Алла Петровна Мальцева
Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему «Правописание частицы НЕ с глаголами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : Урок изучения и закрепления новых знаний.
Цель: создать условия для открытия новых знаний правописания частицы не с глаголами.
Задачи:
• образовательные: познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
• развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
• воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Публикация «Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему „Правописание частицы НЕ с глаголами“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя как носителя русского языка;
- становление положительного отношения к учению (к уроку русского языка);
- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- планирование своих действий;
- действие по намеченному плану;
- оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;
- нахождение в материалах учебника, в словарях необходимой информации;
- коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- участие в общей беседе;
- участие в совместной деятельности;
- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения.
Предметные:
- умение распознавать глаголы в тексте;
- умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;
- умение правильно писать частицу не с глаголами
Методы и формы работы. Методы: наглядный, частично-поисковый, контроля
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: учебник для 3 класса,2 часть УМК Школа России Т. Г. Рамзаева ООО «Дрофа»2010, компьютер, интерактивная доска, презентация, толковые словари.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Этапы урока :
1. Мотивация к учебной деятельности. УУД- Готовность и способность к саморазвитию. Сформированность мотивации к обучению. Характеризовать способы каллиграфического письма.
Слайд 2
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание.
Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке –ФИЗМИНУТКА-подготовка кисти рук к письму Интерактивы «Каллиграфия».
Слайды 3- 7
Не не
Словарная работа.
Слайды 8- 13
Ужин, библиотека, топор.
Топор - Т. сл. Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом.
Переносное значение. Как топор плавает…. Хоть топор вешай…
2. Актуализация и пробное учебное действие.
УУД- Актуализировать свои знания для выделения места затруднения
Формирование навыков грамотного письма
Слайды - 14-15
- Что вы знаете о глаголе? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Что еще вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
- Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что делает? что делают?
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?
- Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.
3. Выявление места и причины затруднения. УУД- Прогнозировать результат.
- Какое сейчас время года?
- Всем нам хочется пойти в гости к матушке природе.
- А давайте вспомним какие нужно соблюдать правила поведения в природе. Слайд - 16
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает?
/ Здесь везде надо добавить не/
- Вы совершенно правы!
4. Построение проекта выхода из затруднения. УУД-Готовность и способность к саморазвитию. Сформированность мотивации к обучению
Формировать алгоритм.
НЕ срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Значит, что нового мы узнаем о глаголе? /как пишется частица не с глаголами/ Слайды - 17-18
- Так какая тема нашего урока?
Тема: Правописание не с глаголами.
Цели урока :
• Познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
• Познакомить с глаголами- исключениями.
Слайд - 19
5. Реализация построенного проекта. УУД- Формировать устные и письменные алгоритмы выполнения. Формирование навыков грамотного письма. Формировать умение слышать, слушать и понимать.
- Прочитайте правило на стр. 99
Упр. 589 (Выписать в 2 столб. глаголы : 1- без частицы, 2- с частицей не)- 2 человека работают у доски
– Как пишется частица НЕ с глаголами?
– Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?
– Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
Они не являются членами предложения.
К ним нельзя поставить вопрос.
- Внимательно послушайте сказку.
Сказка. «Сила любви».
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.
Слова исключения: Слайды – 22 - 23
6. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.
УУД- Формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга
Производить взаимопроверку
Упр. 592 (устно). Дополни пословицы подходящими по смыслу глаголами с не
- Какой смысл приобретает глагол, если перед ним стоит не?
- Как пишется не с глаголами?
- Составь предложение, в котором глагол имеет отрицательный смысл. Проверь.
Физкультминутка
«Капитошка»
Слайды 25 - 33
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону.
УУД- Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения
Самостоятельность мышления.
Работа с пословицами.
– Составьте пословицы, объясните их смысл.
Кто (не) работает (не) сидеть на печи.
Есть калачи - торопись делом.
(Не) спеши языком, тот (не) ест.
– Запишите пословицы, раскрывая скобки.
– Прочитайте глаголы с частицей НЕ.
– Как написали эти слова, почему?
Слайд - 34
8. Включение в систему знаний и повторений.
УУД- Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения упражнений
1. Тест
1 НЕ – это.
• Приставка
Предлог
• Частица
2 Не с глаголами пишется.
• Отдельно
Слитно
• Когда как
3 Выбери раздельное написание.
• (Не) веста
(Не) навидел
• (Не) ждёт
Слайды – 35 - 36
2. Стихотворение – памятка.
Для лучшего запоминания предлагаю вам стихотворение-памятку,но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами.
Слайд - 37
___ выучил- __ делай,
___ знаешь- __ спеши,
С глаголами ___
Частицу ___ пиши.
Домашнее задание: с. 99. Выучить правило.
Упр. 593
Слайд - 38
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
УУД- Способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения.
-Что новое для себя открыл каждый из вас?
- «Я сегодня научился…», «Мне понравилось…», «Мне это обязательно пригодится….»
Давайте сделаем вывод: большинство учащихся считает, что усвоили материал. Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой.
«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».
На этом урок закончен.
Список используемой литературы:
1. Учебник для 3 класса,2 часть УМК Школа России Т. Г. Рамзаева ООО «Дрофа»2010
2. ВолинаВ. В. Весёлая грамматика. – М. : Знание, 2008
3. Я иду на урок в начальную школу : Русский язык. Книга 1: Книга Я11 для учителя. - М. :Издательство «Первое сентября», 2001.-320 с. : ил. ISBN 5-8246-0001-5. Редактор-составитель: М. А. Козлова