Елена Наумова
Конспект урока математики в 1 классе «Слагаемое. Сумма»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока математики в 1 классе на тему : «Слагаемые. Сумма.»
Предмет Математика
Класс 1
Тип урока урок открытия нового знания
Технология построения урока Проблемно-диалогическая
Тема: Слагаемые. Сумма.
Публикация «Конспект урока математики в 1 классе „Слагаемое, Сумма“» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма»
Планируемый результат
Предметные умения:
-обучающиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма);
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
1. Познавательные:
- использование имеющихся знаний;
- исследование учебной задачи;
- установление логических, причинно- следственных связей,
-применение знаково-символической схемы.
2. Регулятивные:
- оценивать уровень успешности;
- производить контроль своих действий;
- определять цель учебной задачи;
- планировать свою деятельность, определяемую результатом;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата
3. Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение правильно выражать свои мысли;
- умение контролировать и корректировать действия других обучающихся
- оформление своей мысли в устной речи;
- обоснование своего ответа;
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
4. Личностные:
- самооценка своих возможностей;
- формирование положительного отношения к учению.
5. Предметные:
- знать название чисел при сложении.
-уметь употреблять новые понятия математической речи;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- формировать умение решать простые задачи;
- выбирать различные способы чтения математических выражений.
Ресурсы урока
Для учителя Для обучающихся
М. И. Моро, М. А. С. И. Волкова и др. Математика 1 класс, 1 часть М. "Просвещение" 2011, М. И. Моро, С. И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. 1 часть. 2011
Т. Н. Ситникова. Поурочные разработки по математике 1 класс к учебному комплекту М. И. Моро. М. ВАКО. 2013.
Дополнительные: презентация, проектор, компьютер. Карточки с заданиями для парной работы
Организация учебного пространства
Формы работы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
УУД
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Организую актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаю условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
.
Выдвигаю проблему.
Подвожу к теме урока. 1. Приветствую обучающихся, создаю эмоциональный настрой на урок, мотивирую их к уроку.
Слайд 2
- Для чего нам нужно выполнять эти правила?
Слайд 3.
3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
II.. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цели:
- Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют практическое задание
Работают индивидуально (3 чел, остальные коллективно с учителем.
Включаются во фронтальную работу
Анализируют работы уч-ся, дают устную оценку.
.
Слушают задачу в стихах, находят ответ. Объясняют, как нашли решение
Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопрос: К 3 прибавить 2 — получится 5, 3 увеличить на 2 — получится 5, 3 еще 2 —будет 5. Показываю картинку следующего этапа.
Организую уточнение вида работы на данном этапе урока
Организую проверку самостоятельной работы уч-ся
.
.
.
Организую обобщение актуализированных знаний 1. - А теперь переходим к следующему этапу
Какое сейчас время года? (осень)
Слайд 4
Сегодня мы отправимся в осенний лес, в лесную школу. Посмотрите, животные в лесной школе тоже учатся и у них тоже урок математики.
Слайд 5.
Помогите лисичке заполнить окошки в примерах:
1 столбик – вставить пропущенные числа,
2 столбик – вставить знаки + или -,
3 столбик – вставить знаки >, <, или =.
6-О=5 9О2=7
О+9=9 5О1=6
8+О=10 7О0=7
7+ 1 O 5
5 O 4 + 1
4- 4 O 4
Примеры записаны на доске
Учитель вызывает по 1 ученику на каждый столбик.
Слайд 6.
Пока ребята помогают лисичке, мы поможем волчонку:
Посчитайте от 5 до 10, от 9 до 4, от2 до 8 через один, от 1 до10 через два… (Дети считают в полголоса хором, чтобы не мешать работающим у доски.)
Решение примеров по учебнику стр. 86, №2
Молодцы! Помогли волчонку! Он очень вам благодарен.
Достаньте из конвертов светофоры. Проверим работу на доске.
(Ученики светофором оценивают каждый столбик решённых примеров.)
Слайд 7. Самоопределение к деятельности.
Слайд 8.
Сколько у неё клубков? (5)
Как вы узнали? (3+2=5)
Как по-разному можно прочитать эту запись? (к 3 прибавить 2 получится 5, 3 плюс 2 равно 5, 3 да 2 будет 5, 3 увеличить на 2 получится 5).
Уметь правильно оценивать результат коллективной работы (самооценка + внешний контроль).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
III.. Первичное усвоение новых знаний.
Цель:
- Создание условий для усвоение обучающимися нового материала
Отвечают на вопросы учителя.
(читать запись по-другому, узнать названия чисел при сложении)
Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя
Организую выявление возможных затруднений.
Организую работу по формированию умений делать выводы.
Можно ли прочитать эту запись по-другому? Для этого нам надо узнать, как называются числа при сложении. Кто может сказать, чему мы должны научиться на уроке?
Открытие нового знания.
(У учителя корзина и муляжи фруктов, с помощью которых он демонстрирует все действия зайчика)
Слайд 9.
В лесной школе учится зайчик. Он нашёл под дикой грушей 2 груши и положил их в корзину.
Положите на парту столько же кругов.
Потом он под дикой яблоней нашёл 3 яблока и положил их в корзину.
Положите рядом столько же треугольников.
Что делал зайчик с фруктами? (Складывал в корзину)
Что делал зайчик с фруктами? (Складывал в корзину)
Какое действие он выполнял? (Сложение)
Что он складывал? (2 яблока и 3 груши)
Составьте выражение.
(2+3)
Слайд 10.
Назовите первое слагаемое. (2)
Назовите второе слагаемое. (3)
Сколько у вас на столе фигур? (5)
Дополните нашу запись. (2+3=5)
Как вы можете назвать число 5? (то, что получилось, ответ, результат)
В математике результат сложения называется – СУММА.
Прочитайте хором эту запись по-новому.
А теперь вернёмся к нашей белочке и прочитаем запись, используя слова «слагаемое» и «сумма».
Откройте учебник на стр. 86. Прочитайте правило. Что кроме результата можно назвать суммой (целое выражение 3+2)
Сумма чисел 3 и 2 равна 5 Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь планировать свою деятельность и действовать по плану. (Регулятивные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
IV.Физкультминутка
Слайд 11.
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
(взмахи поочерёдно правой и левой рукой)
V.Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Создаю ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах для самооценки.
Работа в тетради на печатной основе с. 32, № 1
Прочитайте следующее задание №2
Какое равенство составили к первому рисунку?
Какое равенство составили ко второму рисунку?
Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе. (Коммуникативные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока. Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новое знание.
Работают в парах
Под руководством учителя формулируют тему урока. Создаю ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах для самооценки.
Организую фиксирование нового знания в речи.
Организую уточнение темы урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
О чём говорит этот знак? (работа в парах)
При работе в парах соблюдайте правила!
Сейчас мы сами превратимся в лесных зверушек. Повернитесь друг к другу и договоритесь, кто из вас будет мышкой, а кто – зайчиком. Придвиньте к себе карточки с заданием.
Первые два примера решает мышка, а зайчик ей помогает, следующие два - наоборот. Кто справился, поднимите руки «домиком».
(дети работают в парах)
Вместе проверьте работу своей пары, пользуясь доской. Кто проверил, поднимите руки домиком.
Оцените работу своей пары (дети поднимают смайлик)
Те, у кого были ошибки, учитель выясняет, где ошиблись и почему.
Слайд12.
Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону
Вставьте пропущенные слагаемые
5+О=7 О+2+7
1+О=4 О+3=4
8+О=9 О+1=9
4+О=8 О+4=8
Слайд 13.
Самопроверка по эталону
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VII.Рефлексия учебной деятельности
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку своей деятельности на уроке.
Организую беседу, связывая результаты урока с его задачами.
Организую фиксирование содержания.
Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Отмечаю степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
Организую рефлексию.
Организую самооценку учебной деятельности.
Слайд 14
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была
Чему научились на уроке? (называть числа при сложении)
Какие математические термины узнали? (слагаемое, сумма)
Что мы называем слагаемыми? (числа, которые складываем)
Что называем суммой? (результат сложения и целое выражение)
Слайд 15.
Ученики лесной школы прощаются с вами и желают вам приходить на урок с хорошим настроением, а уходить с урока с новыми знаниями. Способность к самооценке.
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД).
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД).
Источники:
2. М. И. Моро, М. А. С. И. Волкова и др. Математика 1 класс, 1 часть М. "Просвещение" 2011, М. И. Моро, С. И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. 1 часть. 2011
3. Т. Н. Ситникова. Поурочные разработки по математике 1 класс к учебному комплекту М. И. Моро. М. ВАКО. 2013.