Зорина Татьяна
Конспект урока математики «Решение текстовых арифметических задач, содержащих отношения» во 2-м классе
▼ Скачать + Заказать документы
Областное Государственное Казённое Учреждение «Родниковская коррекционная школа - интернат».
Конспект урока математики во 2 - м класс
Тема урока : «Решение текстовых арифметических задач, содержащих отношения «столько же…»».
Составила и провела
учитель начальных классов
высшей категории:
Зорина Татьяна Владимировна.
Родники.
2016 г.
Конспект урока математики. 2 класс
Публикация «Конспект урока математики „Решение текстовых арифметических задач, содержащих отношения“ во 2-м классе» размещена в разделах
- Математика, 2 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Тема урока : «Решение текстовыхарифметических задач, содержащих отношения «столько же…»».
Цели и задачи урока :
Отработать умение решать текстовые арифметические задачи с отношениями «Столько же…»
Развивать познавательный интерес к предмету, мышление, наблюдательность, внимание, память, развивать логику, математическую речь;
Воспитывать самостоятельность, чувство товарищества и взаимопомощи, любовь к природе.
Основные направления коррекционно-педагогической работы, используемые на уроке :
стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
формирование математических представлений;
развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев;
овладение письмом;
воспитание навыков самообслуживания.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: приемы сложения и вычитания чисел в пределах 20.
уметь: решать примеры и задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Метапредметные и личностные (БУД) :
- личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения поставленных задач;
- регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- познавательные: осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- коммуникативные: формирование способности учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
На уроке применяются следующие коррекционные методы: информационные методы (беседа, консультирование).
Практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации). Оценочные методы (поощрение).
Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие наблюдательности через показ явлений; наглядность в практически значимой деятельности; сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей.
Оборудование: мультимедиапроектор; карточки, слайдовая презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
1. Доклад дежурного.
2. Эмоциональный настрой:
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Актуализация опорных знаний.
Сегодня утром, я шла в школу, и встретила кота, кот не мяукал, как все коты, а пел песенку Слайд № 1.
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
Это было так удивительно, и я захотела с ним познакомиться. Оказалось, что кличка у него –«Учёный Кот», он очень хорошо знает математику. И я пригласила Учёного Кота к нам в школу, на урок математики, чтобы вы тоже с ним познакомились, а он непременно узнал, что мы с вами тоже уже почти учёные, только не коты, а дети.
Вы не против такого необычного гостя, ребята? Молодцы.
1. Проверка домашней работы.
- Ребята, посмотрите внимательно на эти примеры, и скажите, с чего мы начнём нашу работу? Правильно, это примеры из домашнего задания, будем проверять домашнее задание, откройте тетради.
Слайд № 2. (Учитель читает примеры, называя компоненты и результаты математических действий, первое слагаемое 10, второе слагаемое 3, сумма 13; первое слагаемое 9, второе слагаемое 10, сумма 19; уменьшаемое12, вычитаемое 2, разность 10; уменьшаемое 17, вычитаемое 10, разность 7).
10 + 3 = 13
9 + 10 = 19
12 – 2 = 10
17 – 10 = 7
Поднимите руки, у кого все примеры решены правильно. Молодцы. Поставьте себе карандашом пять, если нет ошибок и четыре, если у вас есть одна ошибка.
Пальчиковая гимнастика: «Утро настало….».
Утро настало,
Солнышко встало.
Разбуди соседей!
– Вставай, Большак!
– Вставай, Указка!
– Вставай, Середка!
– Вставай, Сиротка!
– И Крошка-Митрошка!
– Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.
Запись числа, Классная работа. Правило красивого письма
• Я тетрадочку открою
• И наклонно положу.
• Я, друзья, от вас не скрою –
• Ручку правильно держу.
• Сяду прямо, не согнусь,
• За работу я примусь.
1. Таблица: сосчитай зелёные прямоугольники, сколько получилось (опрашивается несколько учащихся? Закройте глазки отдохните, пересчитываем (по цепочке, проверяем. Слайд № 3.
Число 16.
-Какое это число двузначное или однозначное? Почему двузначное?
-Назовите соседей числа? Проверяем Слайд №4.
1516 17
-Работайте, пожалуйста, в паре. Приготовьте счётные палочки. Возьмите один десяток прибавьте к нему 6 отдельных единиц. Какое число получилось? Как мы его получили? Составьте пример. Проверяем. Слайд №5.
10 + 6 = 16
- Из этого примера на сложение составьте два примера на вычитание. Проверка поэтапная Слайд №6.
16 – 6 = 10
16 – 10 = 6
• Чистописание: 16. 16. 16.
Число 16 мы сегодня запишем на минутке чистописания. Каждую цифру пишем в отдельной клеточке. Чередуем число и точка, число и точка и т. д.
2. У Кота Учёного очень много друзей, он предлагает нам узнать кто из них в каком домике живёт? Слайд №7
3. Целеполагание:
Учёный Кот очень любит составлять для ребят задачи. Например, в городе он составляет задачи о машинах, в магазине, о деньгах, на рыбалке о рыбках.
Слайды № 8, 9, 10.
Как вы думаете, ребята,о чём Кот составил задачи в осеннем лесу? (ответы детей).
Слайд № 11.
- Кто попробует сформулировать тему урока? Чем мы будем заниматься? (Ребята формулируют тему, учитель помогает, на доску вывешивается тема урока).
Сегодня мы будем решать задачи, в которых есть понятие «Столько же…».
Тема нашего урока :
Решение задач, содержащих отношения «столько же».
Давайте вспомним компоненты задачи. Проверка. Слайд №12 Задача :
Условие.
Вопрос.
Рассуждение.
Решение.
Ответ.
Как же понимать понятие «Столько же»? :
– Анжела, хлопни в ладоши три раза, Алина хлопни в ладоши столько же раз, сколько раз хлопнула в ладоши Анжела.
- Глеб, топни ногой пять раз, Андрей топни ногой столько же раз, сколько раз топнул Глеб.
- Ребята, сосчитайте, сколько раз я стукну карандашом о стол, встаньте и присядьте столько же раз, сколько раз я стукнула. (7 раз).
Основной этап урока :
1. Объяснение нового материала. Слайд №13
- Ребята, перед нами две задачи. Я вам прочитаю первую задачу.
Для букета собрали 10 дубовых листьев и 10 кленовых листьев.
Сколько всего листьев собрали для букета?
- Я вам читаю вторую задачу.
Для букета собрали 10 дубовых листьев и столько же кленовых листьев.
Сколько всего листьев собрали для букета?
Прочтите их теперь самостоятельно.
Что вы заметили? Сравните эти две задачи.
Правильно, в первой задаче нам даны два числа, а во второй задаче число 10, заменили словами «столько же…». Потому что 10 = 10. Значит можно сказать, что это две одинаковые задачи и решение у них будет одинаковым.
2. Решение задачи о листьях. Один учащийся работает у доски.
Физкультурная. минутка.
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
Кто нашел его, друзья?
Это я, это я, это я!
В небе жаворонок пел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
3. Работа по составлению задачи. Карточки. (По краткой записи условия ребята составляют задачу).
На карточке картинка – раскраска «Белочка держит гриб» и краткая запись условия задачи :
Белые - 6 гр.
Подосиновики – 3 гр.
Составление задачи (коллективная работа).
Белка запасла 6 белых грибов и 3 подосиновика, сколько всего грибов запасла белка?
Как вы думаете, ребята, можно в условии задачи второе число заменить на слово «столько же»? Почему нельзя? Правильно, потому что 6 не равно 3, 6 больше 3.
Каким действием будет решаться задача? Сложением. Почему?
4. Самостоятельная работа. Решение задачи. Проверка. Слайд № 14
Учёный Кот показывает, что вы очень хорошо работаете. Молодцы! Слайд № 15. Карточки можете оставить у себя и после урока белочку раскрасить.
Задача.
6 гр. + 3 Гр. = 9 гр.
Ответ: 9 гр.
5. Игра «Плюс или минус?»
Ребята, я буду вам читать задачи, а вы, пожалуйста, в строчку ставьте знак действия, которым решается задача.
• Ёжик нашёл 10 яблок, 3 яблока он подарил зайчику. Сколько яблок стало у ёжика?
• На поляне растут 3 берёзки и 5 ёлочек. Сколько всего деревьев на поляне?
• Под дубом было 18 желудей, 10 желудей съел кабан. Сколько желудей стало?
• Учёный Кот нашёл в лесу 5 еловых шишек, а потом нашёл 5 сосновых шишек. Сколько стало шишек у Кота?
Проверка. Слайд № 15
Объясните, пожалуйста, свой выбор математического действия, в каждой задаче.
- В какой из этих задач, ребята, второе число можно заменит словом «столько же»? (В задаче о еловых и сосновых шишках).
Подведение итогов урока.
Ребята, наш Учёный Кот снова мурлычет песенку, вот какую.
Слайд № 16.
Молодцы ребята!
Вы справились с заданьями
И блеснули знаньями.
А это значит, что мы можем подвести итог нашего урока.
Самоанализ, рефлексия:
На партах у ребят трёхгранные пирамидки.
- Ребята, я вам буду перечислять все задания, которые мы выполняли на уроке, а вы, пожалуйста, показывайте ваше впечатление от задания с помощью символов + (понравилось, - (было трудно, не понравилось, «и»
(было интересно).
• Работали с таблицей.
• Работа со счётными палочками.
• Выполняли чистописание.
• Составляли примеры.
• Игра «Кто в каком домике живёт?».
• Решали примеры.
• Решали задачу.
• Составляли задачу о грибах.
• Игра «Плюс или минус».
У нас вырос вот такой дубок, а на листьях оценки. Выберите себе листочек с той оценкой, какую вы заслуживаете, объясните почему? (На листьях оценки 4 и 5).
Выставление оценок.
- Ребята, встаньте, пожалуйста, будем заканчивать урок.
- Спасибо вам большое за активную работу на уроке. Можете отдыхать.
Аннотация
к уроку математики во 2 классе
по теме: «Решение текстовых арифметических задач, содержащих отношения «столько же…»».
Тип урока – комбинированный.
Урок построен с использованием компьютерных технологий, позволяющих организовать эффективное повторение изученного учебного материала; применить личностно – ориентированный подход, используя подготовленную презентацию, способствовать восприятию нового учебного материала.
На этапе закрепления нового материала Интернет-ресуры помогают добиться эффективных результатов, так как метод наглядности в начальной школе является ведущим в восприятии и закреплении знаний. Данная структура урока развивает познавательную активность школьников.
Одна из целей урока - воспитание интереса к изучаемому предмету, навыков внимания, аккуратности. Формировать навыки самостоятельной работы, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.
Список используемой литературы
Алышева Т. В. Математика 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В 2 частях часть 1. ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
Алышева Т. В. Математика 2 класс Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В 2 частях часть 1 Москва «Просвещение», 2011
Вильшанская А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в школе. Москва // «Школьная пресса». 2008.
Ковалько В. И. Школа физминуток 1-4 классы. Москва. // Вако. 2007.
Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. – 4-е изд., перераб. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Стребелева Е. А., А. А. Катаева. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталого школьника. Москва // Бук-мастер. 1993.
Эк. В. В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. Москва // Просвещение. 1990. Предварительная подготовка:1. Изучение методической литературы.