Анна Клячева
Эссе «Психологический смысл кризиса 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка».
Третий год жизни ребенка… Кажется, совсем недавно перед мамами и папами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь малыш многое умеет: ходить, говорить, играть, задавать вопросы, мечтает и борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – еще один трудный период в жизни ребенка и взрослого.
Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность выбранной мной темой.
Публикация «Эссе „Психологический смысл кризиса 3-х лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Работа психолога в ДОУ
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».
Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены следующие симптомы кризиса : негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.
Лев Семенович Выготский выделил «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка в период кризиса 3 лет :
1. Негативизм – это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого.
2. Упрямство – это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал, так захотел».
3. Строптивость – это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый.
4. Своеволие – ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.
5. Протест – бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
6. Обесценивание ребенком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.
7. Деспотическое подавление окружающих – это когда вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае ее ждут истерики и слезы.
В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности, но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, новые успехи, появляется желание стать лидером. Развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, показывая негативное отношение к требованиям взрослого. Кризис 3 лет – явление преходящее, но связанные с ним новообразования (отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми) – важный шаг психического развития ребенка.
Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит, нужно радоваться – значит, ребёнок развивается нормально. Не стоит забывать, что кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности. Если взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему в пределах разумного самостоятельность, конфликтов между ними и трудностей в общении может и не возникнуть или они будут носить временный характер.
Один из примеров в моей практике: «Каждое утро у детей из одной семьи проявляются характерные признаки кризиса – упрямство и строптивость. Утром мама никак их не может завести в группу, а связано это с тем, что детям не нравится обувь. Каждый раз Петя просит отвести его домой и переодеть тапочки, что мама и делает». На индивидуальной беседе с мамой я предложила правила использования слова «нельзя» : запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи; запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей.
Такие эмоции, как обида и злость у детей прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх, побросать мячик, устроить бой на воздушных шариках, поиграть в кричалки или сопелки, поколотить непослушную глину, из которой не получается мишка. При этом нужно самому быть более эмоциональным. Играя с детьми, мы не только помогаем им освободиться от неприятных эмоций, но и сможем проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, дети поймут, что в любых ситуациях мы стремимся его понять и поддержать. Он будет более откровенен, а значит, легче сможем помочь ему в трудные для него моменты.
Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей среды. Он осознает себя как личность, может самостоятельно обслужить свои потребности; может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Дети воображают, придумывают, действуют по правилам, общаются друг с другом, развиваются в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.
Для родителей я проводила родительское собрание на тему «Кризис 3-х лет» и оформляла папку – передвижку. Важным пунктом было «Как НЕ НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3-х лет», так как я на своем опыте заметила, что родители просто все «спускают с рук» и подчиняются своим чадам. Приведу важнейшие правила, которыми пользуюсь и сама:
1. Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
2. Не надо говорить «да», когда необходимо твердое «нет».
3. Не надо приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.
Любить ребенка нужно не за что-то, а просто так. Любить его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любить его всегда.
Свое эссе хочется завершить словами А. Гавриловой: «Любить ребенка – не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости, как детям, так и родителям».
Список литературы:
1. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2014. – 240с.
2. Ефименкова Р. П. Детская психология. Методические указания / Авт. -сост. Р. П. Ефименкова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 29с.
3. https://psihomed.com/krizis-3-h-let/ - Психология и психиатрия. Статья «Кризис 3 лет».
4. https://deti.zazzy.ru/2011/04/3.html - Консультация детского психолога. Статья «Кризис 3 лет».