Татьянина Наталья
Конспект урока по русскому языку для младших школьников «Разделительный мягкий знак»
▼ Скачать + Заказать документы
«Разделительный мягкий знак»
Цели урока : формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты:
Предметные: находить в текстах слова, в которых пишется разделительный мягкий знак.
Метапредметные:
Публикация «Конспект урока по русскому языку для младших школьников „Разделительный мягкий знак“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
Познавательные: формирование умения осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения; формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации; формирование умения интерпретировать информацию, заданную опорными символами.
Регулятивные: формирование умения отделять известное от неизвестного, формулировать цели своей работы, выполнять самоконтроль и самопроверку.
Коммуникативные: формирование умения точно отвечать на поставленный вопрос; выступать перед коллективом; доказывать свою точку зрения.
Личностные: формирование умения критически подойти к своему ответу, самоанализу при выставлении отметок, осуществление оценки работ и ответов одноклассников на основе критериев учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, ноутбук рабочие тетради, раздаточный материал, толковый словарь С. Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
-А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»
2. Актуализация знаний
- Откройте тетрадочку.
- Сколько строчек нужно отступить вниз? (две строки)
- Что нужно записать в тетрадь (число, классная работа)
- Отгадайте загадку и догадайтесь,какую букву мы будем сегодня писать.
Что за буква кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать. (ь знак)
- Молодцы, все правильно. сегодня мы будем писать Ь знак. Но прежде чем мы начнем писать давайте посмотрим на слово на доске. На доске записано слово метель, подберите к данному слову синонимы (Пурга, вьюга).
- Сколько в слове метель букв? Напишите на первой строчке Ь знак столько же раз. Посчитайте сколько в слове МЕТЕЛЬ звуков? На второй строчке напишите Ь столько же раз. Самую красивую букву обведите в кружочек. Сравните, на какой строчке букв больше и объясните почему?
- Пишем по образцу и диктуем себе вслух (Пишу строчную букву Ь знак, пишу красиво, аккуратно).
- Что вы знаете о букве Ь знак? (НЕ бывает заглавной). Какие особенности есть у этой буквы? (не обозначает звука). Какую работу в русском языке выполняет Ь знак
(смягчает согласный звук,стоящий впереди него).
3. Постановка учебной задачи.
- Сейчас мы с вами проведем словарную работу. Для её выполнения у вас на столе лежат карточки в которых пропущены буквы, вам нужно вставить эти буквы.
К…ньки, т. традь, уч. тель,м…рковь, п. льто, м…дведь. (Дети выполняют работу на карточках).
- Выполнили, молодцы, а теперь посмотрите на доску и проверьте написание слов на листочке. При необходимости исправьте ошибки.
- А теперь ответьте мне пожалуйста на вопросы:
- Что объединяет все эти слова? (ь знак (словарные слова)
- Почему их так называют?
- На какие 2 группы можно разделить? (1. Одушевленные, неодушевленные, 2. ь знак в конце, в середине).
- Какую работу выполняет ь знак в этих словах? (Ь знак как показатель мягкости согласного звука)
- Молодцы, вы всё правильно ответили, а теперь возьмите в руки карандашики и обведите Ь знак в словах. Подчеркните букву после которой стоит Ь знак одной чертой и двумя линиями подчеркните букву (если она есть) которая стоит после Ь знака. Внимательно посмотрите на слова и скажите,где в слове может стоять Ь знак
- Где может стоять ь знак, который смягчает согласный( после согласного звука.)
Между какими буквами он стоит? (между согласными). Какой вывод мы можем сделать о месте Ь знака в ловах? (Ь знак стоит после согласного звука на конце слова или в корне слова. ,когда после мягкого согласного звука стоит согласный звук)
- Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о Ь, или существуют другие? (нет, не все есть ещё другие правила и знания).
- Хотите узнать? (да очень хотим).
- Тогда за работу!
- Посмотрите на слова, которые записаны на доске: ПЛАТЬЕ, СЕМЬЯ, ВАРЕНЬЕ. Что мы можем сказать про Ь знак в этих словах? Какую работу он выполняет (Он разделяет буквы в словах, чтобы их значение стало понятным)
- Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как будет называться тема нашего урока (Дети отвечают)
Давайте откроем учебник на стр. 31 и прочитаем тему урока. Тема урока : Разделительный Ь знак. Наши предположения совпали? (Да)
- Как вы думаете, ему мы сегодня будем учится? Мы будем учиться грамотно, писать слова, с разделительным Ь и узнаем, какую работу он выполняет в слове.
4 .Открытие новых знаний
- Прочитаем задание в упр. 51
полю[ п а л у] солю[сал у]
полью[пал йу] солью [сол йю]
- Сколько звуков мы слышим в словах с мягким знаком после согласного? Давайте разберём лексическое значение слов и сравним их написание)
- Продолжаем дальше работу по учебнику. Обратите внимание, какие буквы стоят после Ь знака? Что мы можем про них сказать (Это йотированные гласные буквы)
Что мы о них знаем? Сколько они дают звуков? (Дают два звука в начале слова, после гласного и после разделительного Ь)
- Продолжаем дальше и выполняем задание у доски. Наша с вами задача составить с одним из слов предложение и подчеркнуть в нём грамматическую основу. А что является грамматической основой предложения (Это подлежащее и сказуемое). Абсолютно правильно, выполняем работу.
- Ребята обратите своё внимание на правило Бабушки Совы. Скажите для чего оно нам нужно (Правила Бабушки Совы всегда дают нам подсказку.)
Физкультминутка.
- Мы с вами поработали и теперь предлагаю немного отдохнуть. Я буду читать слова, а вы будете хлопать если в слове встретиться ь знак показатель мягкости. Если в слове встретится разделительный Ь знак, то надо будет топать.
МАРЬЯ, МЕТЕЛЬ, СОФЬЯ, ИГОРЬ, ТЕТРАДЬ, СОЛЬ, ТАТЬЯНА, ЛЕНЬ, ТЕНЬ.
5. Изучение нового материала.
- Отдохнули, сил поднабрались, а теперь я предлагаю вам провести исследовательскую работу. Давайте попробуем сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака.
- Для того чтобы правильно выполнить нашу с вами исследовательскую работу нам потребуются слова в которых есть разделительный мягкий знак. И инструменты, с помощью которых мы сможем провести исследования.
- Инструментами будут задания, которые нам будет нужно выполнить в ходе работы.
- Под диктовку мы с вами запишем несколько слов с разделительным мягким знаком, а затем проведем исследование.
ДЕРЕВЬЯ, СОЛОВЬИ, НОЧЬЮ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЛЬЁ.
а) прочитай слова, обведи Ь знак в кружок
б) букву, которая стоит перед мягким знаком - подчеркни одной чертой
в) букву которая стоит после Ь знака - подчеркни двумя линиями.
г) сделай вывод: где пишется разделительный мягкий знак в слове?
Запишите свой вывод в розовой карточке.
Разделительный мягкий знак пишется после___ перед гласными___(перечисли гласные)
- Давайте проверим, что у нас получилось. (Ученики читают выполненные задания).
- А теперь откройте стр. 32 и прочитайте правило. Совпало ли наше открытие с правилом написания разделительного Ь знака? Скажите, место написания разделительного мягкого знака является опасным? (Да) Значит мы можем сказать, что написание разделительного мягкого знака является орфограммой. -
- Чтобы,закрепить наши знания давайте выполним упр. 38 самостоятельно.
6. Рефлексия
- Какое открытие мы сегодня сделали? (что мягкий знак может быть не только показателем мягкости, но и разделительным)
- Что нового и интересного вы узнали на уроке? По каким признакам мы можем определить наличие разделительно мягкого знака в слове.
- Как вы считаете, полезными ли для нас будут знания о разделительном мягком знаке полученные сегодня на уроке.? Для чего нам нужны эти знания?
- Скажите, место написания разделительного мягкого знака является опасным (Да) Значит мы можем сказать, что написание разделительного мягкого знака является орфограммой.
- Все правильно, вы сегодня хорошо потрудились и были большими молодцами! А теперь я попрошу вас взять в руки смайлики. Если вам было интересно на уроке, то возьмите в руки зеленый, если не интересно, то желтый подпишите свои имени и прикрепите смайлик к доске.
- А теперь откроем с вами дневники и запишем домашнее задание стр. 33,упр. 56.