лариса егоркина
Конспект урока математики «Предметный смысл сложения», УМК «Гармония, 1 класс»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Предметный смысл сложения»
Ход урока.
Начинаю со стихотворения:
– Мы гостей сегодня ждали
И с волнением Вас встречаем:
Хорошо ли мы умеем
И писать и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного
I.Психологический настрой.
Что за чудо-чудеса!
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
- Потрите свои ладошки так, чтобы стало горячо.
Публикация «Конспект урока математики „Предметный смысл сложения“, УМК „Гармония, 1 класс“» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Сложение и вычитание. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с его ладошками.
- Почувствовали тепло?
- Пусть тепло души ваших друзей согревает вас на сегодняшнем уроке.
II. Организационный момент.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все сейчас к работе.
Слайд 1
- Давайте прочитаем начало предложения.
(На доске «Если не лениться…»)
- Как бы вы продолжили предложение? (ответы детей)
- Вот как продолжила я «Можно много добиться»
Пусть эти слова будут девизом нашего урока
- Вы готовы не лениться? Тогда отправляемся за математическими открытиями.
III.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Слайд 2
Я получила сегодня утром на электронную почту письмо, но ничего не поняла. Помогите мне разобраться:
3 5
5 2
6+3
6 + 3 = 9
-Прочитаем первую запись. Что это за записи?
-Прочитаем вторую запись. Что это?
Какой существенный признак указывает на то, что это неравенства?
IV. Выявление места и причины затруднения
- Посмотрите на третью и четвертую запись.
- Встречались ли нам на уроках такие записи?
- Можем ли мы эти записи назвать неравенствами? Почему?
- А как же называются такие записи?
-У нас возникла проблема. Давайте ее озвучим. (мы не можем сказать, что это за запись, не знаем как называются такие математические записи)
Почему возникла проблема (Не хватает знаний)
-А вы хотите узнать?
-Попробуем все вместе сформулировать тему урока. Чем же нам предстоит заниматься на уроке
(Высказывания детей)
Тема нашего урока : знакомство с новыми математическими записями. Чему мы должны будем научиться на уроке (узнать как называются новые записи, научиться читать новые математические записи, самим выполнять их запись).
_ Дети, вы готовы к работе?
V.Работа над новым материалом
Слайд 3
_Поработаем в парах.
-Договоритесь, кто из вас положит три цветных карандаша перед собой, а кто два. Положите
- А сейчас положите все карандаши на середину парты.
- Что вы сделали с карандашами? (Соединили)
- Как по-другому можно сказать? (Объединили, сложили)
ВЫВОД: когда отдельные предметы кладут вместе, в математике говорят, что их объединяют
Слайд 4
- Подумайте, а что еще в повседневной жизни нам приходится складывать вместе, объединять?
(Высказывания детей)
-Понаблюдаем. Я зову помощников.
- Объедините, пожалуйста
1-ая пара детей: (даю 3 мандарина и 1яблоко)
( Дети говорят: у меня 3 мандарина, а у меня одно яблоко
Учитель: объединим их вместе, складывают фрукты в корзину)
2-ая пара детей: (даю 4 красных конфеты и 5 синих)
( Дети говорят: у меня 4 красных конфеты, а у меня 4 синих
Учитель: объединим их вместе, складывают конфеты в корзину)
-Что общего во всех действиях, которые мы выполняли сначала с карандашами, а затем с фруктами и конфетами?
-В математике это действие с предметами, когда мы что-то объединяем, складываем, соединяем вместе, имеет свое название.
Может быть кто-то знает как называется это действие?
-Вы хотите узнать название этого действия?
Слайд 5
- Это действие называется сложением.
-Кто-то раньше слышал о таком математическом действии?
-Все те действия, которые мы выполняли с предметами, можно записать с помощью чисел и знака действия сложения. Он называется плюс.
Слайд 6
Я – плюс.
И этим я горжусь.
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья.
И в том мое предназначенье.
Знак “+” ставится между числами, которые складывают Он показывает, что числа нужно объединить, сложить. Слайд 7
-Попробуем прочитать записи, которые получились. (3+1, 2+4, 4+5)
- Вы прочитали не просто записи, вы прочитали числовые выражения
-Повторим хором
-Как вы думаете, почему выражения назвали числовые? (Действия происходят с числами)
- А теперь посмотрите и скажите, каким нашим действиям с предметами соответствуют данные числовые выражения
-Первое числовое выражение прочитаем хором: 3+2
Каких предметов вы брали 3? А каких – 2? Мы объединяли карандаши.
Второе числовое выражение прочитают хором мальчики: 3+1
Каких предметов брали 3? А какой 1?
Третье числовое выражение прочитают девочки: 4+5
Каких предметов брали 4? А каких 5?
Эти числовые выражения можно прочитать и по-другому, Слайд 8
3+2 - это сумма чисел (Повторим хором)
3 – это первое слагаемое (хором)
2 – это второе слагаемое (хором)
Используя новые слова прочитайте наши числовые выражения
Дети читают
Действия с предметами можно записать не только числовым выражением, но и числом.
Сколько всего карандашей на парте? (5)
- Как мы получили число 5?
- К 3 прибавили 2, получили 5.
- Слово «получили» в математике заменили знаком = равно.
Слайд9
Узнать, что получается,
Помогает знак равняется.
Слайд 10
Получились две равные части: левая и правая, а раз эти части равные, значит, как мы можем назвать, получившуюся запись? РАВЕНСТВО.
- Это равенства. Прочитать их можно по-разному. Левая часть – это сумма чисел, а правая - это значение суммы. (проговариваем хором).
-Как вы думаете, что значит “найти значение суммы”? (Выполнить действие сложения.)
Физ. минутка
-Составим числовые равенства к другим действиям с предметами и поучимся их записывать. Открыли рабочую тетрадь. Сегодня 24 ноября. Взяли ручку и нашли мою красную точку. Здесь вы начнете писать.
Вспомните, сколько было у нас мандаринов? (3)
В клетке, где стоит точка пишем 3.
Когда мы объединяем, соединяем, складываем какой знак в математике для этого существует? (+)
+ знак действия сложения, пишем его в следующей клетке. Пишем в каждой клетке, каждому знаку своя клетка.
Сколько яблок добавили к мандаринам(1)
Пишем 1
Слово получили заменяем знаком =. Записываем его в следующей клетке.
Сколько всего получилось фруктов(4)
Давайте представим, что в корзинку мы положили сначала яблоко, а потом мандарины. (Аналогичная работа)
Аналогичная работа с выражением про конфеты.
Физкультминутка
Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Наши глазки отдыхают.
Шея не напряжена и расслаблена она.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Но пора уже вставать
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше подымаем.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза
И красиво сесть.
Запись действия сложения на числовом луче.
Слайд 10
-Что это? (числовой луч)
- По каким существенным признакам вы догадались, что это луч?
Почему этот луч назвали числовым?
-Почему луч появился на уроке, мы же говорим о действии сложении, о числовых равенствах?
-Оказывается, числовые равенства можно показать на числовом луче. При сложении чисел мы двигаемся по числовому лучу вправо. Стрелками показываем сколько шагов нужно сделать.
-Подумайте, какое числовое равенство показано на луче?
А теперь на числовых лучах покажем равенство 3+1=4
(Один ученик за доской, остальные у себя на листочках)
Итог урока
Слайд11
Давайте вернемся к письму, которое мы читали в начале урока. Можете ли вы теперь рассказать, о тех математических записях, которые в начале урока нам были непонятны.
В заключении урока мне хотелось, чтобы вы поделились со мной впечатлениями от пройденного урока. Слайд 12
Рефлексия.
1. Весь урок у меня было … настроение
- бодрое - тревожное
- светлое - сонное
- загадочное - печальное
- уютное - мечтательное
2. Задания на уроке были :
-интересными
- необычными
- скучными
3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:
- на высоком уровне
- на необходимом уровне
- мне ещё надо поработать
- мне нужна помощь
4. Мне приятно было работать с … .
5. Мне больше всего понравилось на уроке : …
Математику надо учить,
Она приводит ум в порядок.
И не стоит ее не любить,
Ведь она страна вечных загадок.
Которые нам предстоит разгадывать
- Попрощаемся с нашими гостями, а с вами, дорогие мои ученики, я не прощаюсь. Я говорю вам до новой встречи завтра на наших уроках!