Шашиашвили Алла
Конспект урока по окружающему миру «Как живет семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по предмету «Окружающий мир»
на тему «Как живет семья?»
1-А класс
учитель Шашиашвили А. В.
Тема : Как живет семья?
Цель: формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей;
развитие семейного творчества, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Ход урока
I. Оргмомент
Публикация «Конспект урока по окружающему миру „Как живет семья“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Окружающий мир
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
— Дети,сегодня у нас на уроке гости, пожалуйста, повернитесь и поприветствуйте их. А сейчас возьмитесь за руки.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
— Садитесь, ребята. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Будьте внимательны, не забывайте о правилах работы в группе! А сейчас давайте вспомним девиз наших уроков :«Знаешь — говори, не знаешь — слушай».
II. Подготовительная работа
— Дети, сегодня вновь с нами на уроке наши друзья — Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. Они приготовили много вопросов и заданий, которые вам нужно будет выполнить. Первое задание от М. В. — из букв сложить слова. Будете готовы — поднимите руки вверх. Приступайте к работе.
— Какое слово получилось у вас? КАК?
— Какое слово у вас? ОТКУДА?
— Какое слово у вас? КУДА?
— Мы начинаем учить новый раздел, в котором будут часто встречаться эти слова. Ребята, это не простые слова, а слова-помощники. Чему мы можем научиться? Попробуйте задать вопросы с их помощью.
Как подкармливать птиц зимой? Как правильно обращаться с электроприборами?
Откуда течет вода? Откуда берется свет?
Куда девается вода? Куда улетают птицы?
— Все группы справились с заданием Муравьишки Вопросика. Молодцы! А теперь Муравьишка. Вопросик. и Мудрая Черепаха просят разгадать загадку.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? (СЕМЬЯ)
— Скажите, кто-то уже догадался, о чем будем говорить на уроке? (О СЕМЬЕ)
III. Сообщение темы урока
— Точнее, мы узнаем, что такое семья, «Как живет семья?» Научимся называть по именам, отчествам, фамилиям членов семьи, рассказывать о жизни семьи.
IV. Работа по теме урока
— Как вы думаете, что такое семья? Объясните Муравьишке В. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
— Посмотрите на доску — все эти иллюстрации соответствуют нашей теме? (НЕТ)
— На какой из этих картинок изображена семья? (ОСТАЕТСЯ 1 КАРТИНКА)
— Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, дружба, преданность. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу люди. В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики младших жалели. Эти правила мы соблюдаем и сейчас.
В одной семье могут жить люди разных поколений, т. е. люди разного возраста. Вы все — младшее поколение, ваши бабушки и дедушки — старшее поколение.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1, 2, 3, 4 (ХЛОПКИ)
Кто живет у нас в квартире? (ПОВОРОТЫ В СТОРОНЫ С ПОДНИМАНИЕМ ПЛЕЧ)
1, 2, 3, 4, 5 (ХЛОПКИ)
Всех могу пересчитать (УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦЕМ ПЕРЕСЧИТЫВАЮТ)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка (ЗАГИБАТЬ ПАЛЬЦЫ)
Мой щегол, сверчок и я —
Вот и вся моя семья. (РУКИ В СТОРОНЫ)
— Откройте учебники по закладке. В любой семье происходит немало интересных событий. Рассмотрим семью первоклассницы Даши на с. 56. Скажите, с кем живет Даша?
— Как зовут брата?
— Как зовут маму?
— Как зовут папу?
— Скажите, чем любит заниматься мама Ирина Алексеевна? (ВЫРАЩИВАЕТ ЦВЕТЫ)
— Чем увлекается папа Сергей Викторович? (МАСТЕРИТ СВОИМИ РУКАМИ ПЕСОЧНИЦУ)
— Как вы думаете, они живут в городской квартире или загородном доме? Почему?
— Посмотрите на Дашу и Петю. Что делает старший брат? Как он относится к своей младшей сестренке? Почему?
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 57. С кем живет Алеша?
— Как зовут всех членов семьи Алеши?
— Как вы думаете, что происходит в их семье?
— Как вы об этом догадались?
— А сейчас немного поиграем с Муравьишкой Вопросиком. Игра называется «Найди пару». Вам нужно соединить ниточкой слова из первого столбика со словами второго столбика.
Бабушка сестра
Папа внучка
Брат дочка
— Дети, каждому человеку при рождении родители дают имена. Обратите внимание, что все взрослые люди в учебнике названы по именам и отчествам. Отчество дается человеку по имени отца.
— Даша, как зовут твоего папу? Значит, твое отчество …
— София, как зовут твоего папу? Твое отчество ….
— Даниэль, как зовут твоего папу? Твое отчество ….
— Вспомните, как друг друга называют папа и мама? Как вы обращаетесь к дедушке и бабушке? Верно. Дома близкие люди не называют друг друга по имени и отчеству. Но знать это надо обязательно.
— Фамилии у членов семьи могут быть одинаковые или разные. Оттого, что фамилии разные, семья не становится менее дружной и любящей.
— Про обе семьи в учебнике сказано, что они очень дружные. Как вы понимаете выражение «дружная семья»? У кого из вас дружная семья? Почему вы так считаете? Я очень рада за вас.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА МУЗЫКАЛЬНАЯ
— А сейчас вас ждет творческое задание от Мудрой Черепахи. Вы его выполните, работая в группах. Помните о правилах! У вас на партах лежат конверты с заданиями. Откройте их. Расмотрите.
1 группа — вам нужно создать аппликацию «Члены семьи».
2 группа — вам нужно создать аппликацию «Труд в семье».
3 группа — вам нужно создать аппликацию «Семейные праздники».
— Приступайте к работе. (ПРИМЕРНО 5 -7 минут)
— Когда будете готовы – дайте сигнал – поднимите вверх руки.
1 группа — покажите работу.
2 группа — покажите работу.
3 группа — покажите работу. (ПРИКРЕПИТЬ НА ДОСКУ)
V. Закрепление
— А теперь последнее задание от Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи — подумайте, какими должны быть взаимоотношения в семье? У вас на партах лежат лепестки цветка, на которых указаны качества, обозначающие отношения в семье. Помните о правилах работы в группе! Будьте внимательны, обдумайте свой ответ и выберите правильные слова. Выбирайте те качества, которые вы хотели бы видеть в своей семье. (ДЕТИ ВЫБИРАЮТ)
— Давайте из этих лепестков соберем на доске цветок.
— Получился символ дружной, крепкой семьи.
— А какие качества не выбрали? Почему?
VI. Итог урока
ИГРА «ПОДАРИ ПОДАРОК»
—Дети, вы очень хорошо поработали, все задания Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи выполнили. А теперь выберите смайлик, который соответствует вашему настроению на уроке. Я вижу, у всех хорошее настроение, значит, вам все понравилось. На этом наш урок окончен. Встаньте, повернитесь пожалуйста к нашим гостям, пусть и они увидят ваше настроение.