МААМ-картинки

Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе вспомогательной школы по теме «Растения леса»

Гордиевских Елена
Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе вспомогательной школы по теме «Растения леса»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока

по предмету

«Человек и мир»

в 3 классе

Тема: Растения леса

учитель начальных классов :

Гордиевских Елена Петровна

Тема: «Растения леса»

Публикация «Конспект урока по предмету „Человек и мир“ в 3 классе вспомогательной школы по теме „Растения леса“» размещена в разделах

Цели: расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания; развивать умения описывать и распознавать растения, работать в парах; содействовать воспитанию чувства восхищения красотой природы, ее мудростью, а также гуманного отношения ко всему живому.

Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор или интерактивная доска,, индивидуальные карточки, гербарий (хвоя ели и сосны, ветки ели и сосны, сосновые и еловые шишки.

Ход урока.

1. Организационный момент. (СЛАЙД №1)

«С маленькой удачи начинаются большие успехи».

-Как вы понимаете эти слова? Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху. Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (Успеха, удачи.)

2. Проверка дом. задания. (СЛАЙД№2)

Отгадайте загадки.

И в неё льётся,

И из неё льётся,

А сама по земле плетётся. (Река.)

(СЛАЙД №3)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд и озеро.)

(Учитель на доску выставляет карточки с отгадками.) (СЛАЙД№4)

- Как назвать одним словом реку и озеро? (Водоёмы)

-Чем озеро отличается от реки?

- Показать озеро, реку.

- Задания на карточках у каждого ребёнка. (СЛАЙД №5)

Подчеркнуть части реки.

Исток, берег, приток, вода, русло, рыба, устье.

(Правильные ответы на обороте. Самооценка)

- Что такое исток, приток, русло, устье?

- Назвать самые крупные реки. (Днепр, Березина, Сож, Припять, Нёман, Западный Буг, Западная Двина)

- Самое большое озеро? (Нарочь)

- Самое глубокое озеро? (Долгое, Витебская область)

-Что является причиной загрязнения воды в наших водоёмах?

(СЛАЙД№6)

-Объяснить смысл высказывания «Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы»

3. Тема урока. (СЛАЙД№7)

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Стихотворение о природе.

Учитель: Что такое природа?

Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

Учитель: Какая бывает природа?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Учитель: Почему мы называем природу живой?

Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Учитель: Что относится к живой природе?

Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.

Учитель: Что относится к неживой природе?

Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.

Учитель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?

Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

Учитель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.

- Ребята, отгадайте загадку: (СЛАЙД №8)

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает. (Лес)

Рисунок леса.

- Сегодня будем как бы "рассматривать лес под микроскопом".

- А что же такое лес? (Ответы детей)

- Я попросила Настю подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа Ю. Дмитриева о лесе. (СЛАЙД №9)

Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да как похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал, но лес всё равно стал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

Было темно и художник решил зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё-то фырканье.

- Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес.

- Итак, что же такое лес?

Лес - целый мир, в котором обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз.

- Лес называют природным сообществом.

Как вы думаете, почему?

- На какое слово похоже? (Общество)

(Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.)

- Отгадайте загадку: (СЛАЙД №10)

Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? растениях.)

(СЛАЙД №11) - Тема нашего урока : " Растения леса”

4. Цели урока.

Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях леса, занесенных в Красную Книгу, о лекарственных растениях, об этажах леса, выполним интересные упражнения, поиграем.

5. Мотивация.

- Где нам могут пригодиться эти знания?

6. Физминутка для глаз.

Прежде чем мы с вами будем разглядывать лес под микроскопом, подготовим наши глаза. Выполнение упражнений для глаз.

7. Знакомство с новой темой урока.

Примерно третья часть территории Республики Беларусь покрыта лесами. В лесах растут сосна и ель. (Рисунок) (СЛАЙД №12)

- Что вы знаете о них? (Вместо листьев – иголки) (СЛАЙД №13)

- Чем иголки сосны отличаются от иголок ели? – работа в парах с гербарием (взаимооценка)

- Что ещё есть у ели и сосны? (Шишки)

-Чем они отличаются? – работа в группах с шишками (оценка учителем)

У этих деревьев листья — иголки (хвоя). Поэтому они называются хвойными. Такие леса называются хвойными. (рисунок) (СЛАЙД №14)

- В лесах растут …. Вы узнаете, когда отгадаете загадки. (СЛАЙД №15)

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила. (Ива.)

Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой. (Берёза.)

Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые. (Дуб.)

Среди лета метелица: его пух летит и стелется. (Тополь.)

- Какие ещё деревья вы знаете? (Осина, липа, ольха, ясень, клён)

- Что вы можете сказать о листьях этих деревьев? (Широкая пластина) (СЛАЙД №16)

- Это лиственные деревья. Такие леса называются лиственными. (рисунок) (СЛАЙД №17)

- А вы знаете как разговаривает лес? Давайте послушаем!

- А есть смешанные леса. (СЛАЙД №18) В них хвойные деревья растут вместе с лиственными. (рисунок)

- Почему в городе нельзя обойтись без деревьев?

(Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву.)

- Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном. (СЛАЙД №19)

Дуб – 54кг в год.

Клен – 33кг в год.

Сосна – 35кг в год.

Ель – 32кг в год.

Игра «Чей листик?» (СЛАЙД №20)

Плакат на доске. Нужно прикрепить к листику название дерева на карточке.

Лес – дом для растений и животных, также как и для нас наши квартиры. И этот дом – тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами.

Что же это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.

(СЛАЙД№21)

- Вот все эти деревья образуют первый, самый высокий ярус. Соснам, берёзам, дубам нужно много света. Вот они и занимают верхний, самый освещённый ярус.

(СЛАЙД№22)

- Охарактеризуйте дерево. (Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону)

- О втором ярусе вы узнаете, когда расшифруете записи.

Работа в парах. (СЛАЙД №23)

ТАБЛИЦА Ключи: ОТВЕТЫ

1

КА 2

Ш 3

НА 1) 5 4 3 ЛЕЩИНА

4

ЩИ 5

ЛЕ 6

НИК 2) 1 9 3 КАЛИНА

7

РЕ 8

О 9

ЛИ 3) 8 7 2 6 ОРЕШНИК

ТАБЛИЦА Ключи: ОТВЕТЫ

1

БЕ 2

ВЕЛЬ 3

НА 1) 5 4 3 КРУШИНА

4

ШИ 5

КРУ 6

НИК 2) 1 9 10 БЕРЕСКЛЕТ

7

ЖЕ 8

МОЖ 9

РЕСК 3) 8 7 2 6 МОЖЖЕВЕЛЬНИК

10

ЛЕТ

(Выставляются рисунки) (СЛАЙД №24)

Орешник радует человека вкусными и полезными плодами. Зацветает он ранней весной одним из первых, когда в лесу ещё не растаял снег.

Можжевельник — хвойный кустарник. Его синие, сочные шишкоягоды имеют сладковатый вкус. Это привлекает птиц, особенно дроздов. Птицы раз-носят семена и способствуют расселению можжевельника. Шишкоягоды обладают лекарственными свойствами.

Второй ярус в лесу образуют разные кустарники.

- Охарактеризуйте кустарник. (СЛАЙД №25)

- Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

3 ярус

- Травянистые растения и невысокие кустарнички образуют третий ярус.

(СЛАЙД №26)

Многие из них занесены в Красную книгу. Это прострел луговой, ветреница, ландыш. Есть лекарственные растения : Зверобой, иван-чай. А ещё в этом ярусе растут… узнаете из загадок.

Я в красной шапочке расту

среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, - зовусь я -…

(подосиновик)

Подосиновик – это не растение. Он относится к отдельному царству – грибы, но живёт в ярусе трав.

- Почему так назвали этот гриб?

- Какой корень в этом слове? (осин)

Название какого гриба образовано похожим способом? (подберёзовик)

- Какие ещё грибы знаете?

Беленькие горошки на красной шляпке.

(мухомор) – рисунки грибов.

Лес нельзя представить без грибов. Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. А ещё грибы нужны лесу потому, что ими кормятся многие животные. Ядовитый для людей мухомор — лекарство для лосей, зубров, сорок.

8. Физминутка. (СЛАЙД 27)

Есть в лесу три полочки (хлопаем в ладоши) :

Ели — елки — елочки (руки вверх, в стороны, вниз).

Лежат на елях небеса {руки вверх,

На елках — птичьи голоса (руки в стороны,

Внизу на елочках — роса (руки вниз).

(СЛАЙД 28)

По лесу мы шли-шли, на ели шишки нашли (шаг на месте, затем руки вверх,

потянулись).

По лесу мы шли-шли, на дубе желуди нашли (шаг на месте, затем руки вверх,

потянулись).

По лесу мы шли-шли, чернику-ягоду нашли (шаг на месте, затем присели, руками

будто собираем ягоды, встали).

По лесу мы шли-шли, землянику здесь нашли (шаг на месте, затем присели,

руками будто собираем ягоды, встали).

9. Работа с учебником (СЛАЙД 29)

1 Вариант Стр. 48-49

2 Вариант Стр. 50-51

-Что ещё интересного вы узнали из учебника

• О берёзе и осине,

• О дубе,

• Об орешнике,

• Можжевельнике,

• О лекарственных растениях,

• Грибах

10. Закрепление изученного. (СЛАЙД 30)

Дифференцированная работа.

5-6 1. Опознай и подпиши растения.

7-8 2. Продолжи перечисленное.

Первый ярус в смешанных лесах образуют такие деревья, как

дуб,___

Во втором ярусе произрастают кустарники :

лещина,___

9-10 3. Опознай растения по описанию, запиши названия.

Светолюбивое дерево с мелкими листьями, стволом необычного цвета, с чёрными чёрточками и полосками. ___

Крона пирамидальная, ветви до самой земли, иголки колючие, короткие, шишки крупные, цилиндрические. ___

(Сверить с ответами на доске)

Оценка учителем.

10. Подведение итогов. Оценка работы детей на уроке.

11. Домашнее задание. (СЛАЙД 31)

1. Сделать альбом с рисунками и описанием растений каждого яруса. (3л.)

2. Один листок с рисунком и описанием растения любого яруса.

3. Стр. 48-50, читать, отв. на вопр.

12. Рефлексия. (СЛАЙД 32)

Я узнал, что…

Мне было интересно….

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить,.

Конспект урока математики в 8 классе коррекционной школы «Сравнение чисел в пределах 100» 17.11.2016 ТЕМА УРОКА: Сравнение чисел в пределах 100 8и класс. Вид урока: комбинированный Цель урока: • Научить сравнивать числа в пределах.

Конспект урока «Окружающий мир» в 4 классе Тема: «Чудо-волны» Цель: сформировать представления о свойствах света и звука; формировать умения ра-ботать с дополнительной литературой,.

Конспект урока по предмету «Музыка и пение» в 4 классе «Игра на инструментах детского шумового оркестра» Конспект открытого урока по музыке в 4 классе по теме «Игра на инструментах детского шумового оркестра» Теория: История возникновения.

Конспект урока технологии в 1 классе «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Тема: Региональный компонент. «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Цель: Сформировать представление об орнаменте, их разнообразии и.

Конспект урока «Звук [Ч]. Учебные фразы» в 6 классе коррекционной школы Использование современных педагогических технологий на индивидуальном занятии по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Конспект урока ритмики с элементами здоровьесберегающих технологий «Мы все здоровы и бодры» в 3 классе коррекционной школы План-конспект урока ритмики в 3 классе «Мы все здоровы и бодры» Цель: развитие музыкальности детей, их способности эмоционально воспринимать.

План-конспект урока в 4 классе «У Чёрного моря. Животный мир» по предмету «Окружающий мир» Конспект урока по предмету Окружающий мир. Тема: "У Чёрного моря. Животный мир. " (4-й класс) Тема урока: «У Чёрного моря. Животный мир».

Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музееУрок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве. Задачи: познакомить.

Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе «Полезные ископаемые (песок, глина)» по программе «Планета знаний» Урок Полезные ископаемые (песок, глина) (Учебник «Окружающий мир» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. 3 класс, стр. 60-63) Программа «Планета Знаний».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе вспомогательной школы по теме «Растения леса»
Опубликовано: 29 января 2019 в 20:02
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе вспомогательной школы по теме «Растения леса»» (включая файлы) размещена пользователем Гордиевских Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД