Людмила Сладкова
Е. И. Чарушин «Кабан». Конспект урока по литературному чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока :
[/b]
1. Познакомить с произведениями Е. И. Чарушина.
Уметь анализировать характер и поступки героев; пересказывать текст.
2. Развивать память, речь и мышление.
3. Воспитание бережного отношения к животным.
Ход урока.
I Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II Речевая разминка.
1. Чуть слышно дерево поёт… Слайд 1.
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнёт
Виолончель певучую.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературное чтение
- Чарушин Е.И.
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Когда ты ходишь по лесам –
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.
-Прочитайте жужжащим чтением.
-Прочитайте шёпотом.
-Прочитайте с ускорением.
-С интонацией удивления.
-С интонацией восхищения.
2. Беседа по содержанию стихотворения.
-О чём прочитали в стихотворении? Докажите строчками.
-Знаете ли вы, что такое виолончель?
(Смычковый музыкальный инструмент, средний по размеру между скрипкой и контрабасом). Слайд 2.
-Прочитайте 2 последние строчки из стихотворения.
-Я вас всех приглашаю в лесную сказку послушать пение птиц, шелест листьев, журчание ручейка, а может можно услышать и другое, если быть очень внимательным.
Прослушивание фрагмента «Музыка леса». (Опустили головку и слушаем)
Неслучайно урок был начат со стихов о природе, и даже, прослушав музыкальный фрагмент, вы очутились в лесной фантазии.
III Проблемный вопрос.
1. Обращение к выставке лесного домика.
-Прочитайте название плаката.
Вы правильно на этом плакате нарисовали большой дом, где живут птицы, звери, растения, и нас людей – гостей в этом большом доме.
И, как принято, гости ведут себя вежливо. (Встали в круг).
Значит, о чём пойдёт речь на уроке литературного чтения?
Но многие животные живут с нами в домах, городских квартирах.
Люди заботятся о своих маленьких друзьях.
2. П. Соколов приготовил для вас известное для вас произведение. Прослушайте внимательно пересказ и назовите автора произведения, вспомните название.
(Е. И. Чарушин «Страшный рассказ») Слайд 3.
-Кто же напугал ребят?
-Как ухаживали дети за ёжиком?
IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Е. И. Чарушина.
-Я, так полагаю и выставка книг у вас тоже неслучайно?
-Назовите автора данных произведений.
-Какие произведения вы прочитали?
(Пересказ 3 произведений).
2. Рассказ о писателе (3 человека) Слайд 4.
Радченко Ю.
Е. И. Чарушин – русский художник и писатель, книжный график. Жил он в старинном городке Вятке, по – новому город Киров. Женя очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых птиц, животных.
Мальцева Аня
Холодков Данил
На день рождения отец дарил ему книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, зверей, птиц.
3. Обобщающие вопросы.
-Кем стал Е. И. Чарушин? Слайд 5.
-Кого больше всех на свете любил маленький Женя?
-О каком подарке на день рождения мечтал Женя?
VI Физминутка.
VI Работа над рассказом. Учебники закрыты.
1. Работа с иллюстрацией до начала текста. Слайд 6.
-Кто же изображён на этой иллюстрации?
-Почему художник изобразил мужчину, сидевшим на заборе?
-Кто изображен на заднем плане?
-Попробуйте предположить, о чем будем читать в данном произведении?
2. Откройте учебник, полистайте произведение.
Попробуйте назвать жанр. Почему?
3. Словарно – лексическая работа.
Подберите синонимы: Слайд 7
баловство – шалость
унимать – успокаивать
сшибить – уронить
Подберите антонимы: Слайд 8
начальник - подчиненный
Марал – это крупный сибирский олень с большими рогами.
Сопеть – тяжело дыша, издавать носом свистящие звуки.
Гуськом – идти вслед друг за другом.
Небоскреб – многоэтажный дом.
VII. Работа над рассказом. Слайд 9
1. Чтение рассказа учителем и учащимися.
2. Беседа после чтения.
-Какое впечатление произвел на вас рассказ?
-Можно ли его назвать юмористическим?
-Назовите, каких животных автор упоминает в своем рассказе?
-Опишите одно из них. (Выборочное чтение) Слайд 9.
Кто же выручил автора?
-Скажите, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? (необходимо соблюдать меры предосторожности)
-Прочитайте о том, как автор стремился сохранить себе жизнь?
-Может ли быть опасен ваш домашний любимец?
-Какие меры предосторожности можно предпринять?
3. Выразительное чтение.
4. Какое чувство ты испытываешь после прочтения данного произведения? Слайд 10.
5. Какой фрагмент рассказа относиться к иллюстрации?
VIII. Итог урока. Слайд 11.
- Понравился вам рассказ? Почему?
-Что нового узнали на уроке?
IX. Домашнее задание.
РУВ 1 – пересказ любого рассказа Чарушина.
Для остальных - пересказ рассказа «Кабан».