 предл. (устно,

4 предл. – сам-но 1-в, 5 предложение – 2-в.

Проверка.

Обобщение по кластеру:

ІX. Подведение итогов

1) Итак, глагол – одна из самых богатых частей речи.

2) По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Какие глаголы звучат чаще всего?

Слайд 16 Самыми употребляемыми глаголами являются: сказать, говорить, знать, видеть, мочь, стать.

3) Недаром писатель Алексей Югов говорил:

Слайд 17

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».

Слайд 18 4) Мы видим примеры в литературе: С. Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.

Герой рассказа И. С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро…»

У А. Толстого читаем: «Мужики разглагольствовали…»

X. Домашнее задание: стр. 70 упр. 144; найти примеры фразеологических оборотов, знать глаголы, их заменяющие.

XI. Рефлексия

1) Урок подходит к завершению. Мы много называли сегодня глаголов. Придумайте глаголы, которые начинаются с каждой буквы слова «УРОК». Что мы делали на уроке?

Слайд 19

У – учились, узнавали, упражнялись.

Р – рассуждали, развивали умения определять глаголы по значению; развивали внимание, мышление, память, орфографическую зоркость.

О – отвечали на вопросы, объясняли написание глаголов, их лексическое значение.

К – комментировали, контролировали ответы товарищей.

- А также мы думали, говорили, мыслили.

Слайд 20

2) Закончите предложения:

Сегодня на уроке

• Мы повторяли … .

• Самым интересным было … .

• Затруднение вызвало задание … .

• В повторении материала мне помогли ….

Слайд 21

- Завершим урок словами писателя К. Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

- Открывая все новые и новые тайны нашего языка, мы убеждаемся в этом каждый урок.

- Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

- Вы все были активными, дружелюбными, проявили старание. И все вы заслуживаете благодарности.

Слайд 22

Спасибо за урок.

(Выставление оценок.)

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе туркменской школы «Друзья» Урок по русскому языку в 4 классе туркменской школы. 1. Тема урока:, Друзья!". 2. Цель урока: а). Обучщая -дать понятие учащимся о дружбе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Значение глаголов в языке и в речи». Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Опубликовано: 17 ноября 2024 в 14:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Значение глаголов в языке и в речи». Конспект урока по русскому языку в 4 классе» (включая файлы) размещена пользователем Волчок Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД