Гордиевских Елена
Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе вспомогательной школы по теме «Растения леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
по предмету
«Человек и мир»
в 3 классе
Тема: Растения леса
учитель начальных классов :
Гордиевских Елена Петровна
Тема: «Растения леса»
Публикация «Конспект урока по предмету „Человек и мир“ в 3 классе вспомогательной школы по теме „Растения леса“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Цели: расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания; развивать умения описывать и распознавать растения, работать в парах; содействовать воспитанию чувства восхищения красотой природы, ее мудростью, а также гуманного отношения ко всему живому.
Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор или интерактивная доска,, индивидуальные карточки, гербарий (хвоя ели и сосны, ветки ели и сосны, сосновые и еловые шишки.
Ход урока.
1. Организационный момент. (СЛАЙД №1)
«С маленькой удачи начинаются большие успехи».
-Как вы понимаете эти слова? Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху. Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (Успеха, удачи.)
2. Проверка дом. задания. (СЛАЙД№2)
Отгадайте загадки.
И в неё льётся,
И из неё льётся,
А сама по земле плетётся. (Река.)
(СЛАЙД №3)
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд и озеро.)
(Учитель на доску выставляет карточки с отгадками.) (СЛАЙД№4)
- Как назвать одним словом реку и озеро? (Водоёмы)
-Чем озеро отличается от реки?
- Показать озеро, реку.
- Задания на карточках у каждого ребёнка. (СЛАЙД №5)
Подчеркнуть части реки.
Исток, берег, приток, вода, русло, рыба, устье.
(Правильные ответы на обороте. Самооценка)
- Что такое исток, приток, русло, устье?
- Назвать самые крупные реки. (Днепр, Березина, Сож, Припять, Нёман, Западный Буг, Западная Двина)
- Самое большое озеро? (Нарочь)
- Самое глубокое озеро? (Долгое, Витебская область)
-Что является причиной загрязнения воды в наших водоёмах?
(СЛАЙД№6)
-Объяснить смысл высказывания «Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы»
3. Тема урока. (СЛАЙД№7)
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: Стихотворение о природе.
Учитель: Что такое природа?
Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.
Учитель: Какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Учитель: Почему мы называем природу живой?
Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Учитель: Что относится к живой природе?
Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
Учитель: Что относится к неживой природе?
Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.
Учитель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?
Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.
Учитель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.
- Ребята, отгадайте загадку: (СЛАЙД №8)
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает. (Лес)
Рисунок леса.
- Сегодня будем как бы "рассматривать лес под микроскопом".
- А что же такое лес? (Ответы детей)
- Я попросила Настю подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа Ю. Дмитриева о лесе. (СЛАЙД №9)
Один художник решил нарисовать лес.
- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да как похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал, но лес всё равно стал чахнуть.
- Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.
Было темно и художник решил зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё-то фырканье.
- Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес.
- Итак, что же такое лес?
Лес - целый мир, в котором обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз.
- Лес называют природным сообществом.
Как вы думаете, почему?
- На какое слово похоже? (Общество)
(Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.)
- Отгадайте загадку: (СЛАЙД №10)
Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях.)
(СЛАЙД №11) - Тема нашего урока : " Растения леса”
4. Цели урока.
Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях леса, занесенных в Красную Книгу, о лекарственных растениях, об этажах леса, выполним интересные упражнения, поиграем.
5. Мотивация.
- Где нам могут пригодиться эти знания?
6. Физминутка для глаз.
Прежде чем мы с вами будем разглядывать лес под микроскопом, подготовим наши глаза. Выполнение упражнений для глаз.
7. Знакомство с новой темой урока.
Примерно третья часть территории Республики Беларусь покрыта лесами. В лесах растут сосна и ель. (Рисунок) (СЛАЙД №12)
- Что вы знаете о них? (Вместо листьев – иголки) (СЛАЙД №13)
- Чем иголки сосны отличаются от иголок ели? – работа в парах с гербарием (взаимооценка)
- Что ещё есть у ели и сосны? (Шишки)
-Чем они отличаются? – работа в группах с шишками (оценка учителем)
У этих деревьев листья — иголки (хвоя). Поэтому они называются хвойными. Такие леса называются хвойными. (рисунок) (СЛАЙД №14)
- В лесах растут …. Вы узнаете, когда отгадаете загадки. (СЛАЙД №15)
Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила. (Ива.)
Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой. (Берёза.)
Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые. (Дуб.)
Среди лета метелица: его пух летит и стелется. (Тополь.)
- Какие ещё деревья вы знаете? (Осина, липа, ольха, ясень, клён)
- Что вы можете сказать о листьях этих деревьев? (Широкая пластина) (СЛАЙД №16)
- Это лиственные деревья. Такие леса называются лиственными. (рисунок) (СЛАЙД №17)
- А вы знаете как разговаривает лес? Давайте послушаем!
- А есть смешанные леса. (СЛАЙД №18) В них хвойные деревья растут вместе с лиственными. (рисунок)
- Почему в городе нельзя обойтись без деревьев?
(Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву.)
- Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном. (СЛАЙД №19)
Дуб – 54кг в год.
Клен – 33кг в год.
Сосна – 35кг в год.
Ель – 32кг в год.
Игра «Чей листик?» (СЛАЙД №20)
Плакат на доске. Нужно прикрепить к листику название дерева на карточке.
Лес – дом для растений и животных, также как и для нас наши квартиры. И этот дом – тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами.
Что же это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.
(СЛАЙД№21)
- Вот все эти деревья образуют первый, самый высокий ярус. Соснам, берёзам, дубам нужно много света. Вот они и занимают верхний, самый освещённый ярус.
(СЛАЙД№22)
- Охарактеризуйте дерево. (Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону)
- О втором ярусе вы узнаете, когда расшифруете записи.
Работа в парах. (СЛАЙД №23)
ТАБЛИЦА Ключи: ОТВЕТЫ
1
КА 2
Ш 3
НА 1) 5 4 3 ЛЕЩИНА
4
ЩИ 5
ЛЕ 6
НИК 2) 1 9 3 КАЛИНА
7
РЕ 8
О 9
ЛИ 3) 8 7 2 6 ОРЕШНИК
ТАБЛИЦА Ключи: ОТВЕТЫ
1
БЕ 2
ВЕЛЬ 3
НА 1) 5 4 3 КРУШИНА
4
ШИ 5
КРУ 6
НИК 2) 1 9 10 БЕРЕСКЛЕТ
7
ЖЕ 8
МОЖ 9
РЕСК 3) 8 7 2 6 МОЖЖЕВЕЛЬНИК
10
ЛЕТ
(Выставляются рисунки) (СЛАЙД №24)
Орешник радует человека вкусными и полезными плодами. Зацветает он ранней весной одним из первых, когда в лесу ещё не растаял снег.
Можжевельник — хвойный кустарник. Его синие, сочные шишкоягоды имеют сладковатый вкус. Это привлекает птиц, особенно дроздов. Птицы раз-носят семена и способствуют расселению можжевельника. Шишкоягоды обладают лекарственными свойствами.
Второй ярус в лесу образуют разные кустарники.
- Охарактеризуйте кустарник. (СЛАЙД №25)
- Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.
3 ярус
- Травянистые растения и невысокие кустарнички образуют третий ярус.
(СЛАЙД №26)
Многие из них занесены в Красную книгу. Это прострел луговой, ветреница, ландыш. Есть лекарственные растения : Зверобой, иван-чай. А ещё в этом ярусе растут… узнаете из загадок.
Я в красной шапочке расту
среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, - зовусь я -…
(подосиновик)
Подосиновик – это не растение. Он относится к отдельному царству – грибы, но живёт в ярусе трав.
- Почему так назвали этот гриб?
- Какой корень в этом слове? (осин)
Название какого гриба образовано похожим способом? (подберёзовик)
- Какие ещё грибы знаете?
Беленькие горошки на красной шляпке.
(мухомор) – рисунки грибов.
Лес нельзя представить без грибов. Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. А ещё грибы нужны лесу потому, что ими кормятся многие животные. Ядовитый для людей мухомор — лекарство для лосей, зубров, сорок.
8. Физминутка. (СЛАЙД 27)
Есть в лесу три полочки (хлопаем в ладоши) :
Ели — елки — елочки (руки вверх, в стороны, вниз).
Лежат на елях небеса {руки вверх,
На елках — птичьи голоса (руки в стороны,
Внизу на елочках — роса (руки вниз).
(СЛАЙД 28)
По лесу мы шли-шли, на ели шишки нашли (шаг на месте, затем руки вверх,
потянулись).
По лесу мы шли-шли, на дубе желуди нашли (шаг на месте, затем руки вверх,
потянулись).
По лесу мы шли-шли, чернику-ягоду нашли (шаг на месте, затем присели, руками
будто собираем ягоды, встали).
По лесу мы шли-шли, землянику здесь нашли (шаг на месте, затем присели,
руками будто собираем ягоды, встали).
9. Работа с учебником (СЛАЙД 29)
1 Вариант Стр. 48-49
2 Вариант Стр. 50-51
-Что ещё интересного вы узнали из учебника
• О берёзе и осине,
• О дубе,
• Об орешнике,
• Можжевельнике,
• О лекарственных растениях,
• Грибах
10. Закрепление изученного. (СЛАЙД 30)
Дифференцированная работа.
5-6 1. Опознай и подпиши растения.
7-8 2. Продолжи перечисленное.
Первый ярус в смешанных лесах образуют такие деревья, как
дуб,___
Во втором ярусе произрастают кустарники :
лещина,___
9-10 3. Опознай растения по описанию, запиши названия.
Светолюбивое дерево с мелкими листьями, стволом необычного цвета, с чёрными чёрточками и полосками. ___
Крона пирамидальная, ветви до самой земли, иголки колючие, короткие, шишки крупные, цилиндрические. ___
(Сверить с ответами на доске)
Оценка учителем.
10. Подведение итогов. Оценка работы детей на уроке.
11. Домашнее задание. (СЛАЙД 31)
1. Сделать альбом с рисунками и описанием растений каждого яруса. (3л.)
2. Один листок с рисунком и описанием растения любого яруса.
3. Стр. 48-50, читать, отв. на вопр.
12. Рефлексия. (СЛАЙД 32)
Я узнал, что…
Мне было интересно….