Сметанина Ирина
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Жизнь леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Жизнь леса.
Цели деятельности учителя: Создать условия для введения понятий «природное сообщество», «ярусность леса», установления взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса, ознакомления с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; представления о лесе как о природном сообществе; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе „Жизнь леса“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока : построение системы знаний
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться) :
Познавательные: общеучебные определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; обсуждать материалы рассказов о лесе из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.
Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование урока : мультимедийный проектор, экран, ПК; учебник Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 4 класс Просвещение, Москва, 2016г. ; книга А. А Плешакова «Зеленые страницы» Просвещение, Москва, 2014г. Раздаточный материал: картинки с изображением растений по группам (травы, кустарники, деревья, название обитателей леса (для составления цепи питания, карточки с заданиями. Презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
- Прозвенел, друзья, звонок!
Начинается урок.
Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
(Учитель настраивает учащихся на успешную работу).
2. Актуализация опорных знаний
- Сейчас мы с вами вспомним, что узнали на предыдущем уроке. Ответьте на вопросы теста (2 – 3 слайд).
1. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка; б) глины; в) перегноя.
2. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных; б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
3. Самый распространё нный вид почв в нашей стране:
а) подзолистые; б) тундровые; в) болотные.
4. Один сантиметр почвы образуется за:
а) 100 – 150 лет; б) 250 – 300 лет; в) 5 – 10 лет.
5. Самый плодородный вид почв в России:
а) подзолистая; б) черноземная; в) болотная
Взаимопроверка (ответы на тест на слайде) (слайд 4)
3. Самоопределение к деятельности
- Прослушайте внимательно текст и определите, о чем идет в нем речь:
Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни.
Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдешь в прохладную зеленую чащу и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит.
Сколько же в лесу всяких тайн.
- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
(Ответы детей)
- Молодцы, ребята. Тема нашего урока «Жизнь леса». Давайте определим цели нашего урока. Что мы должны узнать сегодня на уроке?
(Познакомиться с разнообразием лесных обитателей)
4. Изучение нового материала.
- Сейчас я прочитаю сказку, а вы подумайте, что такое лес?
(Учитель читает сказку).
СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
(Показ слайда «Лес».) слайд 6
- Как лесовичок понимал, что такое лес? (ответы детей)
- А как вы понимаете, что такое лес?
(Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы. Живут разные животные.)
- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?
(Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой).
- Как вы понимаете слово «сообщество»? (Сообщество – это группа растительных или животных организмов, живущих вместе)
- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Давайте с вами выясним, кто же живет на каждом из этажей?
(Деление класса на группы.)
- Сейчас мы будем работать по группам. У вас на столах лежат изображения разнообразных растений. Рассмотрите их. Какие у них общие характерные особенности. Что их объединяет. Приведите свои примеры растений из вашей группы.
(Работа по группам «Угадай, кто я?»)
1 группа – получают картинки дуба, березы, сосны, лиственницы.
Характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. Деревья.
2 группа – получают картинки шиповника, калины, черноплодной рябины, малина. Характерные особенности – имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. Кустарники.
3 группа - получают картинки: земляника, ландыш, одуванчик, кислица лесная. Растения с мягкими зелеными стеблями. Травы.
- Деревья, кустарники и травы – образуют ярусы лесы. Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.
(Деревья, кустарники, травы).
- Что растет на самой земле?
(Лишайники и мхи).
Учитель показывает схему «Ярусы леса». Слайд 7.
Физкультминутка. Слайд 8.
4. Продолжение работы по теме урока.
- Сейчас новое задание для ваших групп. Откройте учебник на странице 166 - 167 и рассмотрите иллюстрацию. 1 группа изучает, какие растения растут в лесу. 2 группа изучает, какие звери и птицы живут в лесу. 3 группа изучает, какие насекомые живут в лесу.
(Ответы детей по группам). Слайд 9.
- Легко ли в лесу найти животных?
(Это не всегда удается сделать сразу)
- Почему?
(Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве)
-Чем для животных является лес?
(Домом, находят пищу)
- Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга? (Ответы детей).
- Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Животные питаются растениями. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других. Это и есть природное сообщество.
- Составьте цепи питания с обитателями леса. 1 группа - кабан, дуб, волк, сойка. 2 группа - мышь, трава, сова, лось. 3 группа – береза, заяц, бабочка, лиса. Слайды 10, 11, 12. (Результаты на слайдах)
- Все в лесу взаимосвязано и неразрывно.
- Мы с вами забыли еще об одном обитателе леса. Отгадайте загадку и узнаете кто же это.
И на горке, и под горкой
Под березой, и под елкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы).
- Как вы думаете нужны грибы лесу?
(Ответы детей)
- Сейчас мы с вами еще поработаем в группах. Откройте книгу «Зеленые страницы» на стр. 61 или 54. У каждой группы свое задание.
1 группа – ищет ответ на вопрос «Нужны ли деревьям грибы?» на стр. 61 или 54, 1 – 2 абзац.
2 группа – отвечает на вопрос «Какие грибы дружат с какими деревьями?» на стр. 54 (3 абзац) или стр. 62 (1 абзац).
3 группа – нужно найти ответ на вопрос «Нужны ли грибы животным?» на стр. 55 (1 – 2 абзац) или стр. 62 (2 – 3 абзац).
(Выступление групп по своим темам).
- Давайте сделаем вывод «Нужны ли лесу грибы?» (Ответы детей)
- Помощь растениям в получении солей из почвы
- Участвуют в разложении растительных остатков
- Лекарство и пища для животных
Слайд 13.
- Ребята, сейчас Полина и Ангелина напомнят нам правила поведения в лесу.
(Индивидуальное задание) Слайды 14, 15, 16
5. Итог урока.
- Почему лес называют природным сообществом?
(Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой).
- Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.
- Какую цель урока мы ставили перед собой?
- Выполнили мы ее?
6. Рефлексия. Слайд 17.
- У вас на столах лежат листы бумаги, нарисуйте смайлика.
- Если вам урок понравился и всё вам было понятно, и вы хорошо работали, нарисуйте на этом листе весёлого смайлика.
- Если вы не очень довольны своей работой на уроке и вам не все было понятно, то нарисуйте серьёзного смайлика.
- Если же вам урок не понравился и вы работали не в полную силу, нарисуйте грустный смайлик.
- Оцените свои достижении на уроке и покажите свои смайлики мне.
(Учащиеся показывают знак и объясняют свой выбор)
7. Домашнее задание.
Учебник стр. 164 – 169, ответить на вопросы «Проверь себя».