Ирина Сергеевна Панова
Конспект урока по изодеятельности в 5 классе «Краски осени» в технике «монотипия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Научить видеть живописность пятна. Создать условия:
-для развития восприятия окружающего мира через подключение всех сенсорных каналов,
-для формирования исследовательских действий,
- для развития эмоционально- эстетического отношения к исследуемому предмету, явлению.
Сформировать навык работы в технике монотипии.
Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу.
Прогнозируемый результат: Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема; развитие образной памяти.
Задачи:
Темочки:
- Монотипия. Техника рисования
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Обучающая:
-Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия».
- Расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности.
- Научить использовать различные способы рисования монотипии.
Развивающая :
- Развивать творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы,
- Развивать образное представление, ассоциативно-образное мышление,
- Развивать познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес,
- Развивать навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.
Воспитательная:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства, интерес к творчеству, к изобразительному искусству, волевые качества.
Оборудование:
Для учителя: Кисть, гуашь, видео-презентация к уроку: «Краски Осени», серия художественных произведений с изображением осенних пейзажей, мультимедиа.
Для учащихся: Акварель или гуашь, листы белой бумаги, баночки с водой, кисти.
Методы: объяснительно-иллюстративный; показ.
Вид изобразительного искусства: живопись.
Форма организации деятельности: индивидуальная.
Тип и вид урока: урок-изучение нового материала, беседа, практическая работа
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап урока. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, наша работа будет выполняться красками, давайте вспомним основные цвета.
Учащиеся: (красный, синий, желтый).
Учитель:- Назовите составные цвета, те, которые получаются путем смешения основных цветов (оранжевый, зеленый, фиолетовый).
Учитель:- Назовите контрастные цвета (Противоположные цвета : красный-зеленый, синий-оранжевый, желтый-фиолетовый, они подчеркивают яркость друг друга).
Учитель:- Какие цвета считаются теплыми? (В цветовом круге они рядом. Красный, оранжевый, желтый- это цвета солнца, огня, жары.).
Учитель:- Какие цвета считаются холодными? (Это синий, фиолетовый и их смеси - цвета сумерек, зимы, мороза)
Учитель:- А что мы можем сказать о зеленом цвете? (Это особый цвет: если в нем больше желтого – он теплый, если синего – холодный.
Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в цветовом спектре (круге) друг против друга.
Учитель: Ребята, тема нашего урока называется «Краски осени», поэтому я приготовила для вас презентацию «Осенняя палитра пейзажа». Давайте посмотрим ее и кое-что вспомним и узнаем новое.
Учитель:- Что такое палитра? (дощечка для смешивания красок)
Учитель:- Что такое пейзаж? (Картины, изображающие природу)
Учитель:- А почему палитра осенняя? (Потому что сейчас осеннее время года)
Учитель: Многие известные художники, поэты обращались к теме «Времена года» Среди них – поэт А. С. Пушкин, художник И. И. Левитан.
Учитель: Какая тема всего дороже для каждого человека? Это тема Родины, любовь к родной природе. Осень! Прекрасное время года. Всех людей затрагивает осень своей волнующей красотой опадающей листвы, золотыми кронами деревьев, чистым воздухом.
Знаменитый русский поэт А. С. Пушкин из всех времен года любил осень, называл ее золотой.
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса».
Учитель: Да, созвучна, и поэзия, и картина, они рисуют позднюю осень.
Учитель: Левитан, который жил в 19 в. – самый известный художник-пейзажист в России. Он очень любил природу родного края и в своих полотнах отобразил всю ее красоту. Самая известная картина Левитана – это «Золотая осень».
Учитель:Мы с вами познакомились с произведениями художника Левитана, читали стихи об осени поэта А. С. Пушкина.
Учитель: Что же общего между искусствами поэзии и живописи? (поэзия и живопись могут рисовать образы родной природы)
Учитель: Сегодня предлагаю вам познакомиться с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия»
«Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов Моно — один, типия — отпечаток». Монотипия – это вид искусства, максимально пробуждающий фантазию и образное мышление.
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи и эстампа. Художник, работающий в этой технике, наносит краски на гладкую поверхность. Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги. Полученный полиграфический продукт и называется монотипией».
Учитель: Мы сейчас рассмотрели несколько видов монотипии. Какой вид вам больше понравился?
Предлагаю вам выполнить монотипию путем нанесения краски на одну из частей сложенного по центру листа бумаги. Я покажу вам, как правильно выполнять эту монотипию. (Учитель использует показ работы образца, и правильность выполнения работы).
Учитель: приступайте к работе.
Учитель: Используйте в своей работе цвета осени, о которых мы говорили. Пофантазируйте в своих работах, наносите цветовые пятна так, чтобы в последующем вам было заметно, где и каким образом выделить образы ваших пейзажей. Пусть у вас получится осенний пейзаж.
Во время рисования учитель ведет:
- контроль правильности выполнения приемов работы;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполненной работы.
Рефлексия.
- С какой новой техникой рисования вы сегодня познакомились?
(монотипией)
- Какие материалы мы использовали для этого?
(краски, бумагу)
- Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства?
(Непредсказуемостью полученных образов)
Выставка рисунков.