Приложение МААМ

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Жизнь леса»

Сметанина Ирина
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Жизнь леса»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : Жизнь леса.

Цели деятельности учителя: Создать условия для введения понятий «природное сообщество», «ярусность леса», установления взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса, ознакомления с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; представления о лесе как о природном сообществе; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Темочки:

Тип урока : построение системы знаний

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться) :

Познавательные: общеучебные определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; обсуждать материалы рассказов о лесе из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование урока : мультимедийный проектор, экран, ПК; учебник Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 4 класс Просвещение, Москва, 2016г. ; книга А. А Плешакова «Зеленые страницы» Просвещение, Москва, 2014г. Раздаточный материал: картинки с изображением растений по группам (травы, кустарники, деревья, название обитателей леса (для составления цепи питания, карточки с заданиями. Презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент

- Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

(Учитель настраивает учащихся на успешную работу).

2. Актуализация опорных знаний

- Сейчас мы с вами вспомним, что узнали на предыдущем уроке. Ответьте на вопросы теста (2 – 3 слайд).

1. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка; б) глины; в) перегноя.

2. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных; б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

3. Самый распространё нный вид почв в нашей стране:

а) подзолистые; б) тундровые; в) болотные.

4. Один сантиметр почвы образуется за:

а) 100 – 150 лет; б) 250 – 300 лет; в) 5 – 10 лет.

5. Самый плодородный вид почв в России:

а) подзолистая; б) черноземная; в) болотная

Взаимопроверка (ответы на тест на слайде) (слайд 4)

3. Самоопределение к деятельности

- Прослушайте внимательно текст и определите, о чем идет в нем речь:

Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни.

Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдешь в прохладную зеленую чащу и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит.

Сколько же в лесу всяких тайн.

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

(Ответы детей)

- Молодцы, ребята. Тема нашего урока «Жизнь леса». Давайте определим цели нашего урока. Что мы должны узнать сегодня на уроке?

(Познакомиться с разнообразием лесных обитателей)

4. Изучение нового материала.

- Сейчас я прочитаю сказку, а вы подумайте, что такое лес?

(Учитель читает сказку).

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

(Показ слайда «Лес».) слайд 6

- Как лесовичок понимал, что такое лес? (ответы детей)

- А как вы понимаете, что такое лес?

(Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы. Живут разные животные.)

- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

(Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой).

- Как вы понимаете слово «сообщество»? (Сообщество – это группа растительных или животных организмов, живущих вместе)

- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Давайте с вами выясним, кто же живет на каждом из этажей?

(Деление класса на группы.)

- Сейчас мы будем работать по группам. У вас на столах лежат изображения разнообразных растений. Рассмотрите их. Какие у них общие характерные особенности. Что их объединяет. Приведите свои примеры растений из вашей группы.

(Работа по группам «Угадай, кто я?»)

1 группа – получают картинки дуба, березы, сосны, лиственницы.

Характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. Деревья.

2 группа – получают картинки шиповника, калины, черноплодной рябины, малина. Характерные особенности – имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. Кустарники.

3 группа - получают картинки: земляника, ландыш, одуванчик, кислица лесная. Растения с мягкими зелеными стеблями. Травы.

- Деревья, кустарники и травы – образуют ярусы лесы. Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.

(Деревья, кустарники, травы).

- Что растет на самой земле?

(Лишайники и мхи).

Учитель показывает схему «Ярусы леса». Слайд 7.

Физкультминутка. Слайд 8.

4. Продолжение работы по теме урока.

- Сейчас новое задание для ваших групп. Откройте учебник на странице 166 - 167 и рассмотрите иллюстрацию. 1 группа изучает, какие растения растут в лесу. 2 группа изучает, какие звери и птицы живут в лесу. 3 группа изучает, какие насекомые живут в лесу.

(Ответы детей по группам). Слайд 9.

- Легко ли в лесу найти животных?

(Это не всегда удается сделать сразу)

- Почему?

(Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве)

-Чем для животных является лес?

(Домом, находят пищу)

- Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга? (Ответы детей).

- Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Животные питаются растениями. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других. Это и есть природное сообщество.

- Составьте цепи питания с обитателями леса. 1 группа - кабан, дуб, волк, сойка. 2 группа - мышь, трава, сова, лось. 3 группа – береза, заяц, бабочка, лиса. Слайды 10, 11, 12. (Результаты на слайдах)

- Все в лесу взаимосвязано и неразрывно.

- Мы с вами забыли еще об одном обитателе леса. Отгадайте загадку и узнаете кто же это.

И на горке, и под горкой

Под березой, и под елкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(Грибы).

- Как вы думаете нужны грибы лесу?

(Ответы детей)

- Сейчас мы с вами еще поработаем в группах. Откройте книгу «Зеленые страницы» на стр. 61 или 54. У каждой группы свое задание.

1 группа – ищет ответ на вопрос «Нужны ли деревьям грибы?» на стр. 61 или 54, 1 – 2 абзац.

2 группа – отвечает на вопрос «Какие грибы дружат с какими деревьями?» на стр. 54 (3 абзац) или стр. 62 (1 абзац).

3 группа – нужно найти ответ на вопрос «Нужны ли грибы животным?» на стр. 55 (1 – 2 абзац) или стр. 62 (2 – 3 абзац).

(Выступление групп по своим темам).

- Давайте сделаем вывод «Нужны ли лесу грибы?» (Ответы детей)

- Помощь растениям в получении солей из почвы

- Участвуют в разложении растительных остатков

- Лекарство и пища для животных

Слайд 13.

- Ребята, сейчас Полина и Ангелина напомнят нам правила поведения в лесу.

(Индивидуальное задание) Слайды 14, 15, 16

5. Итог урока.

- Почему лес называют природным сообществом?

(Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой).

- Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

- Какую цель урока мы ставили перед собой?

- Выполнили мы ее?

6. Рефлексия. Слайд 17.

- У вас на столах лежат листы бумаги, нарисуйте смайлика.

- Если вам урок понравился и всё вам было понятно, и вы хорошо работали, нарисуйте на этом листе весёлого смайлика.

- Если вы не очень довольны своей работой на уроке и вам не все было понятно, то нарисуйте серьёзного смайлика.

- Если же вам урок не понравился и вы работали не в полную силу, нарисуйте грустный смайлик.

- Оцените свои достижении на уроке и покажите свои смайлики мне.

(Учащиеся показывают знак и объясняют свой выбор)

7. Домашнее задание.

Учебник стр. 164 – 169, ответить на вопросы «Проверь себя».

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Тема: Золотое кольцо России Класс: 3 Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с золотым кольцом России. Задачи: Образовательная:.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?» Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Почему их так назвали? Цель урока: • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Жизнь леса»
Опубликовано: 27 октября 2020 в 21:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Жизнь леса»» (включая файлы) размещена пользователем Сметанина Ирина (УИ 1678652) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД