Надежда Сюмайкина
Конспект урока по обучению грамоте (письмо) «Звуки [ш], [с], [щ’], буквы ш, с, щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки [ш], [с], [щ '], буквы ш, с, щ».
Цели
Обучающиеся научатся: писать печатную букву Ш, ш; устанавливать различия между буквами Ш, Щ, С.
Обучающиеся получат возможность работать в паре, классифицировать слова по общему признаку.
Задачи занятия:
Предметные:
• Отличать устную и письменную речь, звуки и буквы, гласные и согласные звуки.
• Уметь строить распространённые предложения.
• Учить обводить образцы букв, правилам посадки при письме.
УУД
Личностные:
Публикация «Конспект урока по обучению грамоте (письмо) „Звуки [ш], [с], [щ’], буквы ш, с, щ“» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные:
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в рабочей тетради.
• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Формировать умение слушать и слышать друг друга.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
(2мин)
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок,
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Пожелай успех глазами
И вперед, вперед за знаниями.
Начинаем наше занятие.
- Ребята, я хочу у вас спросить: для чего, с какой целью вы пришли на занятие?
Я поняла, что каждый из вас пришёл, чтобы чему – то научиться, открыть что – то новое для себя, ответить на вопросы, которые вас интересуют. Что же, у вас благородные цели. Давайте пожелаем друг другу удачи. А вот наш гость медведь Миша хочет вам помочь во всем этом разобраться.
Вперёд, за новыми открытиями.
2. Актуализация знаний, мотивация. (5 мин.)
- Ребята, предлагаю начать наше занятие с повторения, вспомним, из чего состоит наша речь? Предложения? Слова? Слоги? Звуки?
- Чем мы на письме обозначаем звуки?
- Какие гласные буквы мы уже умеем писать? Какие согласные буквы вам уже знакомы?
Давайте проверим, как вы это усвоили?
Работа по карточкам в паре.
- Перед вами карточки с элементами букв, какие буквы можно составить из этих элементов? Какие элементы вы использовали?
- Назовите их вполголоса друг другу.
- А какие буквы вы написали?
-Давайте посмотрим на доску и проверим, верно ли вы написали все буквы?
-Хорошо, немного отдохнём с Мишей и продолжим работу.
Физкультминутка.
(1 мин.)
Мишка лапу занозил,
Наступив на шишку,
Рассердился, пригрозил:
«Ты узнаешь мишку!
Шишку в сучьях закопал,
Поплясал на сучьях,
Поскользнулся и упал
У норы барсучьей.
Вышел заспанный барсук,
Заворчал на мишку
Мишка струсил, влез на сук,
Притаился мышкой.
-Ребята, что должен был сделать Миша?
-Правильно. Просто молодцы!
-Кто из вас себя считает вежливым человеком? Что ещё делает вежливый человек, кроме, как извиниться за свои неправильные поступки?
3. Постановка учебной задачи.
(3 мин.)
- Сегодня мы вновь совершим «открытие».
-Как вы думаете, какое?
-Верно, сегодня будем знакомиться с написанием новой буквы вместе с другим сказочным героем. Это лучший друг Миши- озорная девочка Маша.
Маша и медведь Миша предлагают вам поиграть в интересную игру «Отгадай загадку». Будьте внимательны. Особенно обратите внимание на слова – отгадки. В них-то как раз и притаилась наша загадочная буква.
Показ слайдов с отгадками.
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда. А лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)
Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка. (Шуба)
Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля. (Шляпа)
Звучит труба басисто.
Не трогайте солиста!
Пускай садится на цветок
И пьёт в антракте сладкий сок. (Шмель)
- Какое слово «лишнее»? Почему?
-Что отличает насекомых от других животных?
-Что общего в словах – отгадках?
-Какой буквой на письме обозначим эти звуки в начале слова?
(Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.)
- Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать эту печатную букву?
Почему?
-Ребята, значит, какая задача стоит перед нами на этом уроке?
4. Решение учебной задачи.
(9 мин.)
Пальчиковая гимнастика (1мин.) Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?
-Маша и медведь Миша приглашают нас в гости. Да не просто в гости, а в свою мастерскую. Дело в том, что наш Миша скульптор.
-Ребята, а кто такой скульптор?
-Мы будем работать с пластилином синего цвета. Возьмите пластилин, разомните его и вылепите из него букву. Выложите её на картон и покажите нашим героям. Почему для этой буквы мы выбрали синий цвет?
Работа в парах.
-Молодцы! Мы с вами вылепили печатную букву Ш.
-Где мы с ней встречаемся?
-Подошло время познакомиться с буквой Ш в наших прописях.
-Открываем прописи на странице 20.
Пропись я свою открою
И как надо положу.
Я друзья от вас не скрою:
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.
- Потёрли каждый пальчик друг об друга.
- А теперь потёрли ладошки.
- Поздоровались, сели – встали, сели – встали, и тихонько побежали.
Организую работу по анализу построения буквы.
-Рассмотрите рисунки. Какую букву они напоминают? Как вы думаете, почему художник изобразил их такими? (Шишки, шары).
Составим алгоритм написания печатной буквы Ш.
Показ СД электронное приложение к «Азбука-малышка».
-Использую приём «письмо в воздухе» для повторения алгоритма.
-Ребята, обведите и заштрихуйте букву в любом направлении. Какой цвет вы выберите для этого?
-Маша предлагает обвести все буквы Ш синим цветом. Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.
-Ребята, какие буквы остались?
-Чем отличаются эти буквы? Каким цветом вы бы обвели буквы Щ?
Организую самооценку и взаимооценку.
-Ребята, оцените работу, подчеркните простым карандашом самую удачную букву.
-Сейчас мы проверим работу своего друга. Оцените соседа, подчеркните карандашом желтого цвета правильную и самую красивую букву. Поставьте смайлик в конце задания.
5. Первичное закрепление
(Применение алгоритма на практике) (5 мин.)
Физкультминутка (1мин.) Ребята, Маша и Миша предлагают вам сейчас немножко отдохнуть и сделать физкультминутку.
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)
Закрепление нового материала в рабочей тетради.
-Рассмотрите следующую страницу. Какие буквы написано на ней?
-Какие буквы вам уже были знакомы?
-Давайте повернемся к соседу по парте и произнесем их. Обратите внимание на форму губ и место языка при произнесении.
-Маша приготовила для вас слова, но пока вы были заняты, прокрался Жук – буквоед и съел в них некоторые буквы.
-Попробуем восстановить буквы и прочитать слова.
-Скажите со слогом Ша или Ща в начале слова:
…рик, …вель, …рфик, …лость, …шки.
-Добавьте слог Са, Ша или Ща в конце слова.
-Ли… гру… Са… гу… Да… пи…
-Ребята, напишите только слог ША в нужных местах.
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (5мин.)
-А теперь рассмотрите и назовите рисунки в прописях. Произнесите первый звук в каждом слове. Соедините рисунок с нужной буквой. Какой рисунок лишний?
-Каким цветом ты обведешь буквы Ш, Щ, С.
-Сделайте работу самостоятельно.
Игра.
-Сейчас я буду называть слова. Хлопайте всякий раз, когда услышите звук[ Ш]
КОШКА,НОЖНИЦЫ. ЖУРАВЛЬ, ЛИСА. ШОРОХ, ТИШИНА. ШМЕЛЬ.
7. Итог занятия. Рефлексия
(1-2 мин.)
Организую текущее оценивание.
-Вы очень хорошо потрудились. Маша и Миша остались вами очень довольны.
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Оцените свою работу на этом занятии.
-На парте лежат смайлики, но ваша задача придать им облик. Дорисуйте, пожалуйста, так, чтобы мы поняли, понравился ли вам урок. Те, кто все понял, и у него все получилось, нарисует улыбку…
Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.
-Ребята, какова была тема занятия?
-Какую цель мы поставили перед собой?
-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?
-Пригодилось ли новое умение?
Стало ли для вас новое знание ценным (полезным? В чём его ценность?
- Действительно, новое знание и умение сделало вас еще умнее, самостоятельнее!
В следующий раз нас ждут новые открытия! Занятие окончено.